Файл: Психофизиологические методы в управлении персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЭТ представляет возможность наблюдать мозг объемно при выполнении экспериментальных задач за счет регистрации пространственного распределения и концентрации активных веществ, участвующих в обменных процессах. Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ) — метод исследования, основанный на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода (протонов) и на регистрации некоторых их характеристик при помощи мощных электромагнитов, рас- положенных вокруг тела человека. ЯМРИ позволяет получить информацию об анатомической и физико-химической организации изучаемых структур головного мозга. Полученные посредством ЯМР-томографии изображения дают информацию об изучаемых структурах головного мозга не только анатомического, но и физикохимического характера. Помимо этого преимущество ядерно-магнитного резонанса заключается в отсутствии ионизирующего излучения; в возможности многоплоскостного исследования, осуществляемого исключительно электронными средствами; в большей разрешающей способности. Другими словами, с помощью этого метода можно получить четкие изображения «срезов» мозга в различных плоскостях.[2]

С момента появления психофизиологических исследований при их проведении наиболее широко применялись и продолжают использоваться вегетативные реакции: изменение проводимости кожи, сосудистые реакции, частота сердечных сокращений, артериальное давление и другие. Психофизиология профессиональной деятельности. Курс лекций 10 Регистрация вегетативных реакций не относится к прямым методам измерения информационных процессов мозга. Они представляют некоторую суммарную и неспецифическую характеристику информационных процессов. Одна и та же вегетативная реакция может быть связана с информационными процессами самого различного содержания. Появление КГР можно наблюдать как при усилении внимания, так и при оборонительной реакции.

Однако по некоторым вегетативным реакциям можно дифференцировать различные рефлексы. Так, например, при ориентировочном рефлексе ЧСС понижается, тогда как при оборонительном ЧСС изменяется в противоположном направлении, то есть увеличивается. Ориентировочный рефлекс сочетается с расширением сосудов головы, тогда как оборонительный — с сужением.

При этом в обоих случаях сосуды руки реагируют сужением. Существуют несколько причин, по которым вегетативные реакции могут быть использованы только в качестве непрямого метода изучения информационных процессов:


- они слишком медленны и протекают с задержкой;

- слишком тесно связаны с изменением функционального состояния и эмоциями;

- они неспецифичны в отношении стимулов и задач. Однако, это не означает, что вегетативные показатели не обладают высокой чувствительностью.

Так, во время дихотического прослушивания (предъявления различных слов на правое и левое ухо), значимые стимулы, предъявляемые через игнорируемый слуховой канал, часто вызывают КГР. Электрическая активность кожи — кожно-гальваническая реакция (ГКР) — определяется двумя способами. Первый, представляет собой измерение кожного сопротивления. Второй — измерение разности потенциалов между двумя точками на поверхности кожи.

Сопоставление КГР, измеренных по этим двум методам привело к выводу, что изменения разности кожных потенциалов и кожного сопротивления отражают одну и ту же рефлекторную реакцию, фиксируемую в различных физических условиях. В возникновении КГР участвуют два главных механизма: периферический (свойства самой кожи, в том числе активность потовых желез) и передаточный, связанный с активирующим и пусковым действием центральных структур. Различают спонтанную КГР, развивающуюся при отсутствии внешнего воздействия, и вызванную, которая отражает реакцию организма на внешний стимул. Для регистрации КГР используют неполяризующиеся электроды, накладываемые обычно на ладонную и тыльную поверхность рук, кончики пальцев, иногда — на лоб или ступни ног. Наиболее эффективна КГР в сочетании с другими методами при оценке эмоционального состояния испытуемых. Показатели работы сердечно-сосудистой системы.

Сердечно-сосудистая система выполняет витальные функции, обеспечивая постоянство жизненной среды организма. Сердечная мышца и кровеносные сосуды действуют согласованно, чтобы удовлетворять постоянно меняющиеся потребности различных органов и служить сетью для снабжения и связи, поскольку с кровотоком переносятся питательные вещества, газы, продукты распада, гормоны. Артериальное давление — общеизвестный показатель работы сердечно-сосудистой системы. Оно характеризует силу напора крови в артериях. АД изменяется на протяжении сердечного цикла, оно достигает максимума во время систолы (сокращения сердца) и падает до минимума в диастоле, когда сердце расслабляется перед следующим сокращением. Нормальное артериальное давление здорового человека в покое около 130/70 мм рт.ст., где 130 — систолическое давление АД, а 70 — диастолическое АД. Пульсовое давление разность между систолическим и диастолическим давлением, и в норме составляет около 60 мм рт.ст.


Ритм сердца — показатель, часто используемый для диагностики функционального состояния человека, зависит от взаимодействия симпатических и парасимпатических влияний из вегетативной нервной системы. При этом возрастание напряженности в работе сердца может возникать по двум причинам — в результате усиления симпатической активности и снижения парасимпатической.

Электрокардиограмма (ЭКГ) — запись электрических процессов, связанных с сокращением сердечной мышцы. Впервые была сделана в 1903 г. Эйнтховеном. С помощью клинических и диагностических установок ЭКГ можно регистрировать, используя до 12 различных пар отведений; половина их связана с грудной клеткой, а другая половина — с конечностями. Каждая пара электродов регистрирует разность потенциалов между двумя сторонами сердца, и разные пары дают несколько различную информацию о положении сердца в грудной клетке и о механизмах его сокращения. При заболеваниях сердца в одном или нескольких отведениях могут обнаруживаться отклонения от нормальной формы ЭКГ, и это существенно помогает при постановке диагноза. Реакции глаз. Для психофизиолога наибольший интерес представляют три категории глазных реакций: сужение и расширение зрачка, мигание и глазные движения. Пупиллометрия — метод изучения зрачковых реакций.[3]

Зрачок — отверстие в радужной оболочке, через которое свет попадает на сетчатку. Диаметр зрачка человека может меняться в пределах от 1,5 до 9 мм. Величина зрачка существенно колеблется в зависимости от количества света, падающего на глаз: на свету зрачок сужается, в темноте — расширяется. Наряду с этим, размер зрачка существенно изменяется, если испытуемый реагирует на воздействие эмоционально. В связи с этим пупиллометрия используется для изучения субъективного отношения людей к тем или иным внешним раздражителям. Диаметр зрачка можно измерять путем простого фотографирования глаза в ходе обследования или же с помощью специальных устройств, преобразующих величину зрачка в постоянно варьирующий уровень потенциала, регистрируемый на полиграфе. Мигание (моргание) — периодическое смыкание век. Длительность одного мигания приблизительно 0,35 с. Средняя частота мигания составляет 7,5 в минуту и может варьировать в пределах от 1 до 46 в минуту. Мигание выполняет разные функции в обеспечении жизнедеятельности глаз. Однако для психофизиолога существенно, что частота мигания изменяется в зависимости от психического состояния человека. Движение глаз широко исследуются в психологии и психофизиологии.


Это разнообразные по функции, механизму и биомеханике вращения глаз в орбитах. Существуют разные типы глазных движений, выполняющие различные функции. Однако наиболее важная среди них функция движений глаз состоит в том, чтобы поддерживать интересующее человека изображение в центре сетчатки, где самая высокая острота зрения. Минимальная скорость прослеживающих движений около 5 угл. мин/с, максимальная достигает 40 град/с.

Электроокулография — метод регистрации и анализа движений глаз, основанный на измерении разности потенциалов роговицы и сетчатки глаза. Используемый в комплексе с регистрацией ЭЭГ, метод позволяет выделить в картине биоэлектрической активности мозга артефакты (искажения), вносимые движениями глаз. Регистрация электроокулограммы находит широкое применение в эргономике. В целях безопасности этот показатель используется для контроля состояния водителей, долго находящихся за рулем автомашины или локомотива. Психофизиология профессиональной деятельности.

Все описанные методы получения психофизиологической информации имеют свои достоинства и недостатки. Одновременное использование сразу нескольких из них в одной экспериментальной ситуации позволяет получить более надежные результаты. [4]

Глава 2. Анализ применения психофизиологических методов в практике управления персоналом

2.1 Психофизиологические методы, для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта

Профессия машиниста, помощника машиниста локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава предъявляет повышенные требования к психическим свойствам и качествам организма. Это означает, что не каждый практически здоровый человек после соответствующей подготовки может успешно овладеть данной профессией и обеспечивать в дальнейшем необходимый уровень профессиональной надежности и безопасности на железнодорожном транспорте. [5]


В процессе трудовой деятельности на машиниста в условиях движения воздействуют вредные факторы (шум, вибрация, нерациональная освещенность рабочего места в темное время суток, электромагнитное излучение, статическое электричество и т.д.). Особое место занимает неблагоприятное воздействие на организм машинистов группа психофизиологических факторов: нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами, перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного). Неблагоприятные психофизиологические факторы усугубляют негативное действие на организм факторов рабочей среды, и увеличивают физиологическую «стоимость» безопасности процесса перевозок. Многочисленные факты показывают, что до 80% аварий и крушений на транспорте происходит в связи со спецификой человеческого фактора.

Эта специфика заключается в том, что отсутствие у человека определенных психологических качеств во многом предопределяет его потенциальную опасность для собственной жизни и для жизней окружающих, когда такой человек управляет локомотивом. В психологии эти качества получили название — профессионально важные психологические качества (ПВПК). В научных исследованиях, проведенных за рубежом и в России, установлено, что более половины происшествий совершают около 10% работников транспорта со сниженным уровнем ПВПК.[6]

Этот фактор связан, прежде всего, с необходимостью повышенной бдительности при вождении поездов, строгого соблюдения графика движения, а также высокой степенью персональной ответственности за безаварийное движение.

Общими и основными для всех видов движения психофизиологическими качествами, обеспечивающими профессиональную пригодность работников локомотивных бригад, являются:

- готовность к экстренному действию;

- бдительность;

- высокий уровень устойчивости внимания и скорости его переключения;

- эмоциональная устойчивость (помехоустойчивость). Эти качества, во многом обусловлены природными задатками, являются относительно постоянными и мало тренируемыми.

Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад предъявляет повышенные требования и к некоторым другим психическим свойствам. В отличие от основных, они могут развиваться и тренироваться, но для успешной работы требуют определенного «исходного» уровня. К таким свойствам относятся стрессоустойчивость, объем и концентрация внимания. Физиологическая «стоимость» достаточного уровня стрессоустойчивости и концентрации внимания зависит их «исходного» уровня и качества обучения. Специфика требований к перечисленным психофизиологическим качествам в зависимости от условий работы (работа в условиях монотонии, интенсивного движения, работа без помощника машиниста, высокоскоростное движение и др.) определяет как критерии профессиональной пригодности, так и модификацию проводимых тестов для оценки готовности.