Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Многие предприниматели, стараясь сделать свою продукцию наиболее конкурентоспособной, применяют различные секреты и ухищрения. При этом на разработку таких секретов зачастую тратятся значительные средства и усилия. Знание особенностей законодательного регулирования секретов производства поможет лучше защитить ваш бизнес, а также не допустить нарушений в данной сфере.
Степень разработанности темы исследования. Данную тему исследовали в своих трудах такие специалисты как: В.И. Еременко, К.Е. Амелиной, И. Лушникова, Н. Ключко и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования правовой охраны секрета производства (ноу-хау).
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовую охрану секрета производства (ноу-хау).
Цель исследования – рассмотреть особенности правовой охраны секрета производства (ноу-хау).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития законодательства о ноу-хау в России и за рубежом;
- рассмотреть понятие и признаки ноу-хау;
- определить соотношение ноу-хау и коммерческой тайны;
- рассмотреть содержание исключительных прав на ноу-хау;
- рассмотреть особенности и актуальные проблемы договоров по распоряжению исключительным правом на ноу-хау.
Методологической базой исследования являются методы диалектического познания действительности, сравнительного и логического анализа и синтеза, системного подхода к изучаемым процессам и явлениям, методы конкретно-социологического исследования.
При написании работы были использованы: Конституция РФ[1], Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «О коммерческой тайне» и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и предложения, осмысление ряда актуальных вопросов правовой охраны секрета производства (ноу-хау) формируют необходимую базу для дальнейшего исследования теории прав личности как формирующейся юридической науки при обосновании конкретных мер по совершенствованию правового регулирования правовой охраны секрета производства (ноу-хау).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОУ-ХАУ КАК ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и признаки ноу-хау
Современный ритм жизни общества диктует свои правовые правила ведения деятельности, а в некоторых случаях и некоего аналога борьбы со стороны разного вида организаций. В частности, развитие, деятельность, а, кроме того, и проблема наличия существования указанных организаций в условиях свободного рынка находится в зависимости от оперативности руководства, области деятельности определенного юридического лица, разумного распределения финансовой составляющей, в т.ч. и умения осуществлять защиту необходимую в их деятельности конфиденциальную информацию.
Следует, кроме того, обратить внимание на то, что в условиях инновационного развития экономики со временем все более существенную роль играют разные объекты интеллектуальной собственности. При этом определенные виды результатов интеллектуальной деятельности могут представляться не то, что полезными, но и безусловно прибыльными для разного рода компаний и организаций. Например, секрет производства, применяемый в организации, может не только оптимизировать процессы, экономить средства и другое, но и стать полноценным товаром на рынке. Любая организация, которая желает заработать дополнительную прибыль, имеет право передавать свои ноу-хау, при помощи заключения лицензионных договоров, таким образом, получая существенную прибавку к своему доходу[2].
Кроме всего прочего, достаточно не так давно был принят определенный Закон, нацеленный на то, чтобы простимулировать разного рода организации на реализацию таких мероприятий. В соответствии с этим Законом, от налогообложения освобождены операции, которые непосредственно связаны с передачей исключительных прав на секреты производства (ноу-хау) на основании лицензионных договоров. Представляется, что это эффективно поспособствует совершенствованию секрета производства как объекта товарного рынка.
В буквальном переводе с английского языка понятие «ноу-хау» означает «знать как». Первый раз указанный термин возник в Англии и США, тем не менее, после распространилось и на иные государства. Изначально технические знания, опыт, секреты производства, представляющие ноу-хау, были нужные для осуществления предмета лицензии, которая была получена на применение запатентованного изобретения, и применялись только в технической области. Тем не менее, в современное время к ноу-хау следует относить, кроме того, информацию нетехнического характера, которая относится к организации и экономике производства, маркетингу и прочее[3].
Тем самым, можно сказать, что суть ноу-хау представляет собой информация. Информация - нужный аспект жизни как отдельного человека, так и любого общества, в котором он живет. По мере совершенствования общества развиваются и наши понимания относительно информации и, следовательно, степень влияния общества на информацию, распространение и использование информации. Указанные изменения осуществляются в первую очередь в результате научно-технического прогресса, формирования и развития новых технологий и средств распространения информации.
Нужным признаком для информации как объекта гражданских правоотношений выступает ее коммерческая ценность, т.е. способность быть объектом рыночного оборота. Условием предоставления защиты выступает принятие правообладателем всех нужных мер для обеспечения ее конфиденциальности. При исполнении указанных требований под ноу-хау подпадают, тем самым, любые знания, включая практический опыт специалистов, используемые не только в производстве, но и в иных сферах хозяйственной деятельности: торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах. В иностранной экономической и правовой доктрине все указанные сведения обозначается разными понятиями: «коммерческая тайна», «секреты производства», «ноу-хау», которые в аспекте правовых категорий понимаются как синонимы. Гражданско-правовому регулированию подлежит не любые сведения, а только те, которые обладают действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее 3-им лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законных основаниях и владелец которой осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности. Тем самым, ГК РФ устанавливает защиту заинтересованных лиц от разглашения принадлежащей им сведений без надлежащего разрешения. Состав информации, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, устанавливается в специальном законодательстве.
После принятия ч. 4 ГК РФ первый раз на нормативном уровне (ст. 1465 ГК[4]) установлено легальное определение секрета производства, под которым следует понимать сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Закон исключает необходимость регистрации секрета производства.
Из этого вытекает, что содержание секрета производства представляет информация, т.е. информация, которая подтверждается и содержанием ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой под информацией следует понимать сведения.
Для ноу-хау присуще наличие принципа повторимости, т.е., по-другому говоря, могут встречаться ситуации, когда определенная информация станет доступной для различных лиц вне зависимости друг от друга (в частности, в результате осуществленных самостоятельно научных исследований). В соответствии с п. 2 ст. 1466 ГК лицо, которое стало добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем информации, которая представляет содержание охраняемого секрета производства, получает самостоятельное исключительное право на такой секрет производства.
Конфиденциальность ноу-хау следует рассматривать как своеобразное обременение, так как при отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, которое распорядилось своим правом, должно сохранять конфиденциальность секрета производства до окончания действия исключительного права на секрет производства (п. 2 ст. 1468 ГК).
Как правило, в современное время секрет производства в нашем государстве не особо распространено, однако, в дальнейшем подобная ситуация должна существенно перемениться, поскольку постоянное совершенствование развитие технологий всегда сопровождается рядом разных процессов, которые постепенно можно улучшать, оптимизировать, добавлять и прочее для достижения целей эффективного и экономичного достижения результата.
Наиболее позитивная ситуация имеет место тогда, когда современное законодательство не дает возможности должным образом осуществлять свои права или формирует преодолимые трудности в силу своей недосказанности, которые принимают статус непреодолимых после их «соответствующего» толкования чиновниками различных государственных ведомств.
В правовой доктрине отнесение определенных сведений к секрету производства (ноу-хау) длительное время пребывало в состоянии неопределенности, поскольку разные правоведы высказывали точки зрения, противоречащие друг другу.
В частности, первоначально к секрету производства (ноу-хау) относили лишь технические достижения. В последующем точки зрения правоведов стали расходиться и охватывать все более широкий объем информации.
Таким образом, в современной отечественной юриспруденции ноу-хау чаще всего называют иначе - «секрет производства». И потому гл. 75 части четвертой ГК РФ, целиком посвященная ноу-хау, лишь в одной статье говорит о нем именно как о ноу-хау, в остальных случаях заменяя данное понятие на «секрет производства».
Как отмечают ученые, секреты производства, хотя и являются признанным эффективным средством правовой защиты экономических интересов предпринимателей, а также применяются со времен римского права, при этом, в масштабах всего мира, до сих пор лишены единого понимания и унифицированного правового регулирования.
1.2 Соотношение ноу-хау и коммерческой тайны
Одним из наиболее характерных способов защиты сведений в современное время выступает присвоение статуса секрета производства (ноу-хау) относительно информации и введение относительно этой информации режима коммерческой тайны.
В первую очередь следует сказать, что институт ноу-хау и проблемы его соотношения с институтом коммерческой тайны, согласно точке зрения правоведов, стал камнем преткновения в законе о коммерческой тайне[5].
Однако, имеет место быть и второй вопрос о соотношении данных понятий с термином «коммерческая тайна», так как еще в недавнем прошлом имели место быть достаточно бурные споры между правоведами, в которых указанные понятия неоднократно сравнивали, давали разные характеристики и классификации. При помощи классификации многие осуществляли попытки разделить понятия «ноу-хау» и «коммерческая тайна» на составляющие и уже на основании сравнения их элементов - найти определенные сходства или различия, которые могли подтвердить их точку зрения относительно правовой сути указанных терминов.
С принятием IV части ГК РФ ситуация существенно переменилась. При этом с ее принятием были внесены существенные изменения и в другие части ГК РФ, а, кроме того, в законодательство, которые регулируют коммерческую тайну. Все данные действия привели к тому, что поводов для рассуждений стало меньше, поскольку «центр тяжести» сместился к последней из упомянутых позиций.
В современное время законодательство не содержит достаточно противоречивых и коллизионных правовых норм по проблемам содержания понятий «секрет производства» и «коммерческая тайна», кроме того, отныне указанные понятия, исходя из их дословного содержания, отличны по своей сущности. В соответствии с современными правовыми нормами ФЗ «О коммерческой тайне», а именно п. 1 ст. 3 этого Закона, коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, дающий возможности ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Т.е. с 1 января 2008 г., с момента вступления в силу IV части ГК РФ и определенных изменений законодательства, коммерческая тайна начала свое существование как «режим конфиденциальности информации». При этом, понятие «информация, составляющая коммерческую тайну» также претерпело изменения, и в настоящее время секрет производства не отмечается в содержании указанного понятия, но как объект тождественен указанному термину. Т.е. секрет производства, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» представляется как информация, составляющая коммерческую тайну. Далее определение информации, составляющей коммерческую тайну, дословно повторяет определение секрета производства (ноу-хау) из ст. 1465 ГК РФ.