Файл: Понятие и признаки ноу-хау и коммерческой тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем самым, на основании осуществленного исследования современного следует говорить, что в современное время существует 3 термина, которые следует смело использовать для определения такого объекта, как информация любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а, кроме того, информация о способах реализации профессиональной деятельности, которые обладают действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности их 3-им лицам, к которым у 3-их лиц нет свободного доступа на законном основании и относительно которых обладателем подобной информации введен режим коммерческой тайны. Эти термины равноценны в своем содержании:

1) секрет производства;

2) ноу-хау;

3) информация, составляющая коммерческую тайну.

Представляется ясным, что термин «коммерческая тайна» более не в состоянии конкурировать с секретом производства (ноу-хау) за право именоваться объектом, который выступает комплексом конфиденциальных сведений, однако, при этом указанный термин приобрел иное значение, в определенной мере даже более весомое, поскольку он стал определять собой «режим конфиденциальности информации» относительно секрета производства (ноу-хау). При этом они стали практически неотделимы друг от друга, поскольку понятие секрета производства (ноу-хау) устанавливает обязательное введение режима коммерческой тайны относительно себя (ст. 1465 ГК РФ), а коммерческая тайна подразумевает применение своего режима относительно секрета производства (ст. 1 ФЗ «О коммерческой тайне»). Налицо единство 2 начал, проявленное в обязательном дополнении одного предмета другим. Как секрет производства (ноу-хау) без введенного относительно себя режима коммерческой тайны будет выступать ненадлежаще защищенным объектом, а вернее, абсолютно беззащитным при попытке его сохранить от посягательств 3-их лиц, так и коммерческая тайна не может иметь место быть как конкретный режим в отсутствие объекта, который и стоит защитить при помощи указанного режима[6].

Исходя из всего сказанного, принимая во внимание сложившуюся практику использования термина «коммерческая тайна» мы следует ставить указанный термин в один ряд с секретом производства (ноу-хау), однако, исключительно для достижения целей применения в деловой практике и лишь на основании того, что эти 2 предмета призваны дополнять друг друга, а наличие одного из них практически всегда будет зависеть от наличия второго. При этом стоит помнить, что коммерческая тайна в современное время не есть комплекс информации, но ее фактический статус, режим обращения и применения, а гриф с надписью «Коммерческая тайна» - прямое подобие грифа «Совершенно секретно», устанавливаемого относительно информации, представляющей государственную тайну. Понятие «совершенно секретно» означает определенный объем информации или сведений, поскольку под этим грифом может храниться, почти что все что угодно, так недопустимо это и относительно понятия коммерческой тайны. По этой причине для юридически значимых документов, как-то лицензионные договоры и иные, все равно необходимо применение терминологии, определенной законодательством, и вследствие этого определение такой информации, которые следует сохранить в конфиденциальности, может приобретать только 3 формы, уже отмеченные выше: 1) ноу-хау; 2) секрет производства; 3) информация, составляющая коммерческую тайну.


Таким образом, разобравшись с соотношением терминологии, следует исследовать те препятствия, с которыми могут столкнуться организации в случае применения в своей деятельности такого объекта интеллектуального права, как секрет производства (ноу-хау). Указанное исследование будет посвящено вопросам применения секрета производства (ноу-хау) на примере некоммерческих организаций.

В правоприменительной практике зачастую можно встретить разбирательства между организациями и налоговыми органами относительно начисления амортизационных выплат и налогообложению секрета производства (ноу-хау). В некоторых случаях налоговые органы не считают секретом производства сведения, относительно которых организация ввела режим коммерческой тайны[7], в иных - находят секрет производства там, где его нет, и пытаются удержать с этого определенный налог[8]. Также существуют дела, когда сделки по передаче ноу-хау считаются мнимыми и списание средств по данной статье расходов не принимаются во внимание при налогообложении[9]. Встречаются и случаи, когда суд принимает решение, которым опровергает статус ноу-хау относительно информации, поскольку информация, которая относится к ноу-хау, была широко известна заведомо[10]. Кроме того, случается, что организации и иные субъекты гражданского права оспаривают между собой права на ноу-хау вследствие распределения прав собственности[11].

Во избежание появления таких проблем у некоммерческих организаций следует разобраться, какие действия стоит предпринимать их руководству, чтобы не стать участниками судебных разбирательств.

Прежде всего, одной из основных задач некоммерческой организации выступает установление режима коммерческой тайны относительно того объема информации, который она защищает. Однако, каким образом осуществляется соотношение статуса некоммерческой организации, целью формирования которой не представляется извлечение прибыли, с потенциальной коммерческой ценностью, которая выступает одним из элементов, представляющим список требований к секрету производства (ноу-хау)?

В указанном варианте проблема возможности использования режима коммерческой тайны и защиты секрета производства (ноу-хау) разрешается достаточно просто. Несмотря на то, что главной целью деятельности некоммерческой организации выступает не извлечение прибыли (т.е. коммерческая деятельность как таковая), а достижение уставных целей, закон не устанавливает запрета для таких организаций заниматься предпринимательской деятельностью. Безусловно, в указанном случае вводится ряд ограничений, например, использование прибыли только для достижения уставных целей и ведение раздельного бухгалтерского учета, но факт остается фактом, реализация коммерческой деятельности некоммерческими организациями не является запрещенной. Т.е. любая некоммерческая организация имеет право обладать секретами производства (ноу-хау) и вводить для их защиты режим коммерческой тайны.


Однако, как быть тогда, когда некоммерческая организация не занимается предпринимательской деятельностью? Может ли у таких организаций иметься в наличии секрет производства (ноу-хау)? Кто и каким образом может установить наличие коммерческой ценности в совокупности сведений, которые хочет защитить руководство организации?

По причине отсутствия законодательного регулирования понятия «коммерческая ценность» следует считать возможным при установлении ценности информации руководствоваться общими принципами разумности и добросовестности. Тем самым, любая информация, которая способствует либо предполагает наиболее эффективное, рациональное и экономное использование труда, технологических процессов, производства, финансовых и других средств с минимальными усилиями и затратами (в т.ч. временными), обладает коммерческой ценностью. Наличие информации, которая отвечает подобному определению, как в коммерческих, так и некоммерческих организациях не вызывает сомнений, поскольку почти что любой процесс активной деятельности можно описать наиболее рациональным способом, предполагая, что о нем неизвестно третьим лицам и указанная информация может принести выгоду.

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА НОУ-ХАУ

2.1 Содержание исключительных прав на ноу-хау

В соответствии с п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Например, предприниматель-кондитер Н., находясь в приемной офиса предпринимателя Л., занимающегося хлебопекарным бизнесом, благодаря открытой двери в кабинет стал свидетелем телефонного разговора предпринимателя Л. со своим менеджером, во время которого предприниматель Л. давал указания, как правильно замешивать тесто для булочек, изготавливаемых по особому рецепту. Рецепт был ноу-хау предпринимателя С., однако после всего услышанного предприниматель Н. как добросовестный приобретатель данного секрета производства на законных основаниях начал использовать услышанный им рецепт в деятельности своей кондитерской.


Чтобы понять, какой способ получения сведений, составляющих ноу-хау, является незаконным, необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне), поскольку согласно ст. 1 данного Закона информация, составляющая коммерческую тайну, как раз и является секретом производства.

2.2. Правовое регулирование охраны коммерческой тайны

До принятия части ст. 7 ФЗ «О коммерческой тайне» устанавливала права обладателя информации, которая составляет коммерческую тайну. В целях приведения указанного Закона в соответствие с IV частью ГК РФ Законом 2006 г. N 231-ФЗ данная статья считается утратившей силу, тем не менее, ее положения «восстановлены» Законом 2014 г. N 35-ФЗ

Ч. 1 п. 2 ст. 139 части первой ГК РФ в пределах соответствующей регламентации определяла, что информация, составляющая коммерческую тайну, защищается способами, установленными Гражданским Кодексом и иными правовыми актами.

В п. 2 ст. 1466 ГК РФ установлено приобретение самостоятельного исключительного права на секрет производства лицом, ставшим добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, которая составляет содержание охраняемого секрета производства.

Аналогично указанному стоит сказать, что до принятия ст. 1466 ГК РФ в пределах соответствующего регулирования в ч. 2 ст. 4 ФЗ «О коммерческой тайне» определялось, что информация, самостоятельно полученная лицом при реализации исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание данной информации может совпадать с содержанием информации, представляющей коммерческую тайну, обладателем которой выступает другое лицо. Для достижения целей приведения указанного Закона в соответствие с комментируемой частью Законом 2006 г. N 231-ФЗ изложенная часть 2 ст. 4 признана утратившей силу.


Раньше в ч. 3 ст. 151 ОГЗ СССР устанавливалось только то, что лицо, самостоятельно и добросовестно, которое получило информацию, представляющую собой ноу-хау, имеет право использовать ее без каких бы то ни было ограничений.

Ст. 1467 ГК РФ определяет срок действия исключительного права на секрет производства. Закрепление такой регламентации основано на общей норме п. 2 ст. 1230 IV части ГК РФ, устанавливающей, что длительность срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, порядок исчисления этого срока, основания и порядок его продления, а, кроме того, основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока устанавливаются ГК РФ.

До принятия IV части ГК РФ в ч. 2 ст. 151 ОГЗ СССР говорилось о томь, что срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия условий, названных в ч. 1 данной статьи, т.е. условий, при которых обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), вправе на защиту от противозаконного использования указанной информации третьими лицами.

Напомним, что согласно ст. ст. 1468 - 1470 ГК РФ к лицам, обязанным сохранять конфиденциальность ноу-хау, относятся:

- лицо, передавшее исключительное право на ноу-хау другому лицу по договору об отчуждении исключительного права на секрет производства;

- лицензиар и лицензиат по лицензионному договору о предоставлении права использования секрета производства;

- гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стало известно ноу-хау.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имевшие место быть в нашем государстве фундаментальные изменения в сфере экономических отношений, установление в части четвертой ГК РФ исключительного права на секрет производства (ноу-хау) и необходимость качественной защиты предпринимателями своих имущественных интересов в области ноу-хау объясняют необходимость и определяют последующее направление развития гражданского законодательства о ноу-хау.