Файл: История развития менеджмента ( МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

   Если сторонники научного  менеджмента концентрировали основное  внимание на вопросах управления  процессом производства, то приверженцы  административной школы старались  определить общие характеристики и закономерности управления и создать на их основе универсальные принципы управления, которые могут повысить эффективность производства. Управление ими рассматривалось как единый процесс, состоящий из ряда функций, а процесс управления как сумма всех функций. В качестве основных функций А. Файол обосновал планирование, организацию, руководство, координацию и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.

   В дальнейшем Л. Гулик  и Л. Урвик более чётко разграничили  и систематизировали эти функции. Они сформулировали принципы административного управления, которые практически не изменились до настоящего времени:

 Планирование – постановка  подлежащих выполнению задач  и указание способов их решения  для достижения целей предприятия;

 Организация – создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели;

 Комплектование штата – подбор  и подготовка кадров, создание  необходимых условий для трудовой деятельности;

 Руководство – постоянная  функция принятия решения и  их оформление;

 Координация – обеспечение  согласованности в работе всех  подразделений предприятия, образующих  единое целое;

 Отчётность – обеспечение  информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок;

 Составление бюджета – составление  финансовых планов и контроль  финансовой деятельности.

   Наиболее важной частью  управления А. Файол считал  администрирование, которое основывается на 14 общих принципах: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений (целей), подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала (оплата), оптимальная централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух. Эти принципы наряду с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.

   Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит  в том, что он впервые высказал  мысль о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, носящую универсальный характер, по сути, положив начало профессиональному менеджменту. Его исследования не только совершенствовали систему Ф. Тейлора, но и привели к разделению проблем управления на два направления:


 Организация и управление  непосредственно технологическими  и трудовыми процессами (организация  производства, организация и нормирование  труда);

 управление производственными  системами (теория управления производством).

   Интересен взгляд А. Файола  на организационное планирование. Рассматривая его как общую  функцию управления, он отмечал  трудности планирования в постоянно  меняющихся условиях рынка. План  должен вытекать не из возможного  повторения прошлого период, а из представления о неизбежных изменениях в будущем. Появляется понятие «неопределённости», причём не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в частности возникновение новых связей), быстрая и гибкая переориентация производства и сбыта. И с 70-80х годов полный учёт и просчёт заранее, до мелочей становится малореальным, поэтому задача руководителя состоит в создании адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, а менеджера – в реализации ограниченных системных подходов.

1.5.Школа человеческих отношений  и поведенческих наук

   Школы научного  менеджмента и административного  управления (функционального) управления  формировались без должного учёта  влияния человеческих отношений  на эффективность деятельности  в сфере производства и управления. Значение человеческого фактора в управлении ограничивалось такими аспектами как справедливая оплата труда, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений между работниками управления. Опыт показал, что расчленение процесса управления на ряд функций, которые в совокупности ориентировались на достижение цели управления, закрепление функций за соответствующими подразделениями и отдельными работниками само по себе ещё не вело к повышению производительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия.

   Роль человека в организации,  его способность к самоорганизации,  повышению эффективности труда  за счёт внесения в него  творческого начала или в результате  улучшения психологического климата  в организации привлекли внимание социологов и менеджеров. Серьёзные исследования этой проблемы ведутся с начала 1930-х годов. Объектом исследования и организационных практических изысканий, экспериментов стало поведение человека в организации, «человеческие отношения».


   Было установлено, что  отношения между людьми в трудовых  коллективах нередко больше способствовали  росту эффективности труда, чем  чёткая организация труда и  материальные стимулы. Мотивами  к высокоэффективному труду являются  не столько экономические интересы, как считали представители предыдущих управленческих школ, а удовлетворённость работников своим трудом, в основе которой лежит социально-психологический климат в коллективе.

   В работах М.  Фоллет впервые рассматривались  такие вопросы как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. Она изучала проблему конфликтов в коллективе, классифицируя их на доминирование, компромисс и интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций. Оригинально М. Фоллет определила управление как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.

   С 50-х годов  переросла в школу поведенческих  наук, развивающуюся и в настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу, предложившего пирамиду мотивов поведения человека в организации. Свой подход к определению мотивов и соответствующего комплекса стимулов предложили сторонники так называемого бихевиористского (поведенческого) направления, в числе которых были названные авторы и др. Развитие социологии и психологии позволило подвести научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.

   Как показал  К. Арджирис, усиление давления  и контроля со стороны руководителей для повышения производительности труда подчинённых порождает конфликт в системе управления и работниками и не способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести кадров, потери интереса к работе. Наоборот, по мнению Р. Лайкерта, разрешению конфликтов способствуют конструктивные взаимоотношения между членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений в коллективе и высокая степень взаимного доверия в коллективе. Взаимное доверие, уважение, благоприятные отношения в коллективе создают хороший морально-психологический климат, оказывающий существенное влияние на мотивацию работников к высокоэффективному труду.

   Школа поведенческих  наук сосредоточилась в основном  на методах налаживания межличностных отношений в трудовых коллективах. Основной её целью было повышение эффективности организаций за счёт повышения эффективности использования их человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению производительности труда как отдельного работника, так и организации в целом. Как школа научного менеджмента и школа административного управления, так и поведенческая школа отстаивала свой путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии доказала наука и практика управления, изменение содержания работы и участие работников в управлении предприятием оказывают положительное влияние лишь в некоторых производственных ситуациях и не на всех работников.


1.6.Школа науки управления или количественный подход

   Развитие математики  и вычислительной техники заложило  основу нового направления в  теории управления, получившего  название «наука управления».  В её основе лежит количественный  подход, который предполагает использование  научных методов анализа функционирования производственных систем и решения проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем. Сторонники данного направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили перед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционные проблемы организации. Такой подход иногда называют операционным или исследованием операций. Исследование операций, по сути своей, это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

 Применение данного  подхода, по мнению его приверженцев, возможно при наличии четырёх условий:

  1. проблемы управления настолько сложны, что менеджеры нуждаются в помощи при анализе большого количества переменных величин;
  2. большое число факторов производства легче поддаются количественному анализу по средствам науки управления, причём экономические показатели используются в качестве ориентиров при принятии решений;
  3. наука управления характеризуется применением математических моделей для получения представления о реальном положении вещей и путях улучшения ситуации;
  4. сложность проблем управления и математического аппарата требует применение компьютеров для переработки и анализа больших объёмов информации.

   После изучения ситуации и постановки той или иной проблемы управления группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации (ситуационную модель). Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность и представляет её абстрактно. Использование количественных методов и математических моделей нашло применение в связи с появлением и широким использованием компьютеров в сфере управления и развития информационных систем.

   Эффективность  применения моделей зависит в  первую очередь от достоверности исходных данных, ограничении в получении информации, слабого применения на практике, чрезмерно высокой стоимости.


 Вклад этой школы  в теорию управления состоит  в следующем:

  • Углубление понимания сложных проблем управления путём разработки и применения моделей.
  • Развитие количественных методов при решении руководителями задач управления в сложных хозяйственных ситуациях.

   Указанные школы  заложили научный фундамент в  теорию управления, на основе  которого сформировались новые  подходы, такие как процессный подход, системный подход и ситуационный подход. Современная идеология и теория управления производственными системами вобрала в себя важнейшие элементы основных управленческих школ и подходов к изучению проблем управления.

Процессный подход

   Концепция процессного  подхода, рассматривающая управление  как непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций, обозначила  крупный поворот в развитии  управленческой мысли. Она широко  применяется и в настоящее  время. 

   Впервые процессный  подход был предложен сторонниками административной (функциональной) школы управления, которые разработали функции управления. Однако они рассматривали эти функции как не зависимые друг от друга. В противоположность этому взгляду процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается не как единовременное действие, а как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями.

   Степень дробления  процесса управления на функции  у разных авторов зависит от  принятого подхода к исследованию  управления и существа решаемой  задачи. Чаще всего указывают  на следующие функции: планирование, организация, распорядительство  (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

   Общая характеристика  процессного подхода основана  на объединении важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число функций, которые применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делит процесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции управления объединены между собой связующими процессами коммуникации и принятия решений. Функция руководства (лидерства) рассматривается как самостоятельная сфера деятельности в управлении.