Файл: История патентного права в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Патентный закон РФ отменен 01.01.2008 с вступлением в законную силу Четвертой части Гражданского кодекса РФ.

  1. Развитие патентного права за рубежом, его охрана, международное взаимодействие

Однако это не означает, что в допромышленную эпоху не существовало самих изобретений. Они появились с давних времен и сопровождали человечество на всем протяжении истории его развития. Например, водяные часы были изобретены примерно в 600 г. до н.э., гидравлическое колесо — за 100 лет до н.э., очки — в XIII в. н.э., микроскоп — в конце XVI в. н.э. В Средние века у многих талантливых изобретателей была нелегкая судьба: архитекторов таких, например, как строители Соборов Московского Кремля, ослепляли, венецианских мастеров-стеклодувов заперли в пожизненной тюрьме на острове Мурано. А например секрет производства шелка, который китайцы строго охраняли, продержался несколько столетий и был украден очаровательной принцессой. Она знала тайну производства и вывезла в шляпе несколько коконов шелковичных червей за пределы Китая, передав затем их своему возлюбленному. Это классический пример промышленного шпионажа, описанный в китайских хрониках еще в 15 в. до н.э. Медленные темпы технического прогресса на докапиталистических стадиях развития общества сдерживали распространение технических новшеств.

По заверениям историков, первые прообразы патента были «выданы» в 500 году д.н.э. в колыбели современной цивилизации — в Древней Греции. Именно в городе Сибарис был принят закон, который запрещал производство оригинальных кондитерских изделий на протяжении одного года с даты создания рецепта. Всю прибыль, полученную от продажи сладостей получал смекалистый кондитер.
Патент прошел долгий путь становления от монополии монарха до инструмента поощрения инновационной деятельности и механизма обеспечения коммерческих интересов частного сектора. Как отмечает Б.С. Антимонов, «нематериальный продукт человеческой деятельности, который мы именуем изобретением, не имел достаточно широкого применения и пока что не менял производственных отношений, при которых рабочие руки были «даровыми», а работа велась из-под палки рабами. Именно поэтому у рабовладельческого государства не было побудительных мотивов к тому, чтобы своими нормами регулировать использование изобретений. Интересы изобретателей и промышленников заключались в получении особого вознаграждения и охране от имитаторов своих нововведений, особенно из числа уже реально применявшихся и потребовавших для своего внедрения существенных затрат. Но не надо забывать о роли церкви в Средневековье как сдерживающего фактора против личностей и изобретательской деятельности, которые несли новые знания и решения.


Другим сдерживающим фактором являлись цеховые гильдии, которые, как правило, прятали от других гильдий любые нововведения и могли запретить в рамках гильдии использование изобретения. Поэтому крестьяне и ремесленники могли использовать нововведения только в рамках динамичной хозяйственной политики. Одним из предпочтительных средств такой политики стало получение привилегий изобретателем и предпринимателем для использования нововведений. Эти привилегии разделялись на привилегии на изобретения и привилегии на ввоз.

Такие привилегии начали выдавать в отдельных случаях уже в XIV веке в Англии и Саксонии. В XV веке мы можем найти привилегии на ввоз из Флоренции, Венеции, Генуи. В XVI веке в Саксонии привилегии на ввоз выдаются на изделия из хрусталя венецианского производства, а в Англии на ввоз особого вида стекла. Действие привилегий было ограничено большей частью сроком от 5 до 20 лет, отдельные привилегии имели право действовать в течение всей жизни владельца. Первый патент на изобретение был выдал во Флоренции в 1421 г. Однако монополии, щедро раздаваемые монархами, обогащали фаворитов и сдерживали развитие экономики. По юридическим нормам федеральных государств выдача патентов была прерогативой королевской власти и рассматривалась как милость суверена, своего рода привилегия вассалу.

Первый патентный закон был принят в республике Венеция в 1474 г. Патент выдавался Дожем по рекомендации Совета. В 1594 г. Г. Галилей получил патент Венеции на «средство для перекачивания воды». Капиталистических отношений это становилось преградой. Знаменитый «Статут о монополиях», принятый английским парламентом в 1623 г. при Джеймсе I, узаконил выдачу патента сроком на 14 лет, существе-но ограничивая власть короля.

Первые законы, посвященные изобретениям, появились в XV в. в итальянских республиках — Флоренции и Венеции, хотя традиционно историю патентного права ведут от английского Статута о монополиях 1623 г. В юридической литературе Статут о монополиях датируется по-разному. Так, Б.С. Антимонов указывает на 1623 г., И.Э. Мамиофа - на 1623-1624 гг. 1628 г. А. А. Пиленко Статут о монополиях именует Законом 1623 г., замечая при этом, что «обыкновенно в истории законодательства о патентах авторы начинают особый период именно с 1623 г.. Развитие патентного права начинается с того момента, когда появляются первые признаки вырождения сущности привилегий, которые олицетворяли собой систему абсолютного господства и меркантильной хозяйственной политики, прежде всего в Англии и Франции.


Фактически с этим регулированием, которое было дополнено незначительными усовершенствованиями 1835 года, страна дожила до патентного закона 1852 года.

И хотя мы говорим о статуте Джеймсе I, но должны понимать, что сам монарх и явился главной причиной принятого закона. Именно Джеймсе I, остро нуждаясь в деньгах, возобновил выдачу исключительных прав, в то время как королева Елизавета уничтожила большую часть монополий. Однако в этом законе упоминание о патентах на изобретение является чисто формальным. Этот закон больше касается ограничения власти короля в вопросе выдачи монополий, чем рассматривает вопросы патентного права, тем более, что главным, существенным остается милостивое отношение власти к тому или иному лицу (а не право того или иного лица на патент). Т.е., по оценке юриста-патентоведа XIX века А. Пиленко, это факультативная защита.

Во Франции, во времена абсолютизма, привилегии сыграли особую роль в содействии ремесленному и промышленному производству. С 1699 года предусматриваются испытания оборудования в королевской академии и выдача привилегий на них только в случае достижения практического результата.

Таким оставался вклад Франции в развитие патентной охраны до введения Великой французской революцией нового законодательства. В 1789 году общая система привилегий, включая привилегии на изобретения, была упразднена. Впервые в Европе право собственности изобретателя на свое изобретение было провозглашено патентным законом, принятым Конвентом революционной Франции 7 января 1791 г. Закон в своей преамбуле запрещал всем и всякому пользоваться изобретением без дозволения субъекта права, каковым являлся патентообладатель. Это был переход от привилегии к патенту. Несмотря на все различия патентный закон Франции и английский Статут о монополиях имели сходство в главном. Уничтожая монополизм в промышленности как наследие феодальной эпохи, оба закона во имя развития той же промышленности утверждали монополию патентовладельца. Так, патент на изобретение, родившийся одновременно с капитализмом, становился мощным инструментом его прогресса

Французской революцией 1791 г. Изобретение объявляется достоянием государства, и любое учреждение, не спрашивая разрешения у автора, может им воспользоваться. За автором закреплялось право на вознаграждение в случае внедрения изобретения, создающего экономию в размере 2% от экономического годового эффекта

Институт полезных моделей появился в 1891 г. в Германии, а с 1911 г. полезные модели стали объектом охраны на уровне международного права.


В 1891 г. в Германии при модификации существовавшего в то время патентного закона. В настоящее время в Германии действуют два отдельных закона - патентный закон и закон о полезных моделях от 28 августа 1986 г.
Следует отметить, что институт полезных моделей возник довольно давно. Он появился в 1891 г. в Германии при модификации существовавшего в то время патентного закона. В настоящее время в Германии действуют два отдельных закона - патентный закон и закон о полезных моделях от 28 августа 1986 г.
Международный конгресс по промышленной собственности состоялся в 1878 г. в Париже. Конгресс явился первым этапом на пути создания всеобъемлющего международного соглашения по промышленной собственности. Процесс создания первого международного соглашения завершился 20 марта 1883 г. в Париже на дипломатической конференции подписанием «Парижской конвенции по охране промышленной собственности». Конвенция неоднократно дополнялась и пересматривалась. Первые дополнения были внесены в 1891 г. на конференции в Мадриде. Соответствующая рекомендация Венского патентного конгресса для избежания монопольных оговорок предусматривала, что патентообладатель за соразмерную плату должен разрешать каждому использовать свое изобретение (на основе лицензии). Совещание законодательных органов дало вскоре положительный результат. Уже 25 мая 1877 г. в Пруссии был принят патентный закон, а 1 июля он вступил в действие.

Вскоре в Берлине открылось кайзеровское патентное ведомство. Закон исходил из того принципа, что охрана предоставляется тому, кто подал первую заявку (принцип заявки) невзирая на то, был ли он действительно первым изобретателем (принцип изобретателя).

В случае противозаконного заимствования у него изобретения, изобретатель мог воспрепятствовать выдаче патента или представить объяснения для аннулирования патента. Требование передачи противозаконной заявки действительному изобретателю и в дальнейшем выдачи по ней патента в законе отсутствовало.

Первые патентные законы были приняты в США в 1790 г., во Франции в 1791 г., в Бельгии в 1854 г., в Италии в 1859 г., в Германии в 1877 г., в Дании в 1894 г., в Австрии в 1897 г., в Испании в 1820 г.

В Америке, после завоевания независимости, права на выдачу патента получают правители штатов. Однако уже в 1790 г. был принят федеральный патентный закон, вошедший в конституцию США.

В Северной Америке до завоевания независимости патенты на изобретения выдавались местной администрацией. Позже это право унаследовали правительства штатов. Однако уже в 1790 г. был принят федеральный патентный закон, который вошел в Конституцию США (ст. 1, п. 8). По конституции патент выдавался комиссией, состоящей из министров обороны, юстиции и иностранных дел.
Северной Америке до завоевания независимости патенты на изобретения выдавались местной администрацией. Позже это право унаследовали правительства штатов. Однако уже в 1790 г. был принят федеральный патентный закон, который вошел в Конституцию США (ст. 1, п. 8). По конституции патент выдавался комиссией, состоящей из министров обороны, юстиции и иностранных дел.


Членом этой комиссии был Томас Джефферсон, тогдашний госсекретарь. Первый федеральный патент был выдан 31 июля 1790 г. некоему С. Хопкинсу на «способ получения гончарной и «жемчужной» золы».


Заявки подвергались в ведомстве предварительной экспертизе. Были исключены из патентования изобретения, касающиеся пищевых продуктов, предметов удовольствия и наслаждения, лекарственные средства, а также химическим способом полученные вещества. Срок охраны составлял 15 лет, поддержание патента в силе требовало оплаты прогрессивно повышающихся сборов. Данный патентный закон действовал до 7 апреля 1891 года.

Следует отметить, что за исключением Франции и Англии, в остальных европейских государствах период создания современного патентного права начался в XIX веке. Позднее всего в Пруссии, в конце 60-х годов. Раньше других перешли к облигаторной конструкции государства, заимствующие начала патентного права у Франции: Королевство обеих Сицилии (декрет Иоахима Наполеона 2 марта 1810 года), Испания (декрет 27 марта 1826 года), Бельгия (закон 24 мая 1854 года), Австрия (закон 15 августа 1832 года), Пруссия (до издания закона 1877 года).

Что касается международного взаимодействия, отметим следующее:

Правовая охрана российских изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в зарубежных странах, равно как и охрана зарубежных объектов промышленной собственности в РФ, основывается на общепризнанных принципах международного сотрудничества, нашедших отражение в международных договорах и соглашениях по охране промышленной собственности. Наиболее важное значение в этом плане имеют Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.) и Договор о патентной кооперации 1970 г. Кроме того, большую роль играют специальные соглашения, заключенные рядом стран в целях дальнейшего углубления сотрудничества, и прежде всего Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г., Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения 1976 г., Соглашение о создании Африканской региональной организации по охране промышленной собственности 1976 г. и некоторые другие.

Распад СССР как единого государства поставил на повестку дня вопрос о том, связаны ли его бывшие субъекты теми международными договорами и соглашениями по охране промышленной собственности, в которых участвовал Советский Союз. Выше уже обосновывался вывод о том, что формально ни одна республика бывшего Союза, включая Россию, не могла автоматически считаться участвующей в Парижской конвенции по охране промышленной собственности или каком-либо другом договоре. Чтобы стать членом Парижского союза, других международных союзов и соглашений, Россия, как и другие республики бывшего Союза ССР, должна была выразить на это прямое волеизъявление, с одной стороны, и быть принятой в эти союзы и соглашения, с другой стороны. По имеющимся данным, из республик бывшего СССР только Украина и Россия на сегодняшний день в установленном порядке стали членами Парижского союза, а также направили в ВОИС декларации о том, что они используют Договор о патентной кооперации. Пока этого не будет сделано другими независимыми государствами - субъектами бывшего СССР, они будут оставаться формально вне системы международно-правовой охраны промышленной собственности.