Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, основные налоги в Российской Федерации это:

1. Индивидуальный подоходный налог, представляющий вычеты из годовых доходов налогоплательщиков.

2. Налоги на прибыль фирм и предприятий. Взимаются с чистой прибыли юридических лиц (как валовая выручка с вычетом всех расходов и убытков).

3. Социальный взнос, то есть выплата, осуществляемая самими рабочими и их работодателями, и направляемые в различные внебюджетные фонды: пенсионный, по безработице и так далее.

4. Поимущественные налоги, по-другому - налоги на имущество, дарение и наследство.

5. Налог на товары и услуги, прежде всего акцизы и таможенные пошлины, а также НДС. [3]

Исходя из описанной системы налогообложения, возможно выделить такие основные принципы фискальной политики:

а) Уровни налоговой ставки должны устанавливаться с учетом возможности налогоплательщика, то есть уровня его доходов. Поскольку возможности разных юридических и лиц физических неодинаковы, для них должны быть установлены подходящие дифференцированные ставки, поэтому налоги с доходов должны быть прогрессивными.

б) Налогообложение должно иметь однократный характер, иначе цены товаров, доходящих до потребителя, будут неоправданно завышены, что сделает их неконкурентоспособными, с другой стороны постоянное налоговое бремя лишит предпринимателей стимула к проявлению деловой активности. Здесь примечательны замены налогов с оборота подоходными налогами, в результате чего производители платят налог только на добавленную им стоимость, но не со всей выручки от продаж. Однако данная проблема еще не полностью устранена из российского законодательства, что часто приводит к облаганию товаров налогом по несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

в) Обязательная выплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнения у налогоплательщиков в неизбежности платежей. Система санкций и штрафов должна быть такой, чтобы неуплаты или несвоевременные уплаты налогов были менее выгодны, чем своевременное и честное выполнение своих обязательств перед налоговыми органами.

г) Процедуры выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налог.

д) Налоговые системы должны быть гибкими и легко адаптируемыми к меняющимся общественно-политическим потребностям.

е) Налоговые системы должны обеспечивать эффективное перераспределение ВНП.

Таким образом, проводимая правительством фискальная политика, обязана отвечать основным принципам налоговой системы государства и регулировать экономические взаимоотношения. Реализация фискальной политики должна учитывать три функции государственного управления налогообложением:


1. Обеспечение финансирования государственного расхода, то есть прямая функция налогов;

2. Поддержание социальных равновесий путем изменения соотношений между доходами отдельных групп с целями сглаживания неравенств между ними и недопущения резкого расслоения общества;

3. Государственное противоинфляционное и антициклическое, отраслевое, региональное и секторальное регулирование экономики (регулирующая функция).

Раскрывая содержание последней функции, нужно бы отметить, что большинство считает, что они платят слишком большие налоги, тогда как прочие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует мало средств для обеспечения их материального благосостояния и много отдает другим.[10]

В связи с этим примечателен принцип взимания налогов в зависимости от способностей налогоплательщика, породивший подход прогрессивного налогообложения: чем выше доходы (налоговая база), тем непропорционально большая часть их изымается в виде налога. Принципы же пропорционального налогообложения предусматривают одинаковую долю налогов в доходах, независимо от их величин. Регрессивные ставки налога означают уменьшение по мере возрастания налоговой базы (доходов).

Анализируя налоги как средства государственного управления деловой активностью, следует остановиться на их регулирующих функциях:

— установление и изменение систем налогообложений;

— определение налоговой ставки, их дифференциация;

— предоставление налоговых льгот;

— освобождение от налога частей прибыли и капитала с условиями их целевого использования в связи с задачами общей экономической политики государства.

Важную регулирующую роль играет глобальное изменение ставок налогов. Так, глобальные понижения налогов ведут к увеличению чистых прибылей, усилению стимулов хозяйственной деятельности, росту капиталовложения, спроса, занятости, и оживлению конъюнктуры хозяйства. Увеличение налога — обычный способ борьбы с излишне повышенной деловой активностью.

Изменяя налог на прибыль (прямой налог) , государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложения, а маневрируя уровнями косвенных налогов — может воздействовать на фонд потребления в целом, на цену товаров и услуг.

Избрав более либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство меняет таможенные пошлины, получает от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточения условий национального экспорта. Таможенные же пошлины — это вид косвенных налогов, повышение которых ведет к подорожанию импорта, а вслед за тем и отечественных товаров, и к снижению внешнеторгового оборота. Понижения или отмена пошлин влекут обострение конкуренции на внутреннем рынке, а так же замедление роста цен и активацию внешней торговли.


Дискреционная фискальная политика, основанная на использовании встроенного стабилизатора, также имеет свои недостатки. Помимо политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временных снижений налогов для борьбы со спадами проистекает из того политического факта, что в обществе может быть трудно снова повышать налоги после преодоления спадов.

Подводя итоги, следует отметить, что в любом случае государство, имея возможности применять элементы финансовой политики, обладает и мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную экономику. Важно лишь использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути возрождения экономики и укрепления.

3. Российская финансовая политика. Перспективы развития

В сегодняшнее время особенно остро видны недостатки финансовой политики, сдерживающие социальное и экономическое развитие Российской Федерации.

К ним относятся:

- догматический характер финансовой политики и ее неспособность быстро реагировать на условия развития государства;

- отсутствие стратегических разработок;

- проведение малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на выгоду;

- отрыв финансовой политики от состояния дел в экономике;

- нарушение сбалансированности бюджета;

- остаточный подход при определении базы удовлетворения социальных потребностей. Несмотря на достижение относительной стабильности, продолжает существовать ряд сценариев развития событий возможной материализации самых различных рисков;

- поворот в положительной динамике мировых цен;

- невозможности получения поддержки со стороны международных финансовых организации;

- откладывания реструктуризации системы;

- отрицательного воздействия неопределенности;

- возможного роста напряженности.[4]

В базовом сценарии, определяемом как благоприятный –мировые товарные цены, получение (с задержкой) финансовой поддержки от МФО, стабильность и отсутствие роста социальной напряженности, Правительство и Банк смогут поддерживать финансовую устойчивость в краткосрочном плане. И в Закон о бюджете будет выполнен, реальный обменный курс не измениться, инфляция стабилизируется на уровне 2% в месяц, падение реальных доходов прекратится, а производство стабилизируется. В пользу этих выводов говорят как рост доходов бюджета в последнее время, так и устойчивость платежного баланса. Кроме того, Правительство будет иметь возможность реструктуризацию государственного внешнего долга, которая даст передышку как минимум еще на год. Базовый сценарий предполагает, что ни политическая неопределенность, ни социальная, ни приведут к падению налоговой дисциплины и росту бюджетных доходов соответственно, а также к откладыванию реструктуризаций банковской системы и реализации мер структурной политики.


Относительно бесперспективный сценарий предполагает новое падение цен на товарных рынках, отсутствие не только финансовой, но и политической поддержки МФО, серьезную политическую нестабильность в преддверии выборов, а также рост социальной напряженности. В таком сценарии после стабильности в летние месяцы, поддерживаемой напряженным использованием ресурсов Правительства и Банка России, осенью начнется повышение инфляции, которая может достигнуть 7-10% к концу года, дальнейшая девальвация рубля и стагнация (несмотря на это) отечественного производства, дестабилизация бюджетной ситуации и дополнительной (по сравнению с бюджетной программой) индексации расходов, а также новые проблемы, вызванные невозможностью завершить переговоры с кредиторами. В этом сценарии, будет отложена реализация существенных структурных реформ, направленных, на развитие конкуренций на товарных рынках за счет повышения открытости и дисциплины.[5]

Финансовая политика предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для осуществления, а также последовательности действий на основе плана и имеющихся ресурсов для достижения целей и задач. Но не только процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать сопутствующие моменты. И существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже хороший бюджет вряд ли будет выполнен, если в периоды его реализации произойдут события, которые повлияют на условия жизни общества. К таким событиям можно отнести бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и ряд других событий. Поэтому следует оказывать воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных последствий и для усиления положительных факторов. Несогласованность антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой решений о повышении цен и тарифов на услуги и продукцию естественных монополий, которое приводит к тому, что в реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются выпадающие доходы и дополнительные расходы.

Так, для успешной бюджетной политики менее важно закладывать в расчет правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля, уровне ожидаемой инфляции и об уровне цен и тарифной естественных монополий, от их величины зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов. Но возможности удержания цен и тарифов на заданном уровне зависит от антимонопольной, таможенных и налоговой политик.[12]


Это говорит о потребности в пересмотре фискальной политики:

ужесточение дисциплины налогов (по разным источникам, доход теневой экономики составил около 1/4 федеральных бюджетных доходов);

упрощение системы налогов (напримерсокращение количества второстепенных налогов, так как их насчитывается уже 85);

внедрение принципов налогового федерализма;

налоговое стимулирование производства и торговли конкурентоспособных товаров.[16]

Но положение не безнадежно. При осуществлении реформ во всех элементах финансовой политики, положение может быть и исправлено. Правительством уже разработаны позитивный проект перехода исполнения федерального бюджета на казначейскую систему. Это сократит численность органов контроля за использованием бюджетных средств, ввиду их реорганизации и объединения, а также должно повысить эффективность работы. Эта новация разработана с использованием зарубежного опыта и внесет свой вклад в усиление влияния политики в области расходов на экономику.[13]

Сегодня средства бюджета не попадают на счет министерств и ведомств, а доводятся на основании распоряжений до конкретных. При этом объем распорядительных прав не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов возросла. Передача средств непосредственно потребителям через казначейства практически страхует валютный рынок страны от резкоко выброса рублевой массы.

Территория же с началом реальной работы органов казначейства получит более упорядоченную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет бюджета. Это сказывается на финансово-экономическом и социальном климате.

Можно сделать следующие выводы:

1. Сформированные подходы финансовой политики позволяют углубить понимание теоретических аспектов этой сферы.

2. Проведенный беглый анализ существующей практики показывает наличие резерва повышения эффективности в подготовке и реализации финансовой политики государства.

3. Для формирования предложения по усилению финансовой политики России целесообразно создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию с целью подготовки пакета проектов.

4. Существование рациональной финансовой политики является положительным фактором развития экономики и наоборот, ее отсутствие тормозит развитие, как конкретного региона, так и страны. В условиях разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами финансовая политика регионов осуществляется самостоятельно в меру понимания важности усилий и в меру кадровых возможностей. Необходимо восстановить зависимость деятельности территориальных фин. органов от Минфина и на более серьезном уровне, чем было, т.к., в противном случае значительно снижаются возможности проведения единой финансовой политики.