Файл: Налоги и налогообложение банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог как основная форма финансирования доходов бюджета государства присуща всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает государство и которые создают материальную базу для выполнения его функций, поэтому функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов. Как экономическое явление отношения, отражаемые категорией «налог», характеризуются как отношения фискального обмена, вступая в которые, их субъекты - государство и налогоплательщики - обменивают общественные блага на налоги, или оплачивают личными средствами функции, блага и услуги, которые поставляет государство. Следовательно, налог как экономическое явление является частью доходов и имущества налогоплательщиков, переданных ими в форме денежных взносов государству в обмен на общественные блага.

Налогообложение банковских организаций, совершаемое в рамках общей концепции налогообложения, определено их специфической ролью, так как они являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, чья платежеспособность играет для общества значимую роль. С банковских счетов хозяйствующие субъекты в безналичном порядке рассчитываются за купленные товары, произведенные работы, оказанные услуги, реализуют платежи в бюджет.

На банковских счетах находятся безналичные денежные средства организаций и предприятий, с банковских счетов совершается выплата заработной платы, что в значительной мере оказывает влияние на налично-денежный оборот государства.

Банками реализуется кредитование предприятий и организаций, а также физических лиц, что помогает кредитным организациям получать процентные доходы, являющиеся главным источником совокупных доходов и оказывающими значительное влияние на финансовый результат деятельности.

Актуальность вопросов налогообложения банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах модернизации налоговой политики в России, доработки Налогового кодекса и формирования целостной национальной налоговой системы.

Объект исследования – понятие имущественного налогообложения.

Предмет исследования – порядок имущественного налогообложения банков.

Цель настоящей работы - исследовать порядок имущественного налогообложения банков.


Задачи:

- рассмотреть банки как субъект налогообложения;

- исследовать понятие имущественного налогообложения организаций;

-определить порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций;

- провести анализ расчета налога на имущество банков

Теоретической основой для написания работы послужили труды отечественных специалистов в области банковской деятельности, законы и нормативные документы РФ, а также материалы периодических изданий.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая включает в себя введение, двух глав основного текста, заключение и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы функционирования системы налогообложения в банках

1.1. Банки как субъект налогообложения

При анализе системы налогообложения банков следует исходить из определения налогов в целом. По своему экономическому содержанию налоги - это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками в целях создания общегосударственных централизованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций (оборонной, правоохранительной, социальной, экономической и др.) [12].

Толкование сущности налогов как способа финансирования производства общественных благ превращает их в неотъемлемый атрибут демократического правового государства, условие цивилизованного развития общества. В таком контексте роль налогов в общественном воспроизводстве не является однозначной. Это объясняется тем, что налоги могут, как способствовать росту ВВП, так и тормозить его. Речь идет о стимулировании и сдерживании развития социально- экономических процессов.

Налоги регулируют распределение ресурсов между государственным и частным секторами экономики, между производством общественных и частных благ, и в этом смысле они являются инструментом выполнения государством локационной функции. Налоги также являются инструментом финансовой политики, при помощи которого осуществляются распределение и перераспределение создаваемого валового общественного продукта и национального богатства [9].


Термин «налог» имеет долгую практику применения; масштаб его использования неуклонно возрастает не только в текстах нормативных правовых актов, но и в научной литературе, а еще больше — в политической и обыденной риторике. Тем не менее, содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся, оно видоизменяется в зависимости от условий и целей применения. Сущность налога, как экономической категории, – это воплощение реально существующих отношений перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций [9].

Налоги являются основным источником формирования бюджета любого государства, за счет которого финансируются расходы на функционирование социальной, экономической, оборонной и других сфер деятельности. Вместе с тем налоги служат и одним из действенных инструментов регулирования экономики страны. Кроме того, они являются наиболее важным элементом финансовых отношений на уровне государства, регионов, муниципалитетов, предприятий, граждан. Поэтому для обеспечения устойчивого развития социума и экономики любой страны необходимо организовать как можно более рациональную и эффективную налоговую систему. В этих условиях особую актуальность приобретают исследования концептуальных основ природы налога, налоговой системы и особенностей организации налоговых отношений. В современных рыночных условиях во взглядах на налог происходит все большая трансформация в сторону понимания налога как осознанной необходимости. И это при том, что для субъектов хозяйствования налог может восприниматься негативно, поскольку он в итоге сокращает их реальные доходы. Но общество все более понимает, что уплата налогов неразрывно связано с общественными благами, в которых это общество нуждается, и потому не должно зависеть от желания и воли конкретного налогоплательщика. Налоги регулируют распределение ресурсов между государственным и частным секторами экономики, между производством общественных и частных благ, и в этом смысле они являются инструментом выполнения государством локационной функции. Налоги также являются инструментом финансовой политики, при помощи которого осуществляются распределение и перераспределение создаваемого валового общественного продукта и национального богатства. Главным инструментом государственного регулирования основных экономических процессов является налоговая политика. Налоговая политика проводится, в том числе, в отношении банковской системы [10].

Банковская система сегодня является одной из неотъемлемых и важнейших структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло тесно и параллельно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, немаловажно увеличивают общую эффективность производства.


Банк является организацией, созданной, чтобы привлекать денежные средства и размещать их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.

Главное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках реализуется и другими финансовыми и кредитно-финансовыми учреждениями, представленными: инвестиционными фондами, страховыми, брокерскими, компаниями, дилерскими фирмами и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два немаловажных признака, которые отличают их от всех других субъектов [13].

Во-первых, именно для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные подобным образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, которые выпущены другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, они не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед физическими и юридическими лицами. Этим банки отличаются от разных инвестиционных фондов, что все риски, которые связаны с преобразованием стоимости ее пассивов и активов, распределяет среди своих акционеров.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах [13]:

- непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;

- как посредник между государством и налогоплательщиками, через него происходит реализация финансово-хозяйственных операций других налогоплательщиков (организаций, предприятий, граждан) и он в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию именно для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

- как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет.

У налогообложения банков есть свои отличительные черты, они связаны со спецификой банковской деятельности. Одной из подобных отличительных черт является налогообложение прибыли банков.

С 1 января 2002 года банки уплачивают и исчисляют налог на прибыль согласно главе 25 части 2 Налогового кодекса РФ [2].

Но при расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, они предопределены отличием бухгалтерского учета в кредитных организациях, расчетов сумм расходов, доходов, которые относятся на издержки производства банковских услуг именно для целей налогообложения, и финансовых результатов. Учет расходов и доходов банка специфичен, так как тут применяется свой план счетов, унифицированный вариант его был введен в банковскую практику с 1 января 1998 г. Помимо данного, сами доходы представляют собой в большинстве процентные доходы от размещения и привлечения денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, это, соответственно, оказывает влияние на формирование налогооблагаемой базы [17].


Следующее отличие представлено особенностью исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Рассматривая особенности обложения налогом на добавленную стоимость услуг банков, следует исходить из того, что в стране с рыночной экономикой финансовые услуги, зачастую, освобождены от указанного налога. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их уровень оказывают влияние разные риски (валютные, кредитные, процентные, курсовые) и конкуренция. Одна и та же услуга различными банками различным клиентам оказывается за дифференцированную оплату. В то же время коммерческие банки по природе являются посредниками как в денежном обращении, так же и по ценным бумагам и валюте.

1.2. Понятие имущественного налогообложения организаций

Имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения, прежде всего вследствие своей стационарности. Имущественные налоги имеют большой фискальный и регулирующий потенциал, одновременно обладая всеми достоинствами прямых налогов, и при эффективном управлении способны значительно увеличить доходы региональных и местных бюджетов [18].

ГК РФ[3] не разделяет между собой понятие вещи и имущества, при этом не давая четкого определения ни вещи, ни имущества. Часть 1 ГК РФ дает лишь перечень вещей (имущества), которые относятся к категории недвижимого, включая в него земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Налоговый кодекс РФ включает в состав объектов обложения имущество, поясняя при этом, что под имуществом в налоговом праве следует подразумевать имущество, понимаемое в трактовке ГК, за исключением имущественных прав. Таким образом, НК РФ также не рассматривает термин «имущество» [2].

В одном из вариантов Налогового кодекса, который был отклонен при рассмотрении в Государственной Думе, дано следующее определение имущества: имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.