Файл: Психофизиологические методы в управлении персоналом.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
Психологическое обследование вновь поступающих на работу на должности машиниста и помощника машиниста локомотивных бригад осуществляется специалистом психологом локомотивного депо. Оно включает в себя тестирование профессионально-важных качеств (ПВК); изучение особенностей личности. ПВК в целях отбора тестируются и оцениваются только по прошедшим экспертизу методам и критериям, которые регламентированы нормативными документами ОАО «РЖД». При переходе из одного депо в другое, если длительность перерыва в работе составляет не более одного года, данные о профессиональном психофизиологическом тестировании можно оставить в силе. На новое место работы необходимо представить заключение психолога и протоколы обследований. Ниже в таблице 1 приводятся, определяющие методики, критерии их оценки и особенности проведения психофизиологического обследования при отборе машинистов и помощников машинистов локомотивов пассажирского и грузового движения.
С 2010 г. в ОАО «РЖД» ведутся работы, направленные на совершенствование методов психофизиологического обеспечения локомотивных бригад. В частности, планом научно – технических работ Компании до 2015 г. предусмотрены исследования, цель которых – изучить утомляемость бригад при ведении поезда, дать оценку психофизиологических и психологических качеств машинистов и помощников. Работы выполняются специалистами Негосударственного учреждения здравоохранения «Научный клинический центр ОАО “РЖД”».
Таблица 1 - Перечень методик, критериев их оценок и особенностей проведения обследований машинистов, помощников машинистов локомотивов пассажирского и грузового движения[7]
Перечень ПВК |
Методики оценки ПВК |
Критерии оценки (положительной) |
Особенности проведения методики |
Готовность к экстренному действию |
Методика определения готовности к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов |
Р < = 0,250 c N(ВР>1с) < 4 N пропусков сигналов без предупреждения - не более 3. Пропуск сигналов с предупреждением не допускается. |
Продолжительность обследования - 1 час (для машинистов и п/м, работающих в 2 лица) |
Готовность к экстренному действию и надежность работы в состоянии утомления |
Методика определения надежности работы в состоянии утомления. (выполняется на основе методики ГЭД) |
1-й час: оценка результатов аналогична оценке результатов методики ГЭД; 2-й час: Р<=0,250c, отношение пропущенных и поданных сигналов не должно превышать 0,4. |
Продолжительность обследования – 2 часа (для машинистов скоростных поездов и работающих без помощника машиниста) |
Скорость переключения внимания |
Методика определения скорости переключения внимания на красночерных таблицах Шульте-Платонова |
Время выполнения 1-го и 2-го заданий не должна превышать 90 сек.; Время выполнения 3-го задания не должно превышать 330с; Т <= 150c |
Выполняются 3 задания. Допускается выполнение тренировочного задания на отдельной таблице |
Помехоустойчивость |
Методика определения эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости) |
Время выполнения задания не должно превышать 430с; Ту <= 100c |
Методика является продолжением методики определения скорости переключения внимания. Выполняется 3 задание в условиях помех. |
Стрессоустойчивость |
Методика определения стрессоустойчивости |
Т3 >= T4; N4-N3 <= 2; T4 < 0,6c |
Выполняются 4 задания |
Профессиональный психологический отбор членов локомотивных бригад, как правило, основан на результатах использования базовых психофизиологических методик. Широко используются такие, как устойчивость к монотонии (ГЭД), скорость переключение внимания и эмоциональная устойчивость (красно – черные таблицы), исследования стрессоустойчивости. Анализ работ последних лет свидетельствует о том, что используемые методики, в целом дают возможность психологу уже по результатам первичного исследование достаточно точно определить психофизиологический статус машиниста или помощника.
Для изучения особенностей личности кандидата в качестве базовых рекомендуется использовать следующие методики:
1. тест цветовых выборов Люшера – для оценки актуального психоэмоционального состояния;
2. тест Лири – для диагностики межличностных отношений;
3. 16-ти факторный личностный опросник Кэттела – для комплексной оценки личностного портрета. На основании личностного тестирования строится прогноз по профессиональной психологической адаптации работника, и выдаются заключения в виде индивидуальной карты результатов обследования с перечислением проведенных методик, оценкой их выполнения, датой проведения обследования и присвоением группы профпригодности, а также соответствующие рекомендации начальнику депо.
Обследование включает в себя следующие методики:
Психологические[8]
1. тест "САН" - методика оценки самочувствия, активности, настроения;
2. тест Ч.Д.Спилбергера - методика оценки тревожности;
3. методика оценки критической частоты слияния световых мельканий;
4. методика оценки чувства времени;
5. методика оценки времени простой сенсомоторной реакции;
6. методика оценки реакции на движущийся объект;
7. методика оценки тремора;
8. теппинг-тест.
Физиологические (проводятся при наличии соответствующего специалиста и диагностической техники)
1. ритмография;
2. стабилография;
3. методы оценки гемодинамических показателей;
4. аккупунктурная диагностика.
При обследовании могут быть использованы пробы с дозированной физической нагрузкой. На основе опроса или анкетирования выявляют самочувствие работников локомотивной бригады, продолжительность сна и отдыха после последней поездки и возможность приема ими лекарственных препаратов и алкоголя.
Таким образом, подводя некоторые итоги, можно сделать следующие выводы:
- для обеспечения сохранения здоровья и высокого уровня работоспособности машинистов железнодорожного транспорта в условиях движения целесообразно дополнить их обследовали исследованием функционального состояния центральной нервной системы;
- организовать постоянной контроль психофизиологического состояния машинистов методами оценки психофизиологического состояния включающим себе определение концентрации внимания и степени развития стресса;
- необходимо организовать периодическое тестирование для выявления допатологических (предпатологических) состояния машиниста;
- в качестве методик стрессоустойчивости рекомендуется использовать тесты Кеттелла, Люшера, Шмишека и Айзека;
- введение в перечень изучаемых факторов показателей образа и качества жизни и степени удовлетворенности работой;
- создать комплексы коррекционных мероприятий для профилактики показателей психофизиологической пригодности работников локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья, и обеспечить безопасность движения в целом.
2.2 Психофизиологическая диагностика
Психофизиологическая диагностика и коррекция функциональных нарушений нервной системы позволяет оптимизировать внутреннее функциональное состояние человека; значительно расширяет набор эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях на основе использования способов саморегуляции эмоционального состояния.
Диагностика и коррекция функциональных нарушений нервной системы непосредственно проводятся с применением научного биоуправления. Биоуправление сочетает в себе возможности тестирования, мониторинга и тренинга, в ходе которого виртуальный сюжет контролируется физиологическими параметрами тренируемого, такими как: сердечный ритм, температура тела, кожно-гальванические реакции. Положительный исход виртуального сюжета возможен только при использовании эффективных стратегий поведения. Универсальная форма тренинговых занятий по оптимизации функциональных состояний человека и, как следствие, профилактике стресса, позволяет значительно расширить набор эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях на основе использования способов саморегуляции психофизиологического состояния. Современные компьютерные технологии позволяют отслеживать результаты диагностики и коррекции в динамике как во время мониторинга, так и после комплекса тренингов.
Сфера применения психофизиологической диагностики и коррекции функциональных нарушений нервной системы очень широка. Однако традиционно данный вид мониторинга применяется исключительно к работникам промышленных предприятий.
На мой взгляд, диагностике и коррекции могут подвергаться следующие субъекты:
- работники промышленных предприятий с целью снижения уровня травматизма и разработки рекомендаций по определению стратегий поведения, направленных на оптимизацию функционального состояния, что позволит повысить производительность труда;
- спортсмены различного уровня от детского возраста и до спорта высоких достижений, с целью приближения к оптимальному уровню функционирования организма в соответствии с программой соревнований.
Особенности реагирования спортсменов на физиологическом уровне значительно коррелируют с поведенческими стереотипами. Это позволяет определить направления дальнейшего тренинга и проводить индивидуальную психологическую и психофизиологическую подготовку, прорабатывая «слабые точки» и приближая спортсмена к оптимальному уровню функционирования.
Описанная система тестирования позволяет оценить психофизиологическую готовность с учетом не только индивидуальных особенностей спортсмена, но и вида спортивной деятельности, выявить наиболее значимые механизмы формирования психофизиологической готовности. Это позволит унифицировать психофизиологическое сопровождение тренировочного процесса в различных спортивных федерациях.
- ученики автошкол;
Около 62% из всех начинающих водителей ежегодно становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. Причиной аварии являются низкая психологическая и психофизиологическая адаптация; нестандартные ситуации на дорогах, которые и вызывают у начинающего водителя стресс. В этой связи нами рекомендуется в программу обучения начинающих водителей включить тренинги по стресс-менеджменту.
- ученики музыкальных школ.
В такой сложнейшей деятельности, как музыкальное исполнительство, к движению предъявляются требования точности, тонкой дифференциации мышечных напряжений, скоростных умений. То, насколько рациональным, комфортным и совершенным по своей структуре будет способ выполнения игрового движения, имеет существенное значение для будущих музыкантов-исполнителей. Поэтому одной из насущных задач при обучении техническому мастерству является отбор наиболее рациональных двигательно-игровых приемов. Недостаточное внимание к этому вопросу приводит к стихийности в развитии техники, нерациональности функционирования двигательного аппарата, невозможности самоконтроля слухо-моторной координации и формированию профессионального мышечного спазма музыкантов. Этим определяется актуальность применения диагностики и коррекции функциональных нарушений нервной системы в данной сфере.
Теоретических анализ опыта применения данных технологий диагностики и коррекции позволяет заключить, что несмотря на положительные результаты их применения, достаточного распространения они не получили. Данные технологии применяют только передовые предприятия в крупных городах, таких как: Москва, Санкт – Петербург, Екатеринбург. На наш взгляд, это обусловлено большой затратностью проведения психофизиологических исследований в условиях отсутствия обоснования возможности их окупаемости.
Острая ситуация складывается на таких крупных предприятиях как ОАО «ММК». На комбинате трудится более 50% жителей г.Магнитогорска, чей труд официально классифицирован как вредный и опасный.
В данном исследовании специально был проанализирован сегмент производственного травматизма и мер его профилактики на ОАО «ММК». За последние 2 года был выявлен рост коэффициента наступления несчастных случаев. Результаты наблюдений представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Несчастные случаи (НС) на производстве, при эксплуатации, строительстве, проведении капитального и текущего ремонтов, реконструкции объектов ОАО «ММК»
2010 г. |
2011 г. |
|
Всего НС |
128 |
135 |
Пострадало |
122 |
127 |
НС со смертельным исходом |
6 |
8 |
Коэффициент частоты наступления НС |
0,790 |
0,886 |
Коэффициент тяжести |
133,85 |
63,29 |
Для обоснования предполагаемой эффективности применения психофизиологических технологий в решении такой сложной ситуации по травматизму в качестве следующего шага исследования был предпринят анализ соотнесенности травматизма и уровня производительности и прибыльности предприятия. Основой анализа стала таблица 3, которая иллюстрирует нам рост объемов производства, что характерно для высокоинтенсивных технологий, и как следствие – увеличение уровня травматизма, которые мы наблюдаем по результатам таблицы 2. В свою очередь это приводит к увеличению стрессовых ситуаций, что не может не сказаться на уровне прибыли. Управление стрессовыми ситуациями требует дополнительных затрат, что приводит к увеличению затрат на персонал и соответственно сказывается на снижении прибыли. Также необходимо отметить, что количество ошибок при принятии управленческих решений в периоды высокого стресса увеличивается, что также может отразиться на ключевых показателях деятельности предприятия.