Файл: Органы государственного управления (Органы государственного управления в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Введение
В конце XX века реформы в России коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах поменялись стереотипы жизни, возникли новейшие идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, организовался новый тип государственного аппарата. Новое значение обрели такие органы государственной власти, как Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Основным принципом построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации в 1993 году.
Государство - это сложно организованная целостная система, которая представляет собой государственный аппарат, осуществляющий конкретное политическое воздействие на общество и его составляющее. В его состав входит огромная иерархическая система, широкий спектр различных аспектов: общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических и так далее. Перечислить их все практически не является возможным. Государство – это непросто. Управлять государством - огромный труд, требующий необъятного количества знаний.
Государственное управление - это определенное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития. Чтобы в обществе жизнь с каждым годом становилась лучше, чтобы страна развивалась, необходимо грамотно и четко подходить к каждому вопросу, касающимся управления.
Органы государственного управления - это граждане или коллективы граждан, наделенные государственно-властными обязанностями и уполномоченные государством для осуществления его задач и функций, действующие в установленном им порядке.
Цель моей курсовой работы – показать, что современный государственный аппарат в России проходил и продолжает проходить стадию перемен, становления и развития. Государственный аппарат – это огромнейшая иерархическая система, с безграничным объемом составляющих, и эти составляющие части помогают нам жить и существовать в нашей стране, только работая слажено. К сожалению, государственный аппарат пока несовершенен. И сейчас наиболее важно понимание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А также, - создания правового государства. Ведь этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права. Также, я хочу рассмотреть несколько терминов, которые помогут раскрыть суть моей курсовой работы. Эти понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата. Здесь я также хочу охарактеризовать основополагающие принципы теории разделения властей и построения правового государства.
1. Понятие и значение государственного аппарата
Механизм системы управления государства - это система конкретных государственных органов и учреждений, через которую осуществляется государственная власть, организуется государственное руководство обществом и защита его основных интересов. Все государственные органы тесно связаны между собой. Каждый из них выполняет определённые задачи, действуют согласованно, в единой системе.…
Само понятие «государственный аппарат» очень тесно связано с понятием «механизм государства». Первое мы употребляем в широком и более узком смыслах. В широком смысле понятие государственного аппарата как объединения всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат». ………………
В теории государства и права термин «государственный аппарат» используется по общему правилу, в своем широком значении, то есть, как адекватное термину «механизм государства». …………….
Что такое «механизм государства» можно понять, только раскрыв его характерные черты или признаки, которые весьма подробно могут нам позволить отделить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Государственный аппарат - система органов государства, то есть органов, через которые происходит государственная власть, функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.
Благодаря вышеописанным определениям, мы можем сделать следующие выводы:
1) Аппарат государства - это система государственных органов, состоящая из единства принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.
2) Механизм (аппарат) государства характеризуется многозадачной структурой, помогающей определить конкретное место, занимающее в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. Это огромнейшая структура, обладающая большим спектром задач и целей. При этом, важно брать за основу, какой основополагающий принцип структуры государственного механизма закреплен в Конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака, механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.…..
Термин «Советам власть» всегда означало только то, что Политбюро ЦК и других руководящие структуры Коммунистической партии обладали всевластием. Если рассматривать Советы, как важнейший двигатель того, как партии влияют на общество, то партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, и с их помощью пользовалась всем механизмом Советского государства только лишь в своих интересах. И в итоге, Советы как бы прикрывали существовавший в стране семь десятилетий режим диктатуры Коммунистической партии! ……………..
3) Государственный механизм тесно связан с функциями государства. Между ними существует неразрывная связь. Функции современного Российского государства осуществляются с помощью государственного механизма, благодаря деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Но от функций государства напрямую зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
На механизм государства влияет состояние экономики, соотношение политических сил, цели, задачи, функции государства. В соответствии с ними создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения.
Государственный механизм можно назвать государственной властью. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный аппарат создает необходимые учреждения, с помощью которых проводятся в общество те или иные государственные решения.
После того, как в жизни общества происходят те или иные изменения, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Но, несмотря ни на что, во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. ………………
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Все эти принципы необходимо учитывать, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования, поскольку это позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом
2. Структура государственного аппарата.
Издревле механизм государства имел довольно узкую систему. Он состоял из главы государства, центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Например, в Римской республике, основными органами власти выступал Сенат, магистраты и народные собрания.
1. Сенат — являлся одним из высших органов Римского государства, он играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. Сенат утверждал или опровергал законы, а также мог издавать самостоятельно общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности. Разработка государственного бюджета, установление налогов – тоже были функциями Сената. Во внешнеполитической области он вел переговоры с другими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, заключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он устанавливал количество призываемых в армию, распределял армии и провинции между военачальниками, выделял средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное положите, был наделен и многими другими полномочиями. ……..
2. Народные собрания осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. Они принимали или отклоняли проекты законов, избирали высших должностных лиц государства (магистратов), рассматривали жалобы лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.
3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически их должности замещались крупными землевладельцами. Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность выбиралось несколько лиц, но распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. В зависимости от конкретных задач управления магистраты подразделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.
Механизм средневекового государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.
По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.
В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые изменения в организацию государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.
Во Франции появляются новые элементы государственного механизма: Национальный конвент. Директория, Консульство при Наполеоне, Парижская коммуна и другие. В России формируется Государственный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента гражданских и духовных дел, департамента промышленности, науки и торговли, военного департамента и других. Позже появляется кабинет министров, создается Государственная дума, обладающая правом законодательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены. …………..