Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Россия переживает сегодня, как впрочем и весь мир, значительные трудности не только в сфере государственного устройства, но и в области экономики и финансов. Успешное осуществление экономических реформ во многом сопряжено с достижением финансовой стабилизации страны. В связи с этим выбранная тема курсовой работы «Финансовая политика и ее реализация в РФ» является актуальной и своевременной.

Прошедшие годы финансового кризиса показали всю сложность развития экономических реалий и хода бюджетного процесса в Российской Федерации. В этой связи правительству необходимо разработать четкую стратегию финансового вектора, то есть долговременный курс государственной финансовой политики, рассчитанный на глобальную перспективу и предусматривающий решение возникающих крупномасштабных задач, определенных социальной и экономической стратегией государства. Для создания финансовой политики, следует выделить основные тенденции ее развития, сформировать ключевые концепций их использования, обозначить принципы организации финансовых отношений. Проработка долговременных концепций и целевой программы необходимы для концентрации всех финансовых ресурсов на основных направлениях социального и развития экономического, а не распыление усилий по второстепенным целям. Следует уделить большое внимание относительно гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных задач развития современного общества путем своевременного изменения как способов организации задач финансовых связей, так и перегруппировки финансовых ресурсов.

Но для правильного выполнения поставленных перед финансовой политикой задач необходим четкий и основательный подход к пониманию сущности, цели и механизмов реализации самой финансовой политики, а также составляющих ее элементов. Значительный интерес представляет опыт осуществления финансовой политики за рубежом. Для становления отечественной бюджетной системы, несомненно, будет полезно использовать широкий опыт других государств, уже создавших у себя относительно успешно функционирующие бюджетные государственные органы.

Доказано, что только научный подход, профессиональное знание и изучение факторов, определяющих политику, являются гарантией того, что ее относительная самостоятельность не перерастает в независимость от объективных существующих экономических отношений. Мировой опыт показывает, что отрыв государственной финансовой политики от экономики, как правило, оборачивается серьезными экономическими проблемами, что неизбежно сдерживает реализацию возможностей, изначально заложенных в последней. Научный же подход к выработке финансовой политики по определению предполагает ее соответствие закономерности общественного развития и постоянный учет выводов финансовых теорий. Нарушение данного важнейшего требования приведет к большим потерям в государственном народном хозяйстве.


Предметом курсовой работы явились как действующие так и перспективные инструменты финансовой политики РФ.

Целями данной курсовой работы являются: рассмотрение механизмов финансовой политики; аналитика проводимой в РФ бюджетной политики; определение проблем современной финансовой политики в России; рассмотрение тенденций и перспектив развития финансовой политики.

Цели курсовой работы предопределили решение следующей задачи: изучить и формализовать сущность и реалии финансовой политики РФ, а также оценить перспективы и направления ее развития.

1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики. Сущность и цели финансовой политики

В последнее время проведению государственной финансовой политики и проблеме финансового регулирования экономики в переходном периоде посвящается достаточное количество публикаций. Однако единства мнения по теоретическим аспектам данного вопроса не достигнуто. Так, даже крупные западные экономисты не дают четкого однозначного определения финансовой политики. Например, Рудигер Дорнбуш, Стенли Фишер и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как явное самостоятельное понятие. В это же время они подходят к исследованиям данной темы, расширяя определения фискальной политики. Они утверждают, что фискальная политика представляет собой комплекс решений, принимаемых государством относительно своих доходов и расходов. Аналогично рассматривают упомянутую проблему и некоторые другие представители зарубежной экономической школы. В частности Стэнли Л. Брю и Кэмпбелл Р. Макконнелл овмещают понятия фискальной и финансово-бюджетной политики, определяя их как изменения, которые вносятся правительством в порядок государственных расходов и налогообложений, направленные для обеспечения полной занятости и неинфляционного государственного продукта. Несомненно, этп трактовка вызывает ряд неопределенностей в понимании сущности финансовой политики. [15]

Значительный вклад в осознание сущности финансовой политики сделали и работы ряда российских экономистов.

Так, профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, указывал на ее связь с учетом и контролем производства, количеством труда и относительным распределением продуктов. Данные вопросы были базовыми для определения многих очередных задач финансовой политики в как в области национальных банков, так и в монополизации внешней торговли, государственном контроле за денежным обращением, в ведении налогов. Финансовая политика рассматривалась как одна из главных в области государственного экономического регулирования и связывалась с обеспечением централизации финансовой деятельности, концентрации сил и средств для выполнения экономических преобразований.


Итак, многие советские экономисты определяли государственную финансовую политику, прежде всего как политику для использования финансов в системе стоимостной и денежной формы реализации экономических законов производства товаров, концентрированного выражения посредством финансов системы денежных отношений в экономике. Непосредственно финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения посредством формирования и использования фондов финансовых ресурсов в интересах формаирования условий для увеличения натуральных и денежных баз народного хозяйства.

Действительно, данные определения финансовой политики подтверждаются и ее основными целями, к которым следует отнести следующие:

1) Повышение объемов и эффективности использования финансового ресурса. Последнее крайне важно для проверки воздействия финансовой политики на гос. экономику. Отказ от учетов повышения эффективности использования финансовых ресурсов в процессе разработке и проведении финансовой политики может привести как к распылению средств, так и к сокращению источников удовлетворения постоянно растущих социальных и экономических потребностей общества.

2) Структурная перестройка и оздоровление экономики: повышение в общем объеме производств доли отрасли второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание общего денежного обращения, и в перспективе - восстановление конвертируемости национальной валюты.

3) Достижение наиболее высокого уровня жизни населения на основании развития отрасли промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовых стратегий проявляется не только в изысканиях возможностей увеличения финансовых ресурсов, направленных на повышение благосостояния народа, но и в новых подходах к главной цели экономической политики.

Финансовая политика – это определенная совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов. На практике она реализуется на основе принятия систем государственных мероприятий, разработанных на определенные периоды времени, по мобилизации части финансового ресурса общества в бюджет и их эффективному использованию при выполнении государством своих функций. Эта реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и регулирования денежных потоков. Уровень жизни выступает теперь как величина, определяющая развитие производства, направление и структуру использования всех финансовых ресурсов. Как отдельная составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена как на обеспечение экономического роста, так социального мира и значимости государства в международном сообществе. В реалиях глобализаций финансов в современном мире. Относительно свободного движения капиталов и других ограниченных ресурсов финансовая политика любой страны не может строиться изолировано и учитывать лишь внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться на соответствующие стандарты и требования международного финансового права и международных финансовых институтов.[9]


Финансово-политическое содержание определяется:

- соответствующей теоретической базой и выработанной на её основе концепцией, регулирующей роль государства в области финансов;

- разработкой базовых направлений и целей при достижении макроэкономических показателей, обеспечивая сбалансированность доходов и расходов государства на текущие периоды и перспективу;

- осуществление практических мер по реализации данных целей всей совокупностью государственных институтов и финансовых инструментов.

Некоторые экономисты также выделяют и другие цели проведения финансовой политики, как: снижение темпа инфляции (чему особенно большое внимание уделяется в настоящее время, так как она сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее сильно угрожают благосостоянию граждан) , сглаживание экономического цикла (при этом в первую очередь понимается применение финансовой политики в качестве инструмента для борьбы с резкими спадами) . Однако легко заметить, что указанные цели являются своей сути производным от задач финансовой политики обеспечить благосостояние всего населения.

Система общего управления финансами, направленная на достижение наиболее важных стратегических и тактических целей государства, строится на основании финансовой политики, которая по сути является составной частью экономической политики.

Финансовая политика в широком понимании включает бюджетную, ценовую, таможенную, налоговую, кредитно-денежную политику. Приоритетные задачи финансовой политики в большой степени обеспечиваются бюджетной политикой.[13]

Бюджетная же политика включает как политику бюджетных доходов и расходов, так и управление государственным долгом, бюджетный федерализм, государственными активами, систему управления государственными финансами.

Таким образом, налоговая политика – это концепция деятельности государства в сфере налогообложения. В РФ налоговая политика сегодня осуществляется через налоговый механизм.

Денежная и кредитная политика формируется Правительством РФ а также Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы приоритетные и основные задачи.

Ценовая же политика – выражается в корректировках цен и тарифов на монопольные услуги и товары. В монопольном владении государства сегодня сохранились: земля, недра, водные пространства, электропередающие сети, железные дороги, нефть и газопроводы.

Таможенную политику тоже можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики. Поскольку таможенные налоги и сборы оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг.


Итак, исходя из этого, представляется возможным определить финансовую политику как важное государственное регулирование финансовых ресурсов с главной целью - повышение уровня жизни граждан.

2. Виды финансовой политики и механизмы ее реализации

Потребности в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникли с развитием капитализма. Непосредственным толчком к составлению и осуществлению программы финансовой политики дал экономический кризис 1929 – 1933 годов, поставивший под сомнения способность рыночных систем к саморегулированию без активного вмешательства государств в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принцип финансовой политики получил в работах Джона Мейнарда Кейнса и некоторых его последователей. В 1930 — 40-ые годы задачи финансовой политики сводились к ослаблению влияний кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию ее высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 1960-ым годам акцент сместился, и уже основной ее задачей становится достижение высокой занятости а также стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 1970-х же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетными направлениями стала борьба с инфляцией в совокупности с ранними задачами: обеспечение высокой занятости, стимулированием экономического роста и выравниванием платежного баланса а также другими.[6]

Итак, исходя из задач, поставленных теперь перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют ее на три вида:

1) политика интенсивного экономического роста;

2) политика стабилизаций;

3) политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть под политикой экономического роста понимают систему ряда финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов как валового национального продукта так и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика обычно включает: — рост государственных расходов;

— снижение налогового обязательств.

Иными словами, если в настоящее время имеется некий сбалансированный бюджет, то финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита, особенно в период спада или депрессии.[5]

Если же правительство использует лишь меры фискальной политики и политики государственных расходов, при этом пытаясь удержать объемы выпуска продукции на типичном для рассматриваемой страны уровне и поддерживать стабильность цен, то считается, что государством уже проводится политика стабилизации. При этом было бы неправильно считать, что политика стабилизации заменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлениях к выравниванию экономической ситуации в данном государстве, так как между этими понятиями существуют серьезные различия. Например, политика активного экономического роста может проводиться государством даже в период, когда свойственный стране объем производства превышен и производство стремится к его рабочему уровню, в то время как сама стабилизационная политика таких целей, по сути, преследовать не имеет права.