Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 4
Введение
Бизнес в отечественной экономике возник и развивается не путем эволюции, как в странах с устойчивой рыночной экономикой, а в результате слома социалистической системы хозяйствования. Это привело к тому, что отечественные предприятия в своем развитии идут несколько другим путем, нежели фирмы, появившиеся в странах с развитой экономикой. Следствием этого является неготовность отечественных предприятий к конкуренции с иностранными компаниями, которые охотно занимают свои ниши на российских рынках. Основой деятельности иностранных предприятий является, в том числе, огромнейшая теоретическая база, посвященная всем аспектам жизни организации. Бизнес-планирование и прогнозирование находится в этом списке далеко не на последнем месте. Разработка и выбор бизнес-плана предприятия помогает добиться целей, стоящих перед ним, способствуя его развитию.
Отечественные же предприятия, постоянно находясь в условиях неопределенной внешней среды и постоянно ожидая потрясений, которые стабильно преподносит российская экономика, не имеют подобного подспорья. Тем не менее, все большое количество руководителей современных российских предприятий задумываются о необходимости разработки собственного бизнес-плана своей фирмы. За годы существования менеджмента было выработано огромное количество разнообразных методик создания бизнес-планирования предприятия. Перенос этих методик из теоретической плоскости в практическую поможет российским компаниям достичь уровня конкурентоспособности, сопоставимого с конкурентоспособностью зарубежных фирм, работающих на рынках России.
Разработка бизнес-плана компании дает возможность добиться стоящих перед фирмой целей в самые быстрые сроки, минимизируя при этом возможные потери. Также она позволяет самым выгодным образом пользоваться сильными сторонами, а также выявить и искоренить свои слабые стороны. В отсутствие планирования фирма не может добиться успеха, т.к. не имеет четко поставленных целей и задач. Бизнес-план является основой деятельности любой организации, а хорошо подготовленный бизнес-план – залог ее успеха. У всех начинающих предпринимателей часто возникают вопросы о создании бизнеса.
Цель работы заключается в изучении основ бизнес-планирования и разработке бизнес-плана ООО «Столовая».
Поставленная в работе цель потребовала решения следующих логически связанных задач:
- исследование теоретических основ бизнес-планирования;
- характеристика основных разделов бизнес-плана;
- прогнозирование финансовых результатов предприятия;
- расчет экономической эффективности проекта.
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования
Бизнес в отечественной экономике возник и развивается не путем эволюции, как в странах с устойчивой рыночной экономикой, а в результате слома социалистической системы хозяйствования. Это привело к тому, что отечественные предприятия в своем развитии идут несколько другим путем, нежели фирмы, появившиеся в странах с развитой экономикой. Следствием этого является неготовность отечественных предприятий к конкуренции с иностранными компаниями, которые охотно занимают свои ниши на российских рынках. Основой деятельности иностранных предприятий является, в том числе, огромнейшая теоретическая база, посвященная всем аспектам жизни организации. Бизнес-план необходим на этапе запуска нового бизнеса. В этом случае составляется пошаговый план создания бизнеса, анализируются рынок сбыта и конкуренция, возможные риски, прогнозируются доходы и расходы, маркетинговая стратегия, и оценивается финансовая реализуемость и эффективность проекта (бизнеса)[1].
Разработка бизнес-плана может осуществляться для различных целей[2]:
- планирование деятельности и развития компании для собственных нужд;
- обоснование перед кредитной организацией необходимого объема внешнего финансирования;
- обоснование перед потенциальными инвесторами необходимого объема финансирования, требуемого для развития компании или бизнес-проекта;
- обоснование перед банком перспективности финансируемого бизнес-проекта или компании и т.д.
Структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Структура бизнес-плана и характеристика его разделов
Раздел бизнес-плана |
Характеристика |
1 |
2 |
1. Резюме |
Основная задача резюме – заинтересовать предполагаемого адресата бизнес-плана, например, банк или инвестора, в дальнейшем его изучении. Зачастую, это наиболее часто читаемый раздел бизнес-плана, а, в ряде случаев, единственно изучаемый его раздел. Резюме бизнес-плана содержит основную информацию и выводы по проекту. В конце резюме обязательно должен быть представлен свод финансовых показателей по проекту. |
2. Анализ рынка |
Целью этого раздела, как и большинства рыночных исследований, является оценка существующей ситуации, так называемой рыночной конъюнктуры, и разработка прогноза будущего развития рынка. |
3. Описание продукции (услуг) |
Здесь дается описание товаров и/или услуг, которые предприятие продает или собирается продавать на рынке. Здесь приводятся также данные об аналогичных товарах/услугах конкурентов, приводится сравнительный анализ и выявляются преимущества, которые позволят продукции выделяться на фоне продукции конкурентов. В числе таких преимуществ может быть цена, качество, наличие послепродажного сервисного обслуживания и т.п. В раздел «Описание продукции» рекомендуется включить наглядное изображение товара, например, рисунки или фотографии, для улучшения его восприятия потенциальными адресатами бизнес-плана. В этом разделе также целесообразно определить круг потенциальных покупателей и описать каким образом Вы планируете их завоевывать. При наличии соответствующих данных, в ряде случаев имеет смысл привести перечень потенциальных потребителей уже проявивших заинтересованность в Вашей продукции. |
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) |
Раздел должен включать информацию о целях и планируемой стратегии маркетинга, описание системы ценообразования и схемы распространения товаров, включая методы стимулирования продаж, порядок проведения рекламной и PR кампании. План маркетинга разрабатывается на основе проведенных маркетинговых исследований. Это очень важный момент для бизнеса, поскольку ошибки в этом разделе, как правило, бывают губительны для бизнеса. В составе этого раздела необходимо обстоятельно охарактеризовать как вы планируете организовать: Схему распространения и реализации произведенной продукции; Каким образом будет осуществляться ценообразование; Выбрать основные каналы рекламы; Спланировать основные мероприятия PR (Public Relations); Указать планируемые методы симулирования cбыта; Как будет осуществляться послепродажное обслуживание покупателей (гарантийное и сервисное обслуживание). |
Продолжение таблицы 1.1
5. Производственный план |
Главная задача этого раздела - показать, что предприятие будет в состоянии производить необходимое количество продукции требуемого качества в заданные сроки. В разделе «План производства» следует привести описание производственного процесса, включая технологию, расчет производственных мощностей предприятия, обоснование режима работы оборудования и планируемой производственной программы по выпуску продукции, расчет потребности в материалах, человеческих и топливно-энергетических ресурсах. Здесь же стоит сделать расчет потребности в основных фондах, включая приобретение земли, строительство зданий, сооружений и коммуникаций, покупку и монтаж оборудования. Другим важным элементом планирования, который следует отразить в разделе "План производства", является схема производственных потоков на предприятии, включающая в себя систему материально-технического обеспечения (поставщики, условия поставки и расчетов) и систему управления производственными запасами. |
6. Организационный план |
В этом разделе бизнес-плана необходимо показать организационнуюструктуру управления компанией и ее кадровую политику. Здесь следует описать кто и чем будет заниматься, как организовано взаимодействие между всеми службами предприятия и как планируется координировать и контролировать их деятельность. В разделе «Организационный план» также приводят сведения об имеющихся у предприятия специалистах и данные об их квалификации, информацию о системе оплаты труда на предприятии. В ряде случаев, здесь имеет смысл привести сведения о команде управления проектом, их образовании и опыте работы в данной области, показать каким образом будут распределяться обязанности и ответственность. |
7. Финансовый план |
В этом разделе бизнес-плана содержится основная финансовая информация по проекту. В состав финансовой части бизнес-плана, как правило, входят бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, график финансирования проекта и расчет основных показателей эффективности проекта. Раздел «Финансовый план» бизнес-плана требует разработки сразу нескольких документов. Это: прогноз объемов реализации; таблица доходов и затрат; расчет денежных расходов и поступлений (Cash Flow проекта); прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; график достижения безубыточности; стратегия финансирования. |
8. Риски и гарантии |
В этом разделе бизнес-плана следует привести перечень основных рисков Вашего проекта или бизнеса и определить мероприятия, которые Вы намерены проводить в случае наступления того или иного события с целью минимизации возможных потерь. В ряде случаев этого бывает достаточно даже при обращении за финансированием в банки. |
Для вновь открывающегося предприятия бизнес-план может содержать от 7 до 8 разделов, а для уже работающего предприятия предусматривается 5 разделов.
Бизнес-план
Для вновь начинающегося бизнеса
Для действующего бизнеса
Резюме
План маркетинга
План производства
Оргплан
Правовое обеспечение
Оценка риска и страхование
Финансовый план
Резюме
План производства
Оргплан
Оценка риска и страхование
Финансовый план
Рисунок 1.1 - Модели бизнес-плана
Тaкой подход к плaнированию бизнесa соответствует рекомендaциям специaлистов-прaктиков (Д. Дойлa, А. Вaйсманa), которые тaкже предлaгают рaзрaбатывать бизнеc-плaны из небольшого числа рaзделов (рис.1.1).
В заключении отметим, бизнес-план - документ, который содержит объяснение действий, которые нужно осуществить для реализации любого проектa (коммерчеcкого) или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для производителей самым новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, который и получил самое наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.
Разработка бизнес-плана дает получить ответы на такие вопросы[3]: как эффективно организовать производство, как начать бизнес, в какие максимально сжатые сроки можно будет рассчитаться с кредиторами, когда будут получены первые доходы, как минимизировать возможные риски. Бизнеc-плaн, в отличие от внутрипроизводcтвенного планирования, включает в себя не весь комплекс целей организации или корпорации, a одну из самых важнейших зaдaч, которая включает само содержание планирования нового вида деятельноcти или бизнес-проектa, оценивая выгодную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Главное достоинство бизнес планирования заключается в том, что верно составленный план дает перспективу развития фирмы, а именно, показывает руководству предприятия будет ли прибыльным начатое дело и как быстро окупятся инвестиции, вложенные в бизнес. Бизнес-план – документ, который необходимо составлять на несколько лет вперед.
Глава 2. Обоснование необходимости развития ООО «Столовая»
2.1 Общая характеристика бизнес-проекта
В городе существуют хорошие возможности для реализации данного проекта. Большой выбор блюд, возможность организации различных мероприятий, проведение семейных торжеств и доступные цены отличают столовую от других предприятий общественного питания.
Как видно, новое предприятие потенциально может приносить владельцам хорошую прибыль. Поэтому необходимо произвести расчет затрат, которые необходимо понести для открытия нового предприятия, а также предполагаемого эффекта от открытия.
Организационно – правовая форма предприятия: правовой статус формы собственности – ООО «Столовая». В соответствии с организационно-правовой формой управление предприятием будет осуществляться его учредителями.
Подбор персонала – это трудоемкий и ответственный процесс, за помощью в котором рекомендуется обращаться к специалистам.
Планируемый режим работы столовой с 9.00 до 22.00 ежедневно без выходных дней. Таким образом, в соответствии с ТК РФ, режим работы сотрудников устанавливается следующий: 8-10 часовая смена в промежутке с 9.00 до 23.00 с обеденным перерывом на 40-50 мин. в зависимости от рабочей смены.
В организационном плане есть два момента – товароснабжение столовой и производство готовой продукции. В столовой процедура изготовления блюд будет описываться в технологической карте. Уже на этапе планирования имеет смысл составить технологическую карту к каждому блюду.
Если рассматривать модель управления столовой, как некую иерархическую лестницу, то можно выделить основные ее ступени (рис. 2.1):
Рисунок 2.1 Организационная структура ООО «Столовая»
Продукция производится в этой же столовой. Имеющаяся производственная площадь позволяет делать это в полном объеме. В данный момент не планируется увеличение производственных мощностей, так как в этом пока нет необходимости.
На первых порах, когда столовая еще только откроется, будут раздаваться рекламные листовки в людных местах (5000 руб.). Но этого недостаточно, ведь признано, что лишь 20% людей смотрят на содержание данной им листовки, и лишь 10% дочитывают до конца. Помимо листовок, планируется арендовать 3 рекламных щита в людных местах (60000 руб.). Перед столовой будет располагаться большой баскет с логотипом (изготовление обойдется в 10000 руб.). Планируется профинансировать статью в газете на правах рекламы, а также разместить рекламу на официальном сайте города. Это довольно эффективный вид рекламы. Постоянным клиентам будут вручаться карты vip-клиента, дающие право на получение скидки в размере 5%.