Файл: Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 6
Лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, назначенное им в порядке помилования вместо смертной казни, - наиболее опасные преступники. Их условно-досрочное освобождение возможно после 25 лет заключения только при отсутствии у администрации исправительного учреждения и суда сомнения в том, что такое лицо после освобождения не совершит нового преступления. Ведь осужденные, выйдя на свободу через 25 лет, как правило, уже в предпенсионном или пенсионном возрасте. К этому времени осужденные утратят работоспособность и возможность обеспечивать себя самим, произойдут психические и физиологические изменения. Лицо, которое провело 25 лет в изоляции, скорее всего не будет полноценным членом общества. Через 12-15 лет пребывания пожизненно осужденные в исправительной колонии утратят социальные связи, будет нарастать социальная несовместимость, отсутствовать значимые перспективы в изменении условий жизни. И самое главное, что компенсировать эти изменения практически нечем. Нельзя забывать и то, что будет меняться научно-технический прогресс, культура, расширяться возможности познаваемости мира. Если осужденный после 25 лет заключения выйдет на свободу, то вероятно он никому не будет нужен, будет «отверженным». По этим причинам давать гарантии, что человек не совершит новое преступление, никак нельзя. Никто не знает, как воспримет человек «совсем другую жизнь на свободе». Поэтому условно-досрочное освобождение данной категории осужденных связывается с основаниями, отличающимися от оснований условно-досрочного освобождения других осужденных. Одного хорошего поведения недостаточно.
Однако, как отмечалось выше, «никто не знает, как будет себя чувствовать человек после 25-летнего отбывания, выйдя на свободу». А если он не сможет адаптироваться в новой среде, то ему уже и терять нечего: «два пожизненных не бывает». Но ведь помилование его, смягчение его участи, а в рассматриваемом случае дарование ему жизни — это же акт доверия осужденному. Если он не оправдает оказанного доверия, значит, помилование было ошибочным. Это приводит к выводу, что помилование должно быть условным, для того чтобы его можно было отменить в случае совершения нового умышленного преступления, то есть привести в исполнение смертный приговор.
Как сторонники, так и противники смертной казни приводят в подтверждение своих взглядов финансовые соображения. Сторонники утверждают, что осужденного проще и дешевле убить, и в отношении некоторых государств они правы.
Многие противники смертной казни ссылаются на то, что отмена, либо введение смертной казни никакого влияния на преступность не оказывают.
У всякого правила могут быть исключения. Как пример, можно привести такое интересное мнение видного французского юриста Раймона Форни: "Вопрос о смертной казни во Франции решен окончательно. Однако это не означает, что не может быть исключений. Если бы Гитлер не покончил с собой и его пришлось бы судить в наши дни, то приговор вряд ли бы ограничили пожизненным тюремным заключением. То же самое относится к нацисткам палачам...». Довольно интересное высказывание, ведь закон есть закон. И если бы пришлось казнить Гитлера, пришлось бы принимать новый.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день Россия, пожалуй, единственная страна, на которую оказывается столь серьезное давление со стороны мировой общественности, международных и общественных организаций. Очевидное навязывание нам выгодных для Запада требований – условий, имеющих больше политическое значение, нежели заботу за моральный облик и цивилизованность нашего отечества. Поэтому мы не должны оглядываться на кого бы то ни было, а также слушать так называемых экспертов Запада. И в этом отношении нам следовало бы ориентироваться на собственный опыт, формируемый нашими социально-экономическими условиями, исходить из нашего менталитета и особенностей развития. Больше доверять собственному здравому смыслу. Мы должны найти свое решение по этой проблеме, и оно не может быть универсальным, то есть подходящим всем этапам развития общества и для всех народов планеты.
Смертная казнь порождает жестокость в обществе и подогревает иллюзии, будто с преступностью можно справиться одними лишь мерами устрашения. Этого нельзя не признать, как и то, что жестокостью нельзя победить жестокость. Еще Ф.М. Достоевский говорил: «Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление, убийство по приговору – несоразмерно ужаснее, чем самое преступление».
До исследования этой темы я серьезно не задумывалась над проблемой смертной казни и считала, как и большинство людей, что смертная казнь должна быть сохранена, и применяться в больших масштабах. Я полагала, что это эффективная мера борьбы с преступностью, и, что преступник должен понести соответствующее наказание за совершенное им деяние. Но, по мере углубления в эту проблему и ее тщательного изучения, мое отношение к смертной казни стало постепенно меняться. И если сейчас я не ярый противник смертной казни, то хотя бы и не ярый сторонник. Может быть, сторонники и противники смертной казни и правы в своих доводах, но я не могу полностью согласится со всеми их аргументами. Если бы можно было с уверенностью сказать, что правосудие у нас карает исключительно только виновных, возможно, поддержала бы тех, кто «за» смертную казнь для самых страшных преступников. Но надо понимать, что при сегодняшней организации правоохранительной системы «размораживать» смертную казнь преждевременно. Считаю, что в нашей стране еще нет возможности обеспечить полное, беспристрастное и грамотное расследование.
Наказание вообще и смертная казнь в частности не всесильно и не самое лучшее средство в борьбе с преступностью. Поскольку преступность имеет многосторонний и глубокий характер, который обусловлен рядом причин, то и меры по борьбе с ней должны быть также комплексными. Ни сторонники смертной казни, ни их оппоненты не могут привести убедительные фактические данные в подтверждение своих точек зрения и остаются с догадками, основанными на эмоциях. Чтобы объективно осветить этот вопрос, необходимо раскрывать его, опираясь на факты.
Поэтому я считаю, что поскольку еще совершаются хладнокровные, ужасные и циничные преступления, смертная казнь должна быть сохранена, в ограниченных пределах, за узкий круг преступлений, и, разумеется, применительно только к психически здоровым людям. Однако, если само общество станет гуманным, а не только его власти, отменяющие смертную казнь, то в нем не будут совершаться такие преступления, которые потребовали бы применения смертной казни.
К сожалению, на сегодняшний день мы не в состоянии окончательно отказаться от применения смертной казни, хотя государство и прибегло к этому. Юридически она закреплена в уголовном законодательстве. Ничего более эффективного и удовлетворяющего человек еще не выдумал. Остается надеяться, что смертная казнь в России будет окончательно отменена, но это произойдет только тогда, когда наше общество достигнет высокого материального и духовного уровня жизни, и при значительном снижении преступлений против жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Постановление КС РФ от 02.02.1999 N 3-П
- Определение КС РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р
- "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
- "Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
- "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
- Указ Президента РФ от 16.05.1996 N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в совет Европы"
- Распоряжение Президента РФ от 27 февраля 1997 г. N 53-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г."
- Резолюция N 1111 "О соблюдении Россией обязательства принятия моратория на смертную казнь". Парламентская Ассамблея совета Европы (1997)
- Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS N 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)
Учебная литература:
- Агангов Г. А. Российская конференция по проблемам отмены смертной казни : учебное пособие – М. : Норма, – 2008. – С. 54.
- Игнатов В.Д.. Палачи и казни в истории России и СССР / В.Д. Игнатов. — М., 2014. — 416 с.
- Карпец И. И. Уголовное право и этика : учеб. пособие – М. : Норма, – 2009. – С. 97.
- Коновалова Т. Ф. Нужна ли России смертная казнь? // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2010. – № 2. – С. 23.
- Михлин А.С. Смертная казнь против прав человека : учеб. – М. : Норма, – 2013. – С. 143.
- Никулин С. И. Смертная казнь: эффективное уголовное наказание, вынужденная мера социальной защиты или рудимент уголовного закона? // Рос. юстиция. – 2007. – № 9. – С. 12.
- Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. М. 1984.
- Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", ИНФРА-М, 2008.
Интернет ресурсы:
- Правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/
- Информационно–правовой портал «Гарант.ру» http://www.garant.ru/
- Сайт Конституционного суда РФ http://www.ksrf.ru/
-
Агангов Г. А. Российская конференция по проблемам отмены смертной казни : учебное пособие – М. : Норма, – 2008. – С. 54. ↑
-
Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. М. 1984. ↑
-
Игнатов В.Д.. Палачи и казни в истории России и СССР / В.Д. Игнатов. — М., 2014. — 416 с. ↑
-
Михлин А.С. Смертная казнь против прав человека : учеб. – М. : Норма, – 2013. – С. 143. ↑
-
Карпец И. И. Уголовное право и этика : учеб. пособие – М. : Норма, – 2009. – С. 97. ↑
-
Коновалова Т. Ф. Нужна ли России смертная казнь? // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2010. – № 2. – С. 23. ↑
-
Никулин С. И. Смертная казнь: эффективное уголовное наказание, вынужденная мера социальной защиты или рудимент уголовного закона? // Рос. юстиция. – 2007. – № 9. – С. 12. ↑
-
"Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)
-
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
-
Указ Президента РФ от 16.05.1996 N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в совет Европы"
-
Резолюция N 1111 "О соблюдении Россией обязательства принятия моратория на смертную казнь". Парламентская Ассамблея совета Европы (1997)
-
Распоряжение Президента РФ от 27 февраля 1997 г. N 53-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г." ↑
-
Постановление КС РФ от 02.02.1999 N 3-П ↑
-
Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", ИНФРА-М, 2008. ↑
-
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
-
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
-
Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS N 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) ↑
-
Определение КС РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р ↑