Файл: Процессы принятия решений в организации (Теоретические основы принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений
1.1 Сущность управленческих решений и требования, предъявляемые к ним
1.2. Процесс разработки и принятия управленческих решений
1.3. Риски в процессе принятия управленческих решений и методы их снижения
Глава 2. Практика принятия управленческих решений на примере ООО «ЕТК НИКА»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Условия принятия эффективных управленческих решений
2.3. Направления повышения эффективности управленческих решений
Процесс руководства принятия решения в ООО «ЕТК НИКА», главным образом, авторитарный.
На стадии уяснения проблемы сбор информации и анализ полученной информации выполняется периодически, при этом не происходит оценка актуальности данной информации для предприятия. На следующем этапе определяются условия, при которых проблема может быть решена, но этот этап также реализуется не во всех случаях.
На стадии составления плана решения проблемы время от времени выполняются такие функции, как разработка альтернативных вариантов решения, оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности, составление программ решения, разработка и составления детального плана решения.
На этапе выполнения решения все принятые решения доводятся до подчиненных, разрабатываются меры поощрения и наказания, также осуществляется контроль за реализацией принятых решений.
Оценку качества принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (см. таблица 3).
Таблица 3
Оценка качества принятия решений персоналом предприятия[47]
Лицо, принимающее решение |
Оценка качества принятия решений |
Пояснения помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об условиях, порядке, формах оказания медицинской помощи, доступности и качестве медицинских услуг возлагается на каждое учреждение, диктуя медикам обязательное исполнение требований. За рамками нормативных документов остается техническое и материальное обеспечение адекватного информирования пациентов посредством наглядных материалов, интернета, пособий, памяток. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны. В официальных документах информационная составляющая рассматривается как обязательная при оказании медицинской помощи. В федеральных законах «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полноценное информирование пациента об усло |
Генеральный директор |
3 |
Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов |
Начальник автоколонны |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Главный бухгалтер |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Начальник отдела кадров |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Начальник диспетчерского отдела |
3 |
Решения шаблонные, опираются на указания директора |
Начальники участков |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного директором.
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в ООО «ЕТК НИКА» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Информация о факторах, влияющих на процесс принятия управленческих решений в ООО «ЕТК НИКА» [48]
Наименование параметра |
Рекомендуемый вариант |
Существующий вариант |
Наличие в должностных инструкциях обязанности по выполнению функции контроля реализации управленческих решений |
+ |
- |
Наличие квалифицированных кадров |
+ |
- |
Использование всего комплекса методов управления |
+ |
± |
Ресурсное обеспечение функции контроля реализации управленческих решений |
+ |
± |
Процесс функции контроля реализации управленческих решений - установление объекта контроля реализации управленческих решений; выбор метода контроля реализации управленческих решений; разработка инструментария контроля реализации управленческих решений; контроль реализации управленческих решений |
+ |
± |
Управление функцией контроля реализации управленческих решений |
+ |
± |
Культура организации |
+ |
± |
Информационное обеспечение функции контроля реализации управленческих решений |
+ |
± |
± наличие элементов параметра, + наличие параметра, - отсутствие
Анализируя данные таблицы 4, следует отметить, что в ООО «ЕТК НИКА» управленческая деятельность осуществляется преимущественно на уровне экстраполирования прошлых и настоящих тенденций. Реализация принятых решений отслеживается и анализируется с целью осуществления соответствующих корректировок. В то же время отмечаются следующие недостатки в управленческой деятельности ООО «ЕТК НИКА»: конкретного описания обязательств, связанных с реализацией функции контроля ни в одной из должностных инструкций нет. В результате данный вид управленческой деятельности осуществляется по остаточному принципу без должного несения за результаты этой работы ответственности.
Количественные показатели, характеризующие процесс принятия и реализации управленческих решений в ООО «ЕТК НИКА» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Количественные показатели, характеризующие процесс принятия и реализации управленческих решений (по данным 2015 г.) [49]
Показатель |
Значение, % |
Удельный вес распоряжений, выполненных полностью, в надлежащем объеме, с предусмотренным качеством и точно в срок |
45,00 |
Удельный вес распоряжений, выполненных полностью, в надлежащем объеме, с предусмотренным качеством, но с задержкой |
25,00 |
Удельный вес распоряжений, выполненных не в полном объеме |
20,00 |
Распоряжение переадресовано другому подразделению |
10,00 |
Анализ показывает, что в ООО «ЕТК НИКА» выполняют распоряжение полностью, то есть в надлежащем объеме и с предусмотренным качеством, и точно в срок в 45% случаев, в 25% случаев выполнение решений происходит, но затягивается, в 10% случаев решение переадресовывается другому подразделению и в 20% выполняется не в полном объеме в течение отведенного времени.
В таблицах 6–7 представим состояние и динамику процесса принятия управленческих решений в ООО «ЕТК НИКА» в исследуемый период.
Таблица 6
Состояние и динамика процесса принятия управленческих решений в ООО «ЕТК НИКА» в исследуемый период (2013-2015 г.г.) [50]
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество проведенных совещаний руководства по определению стратегических целей |
3 |
6 |
5 |
Количество решений, принятых на предприятии |
1018 |
1050 |
1067 |
Количество реализованных решений |
956 |
989 |
1042 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество используемых при разработке управленческих решений методик |
7 |
9 |
15 |
Количество прогрессивных методик |
2 |
3 |
5 |
Количество решений, имеющих методическое обеспечение |
714 |
731 |
763 |
Количество решений, требующих методическое обеспечение |
893 |
885 |
930 |
Количество решений, реализованных с положительным результатом |
652 |
643 |
707 |
Объем использованной информации |
11343 |
12948 |
13570 |
Объем входящей информации |
11916 |
13010 |
13900 |
Объем эффективно используемой информации |
10416 |
11933 |
13475 |
Объем информации на вышестоящем уровне |
11712 |
12855 |
13743 |
Объем информации на нижестоящем уровне |
8771 |
9283 |
10987 |
Количество принимаемых решений при наличии полной информации |
715 |
731 |
749 |
Количество анализируемой информации |
10513 |
12123 |
13425 |
Количество информации, собранной предприятием самостоятельно |
2521 |
2589 |
3667 |
Количество информации, собранной без активного участия предприятия |
8822 |
10359 |
10083 |
Анализ таблицы 6 показывает, как увеличивается число принимаемых решений в ООО «ЕТК НИКА». Также в этой таблице отражен такой критерий, как лицо, принимающее решение в данной области. В исследуемом периоде в наибольшей степени происходит рост управленческих решений в финансовой сфере: в 2014 г. на 20% по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. прирост составил 83%.
Таблица 7
Состояние и динамика процесса принятия управленческих решений в ООО «ЕТК НИКА» в исследуемый период (2013-2015 г.г.), %[51]
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Лицо, принимающее решение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Принятие финансовых решений |
100 |
120 |
183 |
Главный бухгалтер и директор |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Принятие маркетинговых решений |
100 |
122 |
164 |
Маркетолог |
Принятие решений в управлении персоналом |
100 |
118 |
123 |
Начальник отдела кадров |
Принятие решений в управлении качеством |
100 |
127 |
148 |
Начальник автоколонны |
Принятие решений в стратегическом управлении |
100 |
200 |
50 |
Генеральный директор |
Принятие решений в управлении информацией |
100 |
106 |
112 |
Начальник диспетчерской службы |
Лицами, принимающим решения в сфере финансов является главный бухгалтер и генеральный директор предприятия. Основной целью таких решений является повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия через механизм формирования и эффективного использования прибыли. В процессе своей деятельности главный бухгалтер ООО «ЕТК НИКА» принимает управленческие решения в области планирования финансовой деятельности; регулирования денежного оборота; учета затрат и результатов основной, инвестиционной и финансовой деятельности; анализа и оценки эффективности использования и вложения капитала; контроля за расходованием и поступлением денежных средств.
По данным таблицы 7 видно, что в 2014 г. произошел рост числа маркетинговых решений на 22% по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. прирост составил 64% по сравнению с 2013 г. Маркетолог принимает решения в области анализа сильных и слабых сторон компании, рынков, возможностей и угроз маркетинговой среды, анализа маркетинговых мероприятий; разработки маркетинговых планов как составной части стратегических планов; реализации маркетинговых планов; измерения и оценки реализации маркетинговых планов (контроля их выполнения); разработки и реализации корректирующих воздействий.
В 2014 г. число решений в области управления персоналом выросло на 18% по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. рост составил 23% по сравнению с 2013 г. Решения, принимаемые начальником отдела кадров, включают планирование качественной и количественной потребности в персонале; сбор и анализ маркетинговой информации о персонале; вербовку, оценку и отбор персонала; определение содержания труда (разработка должностных инструкций); оценку результативности труда на рабочих местах; профориентацию и адаптацию персонала; обеспечение безопасности и благоприятных условий труда; организацию обучения и повышения квалификации; планирование и развитие карьеры; формирование корпоративного потенциала; разработку структуры фонда оплаты труда и льгот; разработку систем оплаты труда; мотивацию трудового потенциала; управление конфликтами и формирование информационной базы кадровых сведений (учет и статистика данных).
Решения по стратегическому управлению в ООО «ЕТК НИКА» принимает генеральный директор. В 2014 г. число решений в стратегическом управлении выросло на 100% по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. произошло снижение на 50% по сравнению с 2014 г. Стратегические решения в ООО «ЕТК НИКА» определяют общее направление развития, главные цели, они закладывают концептуальную основу для принятия управленческих решений во всех сферах деятельности предприятия, однако, стратегическим решениям не уделяется достаточного внимания.
Решения в области управления информацией принимаются начальником диспетчерского отдела. В 2014 г. число решений в управлении информацией выросло всего на 6% по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. прирост составил 12% по сравнению с 2013 г.
В 2014 г. число решений в области управления качеством выросло на 27% по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. прирост составил 48% по сравнению с 2011 г. Решения в данной сфере принимает начальник автоколонны. В рамках системы управления качеством принимаются следующие решения: формулировка требований к качеству; установление параметров качества услуг; установление допустимых отклонений от заданных параметров; выбор методов контроля; назначение лиц, ответственных за осуществление контроля.