Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь политика ограничений деловой активности, напротив направлена в основном на уменьшение реального объема ВНП, и по сравнению с его потенциальным уровнем, применяется правительством в периоды подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства и инфляций, возникающих вместе с избыточным спросом. [8]

Сдерживающая политика обычно подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение объема налогов.

Иначе говоря, сама финансовая политика должна ориентироваться лишь на положительное сальдо правительственного бюджета, когда перед экономикой стоит задача контроля над самой инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие основные виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, которая сложилась в национальной экономике, следует более подробнее остановиться на самом механизме влияния финансовой политики на хозяйство страны.

Реализация финансовой политики проводится в три основных этапа:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на базе изучения требований экономических законов, всестороннего мониторинга перспектив совершенствования производств и состояния потребностей населения.

2. Определение всех основных направлений использования финансов на далекую перспективу и текущий период, то есть проработка стратегии и тактики финансовой политики. Исходя из поставленных целей, учитываются возможности роста и падения финансового ресурса, а также внешние и внутренние политико - экономические факторы.

3. Собственно осуществление главных практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Разумеется, прямое влияние финансовой политики на экономику начинается на третьем этапе, но определяется оно содержаниями двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен лишь частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Определено, что существуют два главных типа финансовой политики:

а) дискреционная политика либо политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, или встроенные стабилизаторы.

Описанные выше способы реализации финансовой политики, несомненно, относятся к первому ее типу. Для второго он будет абсолютно неверен, что объясняется своеобразными особенностями последнего.

Под недискриционной финансовой политикой обычно понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, или некоторые ее особенности, позволяющие ей регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного активного вмешательства каких-либо управляющих органов.[11]


Рассмотрим ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим некий бюджетный излишек, то есть превышения приходной части государственного бюджета над расходной его частью. С другой стороны, чтобы побороть этот спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют только два пути для достижения поставленных целей. Один из которых достигается лишь при помощи регулирования налоговых поступлений. При этом, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, напротив, в их снижении.

Итак, предположим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, но правительство не успело еще принять нужные ответные меры. Тогда сокращения доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неотвратимо приведет к снижению налоговых поступлений, но это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, корректно функционирующая налоговая система сама в состоянии автоматически урегулировать экономику. Действительно, обычно при подъеме с увеличением доходов граждан параллельно возрастут и налоги.

Кроме налогового, существует еще и ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в общей совокупности уравновешивают всю экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие основные четыре, а именно:

1. Социальные выплаты, включая и пособия по безработице. Действительно, сами налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. При этом резервный фонд вырастет в период бума и оказывает давление на большие расходы, сдерживая инфляцию. Напротив, в период слабой занятости резервные фонды используются для выплаты доходов, чем в первую очередь увеличивают платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что приводит к снижению темпов падения производства, этим самым, смягчая спад.

Другие же типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамки систем социального страхования, — по характеру своего автоматического и антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

2. Наиболее актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи таким категориям как фермерам. Когда стабильный платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты резко падают, федеральное правительство активно субсидирует фермеров, поглощая излишки их продукции, когда же надвигается инфляция а цены растут, государство выбрасывает на внутренний рынок закупленную ранее продукцию, поглощая при этом излишние денежные средства, что по сути ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, данный стабилизатор не характерен для отечественной экономики, поскольку российское сельское хозяйство не страдает кризисом перепроизводства.[14]


3. Эффект надежности компании. Практика показывает, что с целью формирования иллюзии стабильного дохода крупные корпорации, акционерные общества иные подобные юридические лица сохраняют начальный уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доход меняется в течение короткого отрезка времени. И это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который в ином случае был бы предъявлен вкладчиками, получившими, к примеру повышенные прибыли с их ценных бумаг. В противном случае наблюдался бы обратный эффект, что также привело бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность направленности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать свой привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к естественному повышению своего дохода.

Несмотря на, однозначно, полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного активного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-же нельзя обойтись. Этому есть две основные причины:

1) Саморегулирование недостаточно при сильном изменении экономической ситуации в стране, так как, продолжая изымать части каждого дополнительного дохода, налоги, при этом, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, и не учитывается эффект мультипликации, который очень существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и иные внеэкономические соображения, препятствующие косвенным и пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики невозможно осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, в связи с этим проведение дискреционной политики, не взирая на возражения экономистов отстаивающих невмешательство в экономику, представляется необходимым.[8]

Под дискреционной же политикой понимается сознательное манипулирование налогами и всеми правительственными расходами с целью изменения общего объема национального производства и занятости, контроль над инфляцией и ускорения экономического роста.

Главными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

— общественные программы и другие работы, связанные с расходами;

— социальные программы;

— закупки правительства;

— инвестиции государства;

— изменение расходов перераспределительного или трансфертного типа;

— управление налоговым бременем.

Таким образом, можно выделить два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика в сфере государственных расходов.

2) Фискальная политика.


Рассмотрим первый элемент. К нему можно отнести все те программы, которые связаны с государственными расходами.

Во-первых, это все общественные работы, которые на заре финансовой политики очень широко применялись, если экономике угрожала депрессия и, как следствие — безработица. Такие программы ставили своей целью увеличить занятость и часто являлись весьма поспешными и расточительными. Однако, есть и положительные примеры: в послевоенной Германии все крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только уменьшило уровень безработицы, но и крайне положительно повлияло на развитие производства, а также освободило данное государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на то время одной из лучших в мире дорожной системой.

Однако теперь произошло отступление от политики общественных работ, что объясняется и фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что его экономика вступила в стадию спада лишь после того, как последний уже поразил хозяйство страны. К примеру, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть, лишь очень немногие экономисты предвидели всю полноту реакций, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная активная политика стала проводиться лишь через несколько месяцев после начала самого спада, когда снижение общей деловой активности было заметно уже даже невооруженным глазом.

Получив запоздалую информацию о поразившем страну кризисе, некоторые государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но не редко, к тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться, актуальная потребность в них уже исчезнет, поскольку время депрессии станет подходить к концу.[6]

В общей сложности необходимо отметить, что общественные работы являются крайне неэффективным инструментом дискреционной политики.

Вторым инструментом рассматриваемой дискреционной финансовой политики являются государственные программы расхода на социальные нужды. Так, правительство может даже воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в период инфляции, чем достигнет падения уровня потребительского спроса. Во время депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.

При этом недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является сам факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно резко сократить, когда положение снова улучшится.


Третий из главных рычагов, с помощью которых осуществляется активное управление финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение всех государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует плавное развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается и следующим макроэкономическим законом: S + M = C + In + Xn + G, то есть сбережения и импорт в сумме содержат показатели потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или In приведет к резкому смещению кривой C + In + Xn + G вверх относительно графика сбережения и импорта, что выразится в активном увеличении ЧНП.

Далее перейдем к фискальной политике как ко второму элементу сферы финансовой политики. Сущность ее в целом заключается в искусном изменении налогового бремени во всего экономического цикла.

Под налогами, сборами, пошлинами и другими платежами понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня либо во внебюджетный фонд, формируемый плательщиками в порядках и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупности взимаемых в государстве налогов и иных платежей, а также форм и методов их построений образует налоговую систему общей фискальной политики. При этом объекты налогообложения крайне различны: среди них и доход, и стоимости определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, использование природных ресурсов, имущества юридических и физических лиц, передача этого имущества, добавленная стоимость продукции, работы и услуг, а также прочие объекты, установленные специальными законодательными актами.[2]

Налоги как инструменты фискальной политики бывают двух типов. Первый тип — налоги на доходы и имущество:

налог на прибыль фирм и подоходный налог с граждан;

на социальное страхование, фонд заработной платы и рабочую силу (или социальные взносы) ;

имущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая земли и другую недвижимость, налоги на перевод прибыли и капиталов за границу. Они взимаются с конкретных физических или юридических лиц, и их называют прямыми налогами.[13]

Ко второму типу относятся непосредственно налоги на товары и услуги; налоги с оборота или налоги на добавленную стоимость; акцизы (прямо включены в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с ценными бумагами и недвижимостью и другие. Это косвенные налоги, поскольку они частично или полностью переносятся на цены товаров или услуг.