Файл: Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Смертная казнь – высшая, исключительная мера наказания. Является ли она добром или злом? Что это: справедливое возмездие или неоправданная жестокость далеко не идеального общества, не справляющегося со своей же преступностью? Поможет ли она избавиться от преступлений? Проблема «за» и «против» смертной казни возникла в умах человечества еще задолго до новой эры. До нас дошли свидетельства того, что этот вопрос впервые активно дебатировался в Древней Греции во времена Пелопоннесской войны.

Проблема смертной казни затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и другие сферы нашей жизнедеятельности.

Как вид наказания только за тяжкие преступления смертная казнь является важной частью уголовного законодательства. И факт ее наличия или неимения может демонстрировать, насколько в государстве развита демократичность.

Присоединение Российской Федерации (далее - РФ) в 1996 году к Уставу Совета Европы и в 1998 году – к Конвенции о защите прав человека и основных его свобод коренным образом актуализировало задачу приведения правовой системы России в соответствие с установленными стандартами Совета Европы. В этой связи Россия взяла на себя обязательство о поэтапном сокращении применения смертной казни. Одним из важнейших шагов в указанном направлении является принятие «Декларации прав и свобод человека и гражданина», в которой провозглашено стремление нашего государства к полной отмене смертной казни. Вместе с тем вопросы борьбы с преступностью и в частности, с особо тяжкими ее проявлениями, настоятельно диктуют необходимость применения к виновным самых строгих, а порой и радикальных мер уголовного воздействия, в качестве которых можно рассматривать и наказание в виде пожизненного лишения свободы[1].

Сторонники сохранения смертной казни ссылаются на рост преступности и на необходимость восстановления с помощью казни так называемой «социальной справедливости». Сторонники ее отмены на основании научных исследований доказывают, что смертная казнь фактически не сдерживает преступности, что ее применение является нарушением права человека на жизнь, а существование ожесточает нравы общества в целом, что людей, вершащих даже самые тяжкие преступления, можно обезвредить, не лишая жизни (например, путем пожизненного лишения свободы), что судебные ошибки, состоящие в необоснованном осуждении человека на казнь, не поддаются исправлению.


Что же такое смертная казнь? Сущность любого наказания - кара. Профессор Н.А. Стручков определял кару как «комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного наказания»[2]. Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь вызывает страдания. Но страдания преступника уже не нужны обществу, так как смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то убедить, что-то ему доказать. Общество вычеркивает его из числа своих членов, он перестает существовать.

Возникает еще один важный вопрос, связанный с целями наказания: хочет ли общество просто лишить человека жизни, обезопасить себя и своих граждан от новых преступлений с его стороны, либо оно хочет воздать ему за содеянное, отомстить за причиненное зло, вызвать дополнительные страдания, то есть покарать в прямом смысле этого слова? Либо этот вид наказания – устрашение для потенциальных преступников, призванный сдерживать количество тяжких преступлений?

Таким образом, выбранная тема курсовой работы актуальна по следующим причинам: в настоящее время можно встретить огромное количество точек зрения, противоположных друг другу, по поводу назначения смертной казни либо пожизненного лишения свободы.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть смертную казнь как вид наказания в российском уголовном праве.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

  1. рассматривается понятие смертной казни как вида наказания в российском уголовном праве;
  2. рассматривается смертная казнь в разрезе истории России;
  3. рассматривается механизм исполнения уголовного наказания в виде смертной казни;
  4. рассматриваются проблемы применения смертной казни и пожизненного лишения свободы в России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является институт смертной казни, как меры уголовной ответственности в РФ.

Предметом является история возникновения смертной казни и развитие на протяжении всей истории России, и механизм ее исполнения.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Смертная казнь в истории права России и по современному уголовному праву Российской Федерации

1.1. Смертная казнь в истории права России

В России смертная казнь как мера наказания упоминалась в ряде древних памятников. В летописях сохранились сведения о казни разбойников по указанию Владимира Мономаха. В 1069 г. Изяслав казнил 70 человек в поверженном Киеве. Были случаи казней в 1071 и 1157 гг. за «порицание веры», за «причинение мятежа и разделение в народе»[3].

В качестве наиболее сурового наказания за совершение убийства по обычаю допускалась кровная месть, то есть некая разновидность смертной казни, проводимая в исполнение не представителями власти, а родственниками убитого. Вместе с тем кровная месть могла быть заменена вирой (штрафом) в 40 гривен. Штраф в 3 гривны предусматривался за нанесение телесных повреждений, причем преступник обязан был уплатить лекарю за оказанную потерпевшему медицинскую помощь.

Весьма сурово относился древнерусский законодатель к воровству. Так, любому предоставлялось право убить застигнутого на месте преступления ночного вора (ст. 88 Краткой Русской Правды). В порядке ограничения запрещалось лишать жизни вора лишь в дневное время или находящегося в связанном виде. В случае же убийства вором собственника около его дома либо во время кражи его имущества закон разрешал убить преступника на месте без каких-либо ограничений.

В Двинской уставной грамоте 1397 г., юридически оформлявшей вхождении Двинской земли в состав Московского государства, смертная казнь предусматривалась лишь за кражу, совершенную в третий раз. Можно предположить, что уже в то время кража была наиболее рецидивоопасным преступлением, и совершение его в третий раз давало основание опасаться повторения содеянного в будущем.

В дальнейшем русское уголовное законодательство в определённой мере идет по пути Византийского законодательства в части норм, предусматривающих смертную казнь. В Византийской империи она устанавливалась, прежде всего, за государственные и религиозные преступления.

В Псковской судной грамоте 1467 г. предусматривалось 5 случаев применения смертной казни, причем три из них были связаны с похищением чужого имущества.

Правовые нормы в отношении уголовных наказаний и их исполнения получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления русского централизованного государства. Важными источниками рассматриваемых норм стали общероссийские судебники 1497 и 1550 гг., в которых были объединены предписания Русской Правды, обычного права и судебно-прецедентной практики.


Распространению смертной казни на Руси в немалой степени способствовали и татаро-монгольские завоеватели, чьи обычаи и писаные законы в довольно большом объёме предусматривали этот вид наказания.

В сравнении с Русской Правдой система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам 1497 и 1550 гг., принятых при Иване III и Иване IV приобретает более суровый характер, направленный на максимальное устрашение преступников и населения. В этой связи значительная часть применявшихся ранее в виде основного наказания штрафов была вытеснена смертной казнью, телесными наказаниями и лишением свободы[4].

Смертная казнь для лихого (опасного) человека могла быть применена, например, за душегубство, разбой, кражу или ложный донос (ст. 8 Судебника 1497 г.).

Сохранилась традиция Русской Правды, которая предписывала сурово относиться к ворам. Особенно нетерпимым был законодатель к ворам-рецидивистам. Так, за любой вид повторной кражи могла быть применена смертная казнь. Назначалась она также за убийство своего господина (государское убийство), крамолу (государственную измену, заговор, восстание и иные действия против власти), церковное преступление (святотатство, посягающее на интересы и права церкви) и уголовное преступление (похищение людей, воровство, подлог).

Процесс исполнения смертной казни представлял собой жестокий публичный спектакль, призванный оказать психологическое воздействие на присутствующих, вызвать у них устойчивый страх, препятствующий совершению новых преступлений.

Следующим этапом в формировании предписаний об уголовных наказаниях и их исполнениях было Соборное уложение 1649 г., для которого характерно дальнейшее наращивание устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженной мести преступнику за совершенное деяние. Одной из ведущих мер стала смертная казнь.

По Соборному уложению более 60 разновидностей преступных деяний могли быть наказаны смертной казнью. Чтобы усилить устрашающий эффект, предусматривались не только простые ее виды (повешение, отсечение головы), но и квалифицированные (сожжение, заливание горла расплавленным металлом, закапывание в землю до наступления смерти и т.п.), причинявшие особые мучения преступнику[5]. Например, за богохульство, умышленный подлог следовала смертная казнь путем сожжения. Денежные мастера за незаконное изготовление денег, мошенническое добавление в серебро меди, олова или свинца, причинившие убыток государевой казне, подвергались смертной казни путем заливания горла расплавленным металлом. Жена, отравившая мужа, равно как и убившая его иным способом, подлежала казни посредством закапывания живой в землю.


Соборное уложение предусматривало отсрочку исполнения смертной казни. К примеру, подлежащие смертной казни воры и разбойники в целях покаяния помещались на шесть недель в тюрьму. После истечения этого срока смертная казнь приводилась в исполнение. Предоставлялась отсрочка и беременным женщинам, до рождения ребенка они содержались в тюрьме, а после родов подвергались назначенной казни.

При применении наказаний широко действовал принцип талиона «око за око, зуб за зуб». Так, за умышленное убийство подлежало казнить «смертью же того, кто убил, и того, по чьему научению сие убийство было совершено».

Помимо принципа талиона в Соборном уложении закреплялся принцип неопределенности наказания. Так, за убийство сыном или дочерью своих родителей их надлежало «казнить смертью безо всякой пощады», то есть можно было назначить любой вид казни. Если бояре и воеводы без государева указа за взятку отпускали со службы ратных людей, то их ожидало «жестокое наказание, что государь укажет». Принцип неопределенности наказания, с одной стороны, создавал благоприятную почву для его индивидуализации, но с другой - открывал широкие возможности для судебного произвола.

Важным источником предписаний, касающихся системы наказаний и их исполнения, стали Воинские артикулы 1715 г. - произведенная Петром I при его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России. Артикулы предусматривали более суровые наказания и способы их исполнения, развивая идеи Соборного уложения о мести преступнику и об устрашении населения.

Более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, четвертование, колесование и др.). В прилагаемом к Артикулам своде процессуальных норм по их исполнению - «Кратком изображении процессов и судебных тяжб» - указывалось, что наказания смертью исполняются «застрелением, мечом, виселицею, колесом, четвертованием и огнем».

Простые виды смертной казни следовали, к примеру, за отказ защищать свои знамена от неприятеля до последней капли крови (повешение), в качестве мести преступнику, совершившему умышленное убийство без отягчающих обстоятельств (отсечение головы), за нападение или попытки нападения на часового либо на караул (расстрел).

Квалифицированные виды смертной казни применялись за наиболее опасные преступления. Например, за нарушение христианской заповеди «не сотвори себе кумира», выразившееся в идолопоклонстве и чародействе, могла быть назначена смертная казнь в виде сожжения, а за ношение имени Божьего и Божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным железом прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четвертование - поочередное отсечение рук, ног и головы, а если изменой был причинен «великий вред», то вдобавок предписывалось еще и «рвание конечностей клещами». За корыстное убийство, убийство путем отравления, убийство своего отца, матери либо дитя во младенчестве применялась смертная казнь колесованием - дробление тела окованным колесом.