Файл: Требования к содержанию объявлений в СМИ о наличие вакантных рабочих мест (Теоретические аспекты составления объявлений о наличии вакантных рабочих мест).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что при написании хорошего объявления о вакансии следует придерживаться определенной логической схемы для структурирования изложения материала. При этом следует отметить, что, конечно, доля фантазии никогда не помешает, а наоборот только поможет объявлению выделиться из огромного количества прочих однообразных и серых объявлений. Необходимо придумать именно свою «изюминку», которая поможет «зацепить» нужно кандидата. Люди хотят знать, с кем они, в конечном итоге, будут иметь дело. А между тем, составить правильное объявление о вакансии несложно, достаточно соблюдать лишь вышеприведенные правила.

Глава 2. Исследование объявлений о вакансиях на примере г. Сургута

2.1. Оценка содержания объявлений о вакансиях на сайте Саreer.ru

Самыми популярными источниками для размещения объявлений о вакансиях являются периодические издания, всемирная сеть Интернет. Для анализа объявлений о вакансиях на рынке труда города Сургута были рассмотрены сайт Career.ru и газета «Ярмарка» за 2016 г.

Проанализировав объявления о вакансиях на сайте Саreer. ru, мы определили сферы деятельности, которые являются наиболее востребованными на рынке труда города Сургута и представили полученные данные на рисунке 1.

Рисунок 1. Спрос на рынке труда в городе Сургуте по данным

сайта Саreer.ru на 2016 г.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что в городе Сургуте наибольшим спросом пользуются специалисты в области продаж, хотя устойчивого спроса не наблюдается, по количество размещенных вакансий в марте больше по сравнению с предыдущими месяцами. Также на рынке труда пользуются спросом специалисты банковской сферы, маркетинга, медицины,
консультирования. Заметно вырос спрос на специалистов в области пауки и образования. В марте размещенные вакансии в этой области возросли практически в 10 раз. Не пользуются спросом на рынке труда специалисты в области страхования, управления персоналом, бухгалтерии, искусства, спорта.


При рассмотрении вакансий на сайте Саreer.ru замечены признаки дискриминации. Например, в условиях работы указываются: гражданство РФ, ограничения в возрасте, наличие постоянной регистрации в г. Сургуте, работодатели делают акцепт на внешность. К дополнительным требованиям к соискателю работодатели указывают: наличие личного автомобиля, телефона, диктофона или фотоаппарата. Ссылаясь на статью 3 Трудового кодекса РФ, «никто не может быть ограничен в трудовых нравах и свободах» . Потому можно сделать вывод о том, что работодатели нарушают закон о «Запрещении дискриминации в сфере труда». Проявление дискриминации в объявлениях на сайте Саreer.ru за 2016 г. мы проводили но следующим показателям: пол; возраст; национальность; гражданство; регистрация; семейное положение; внешние данные; дополнительные требования, связанные с наличием собственных технических средств и устройств.

Нами было рассмотрено 198 вакансий, из них 18 содержат признаки дискриминации, полученные данные показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Количество размещенных объявлений о вакансиях,
содержащих признаки дискриминации за январь 2016 г. по

данным сайта Саreer.ru

По данному рисунку можно сказать, что 92% вакансий содержат адекватные требования к кандидату. Следует проанализировать, как часто встречаются конкретные признаки дискриминации в объявлениях о вакансиях на рынке труда.

Рисунок 3. Частота присутствия признаков дискриминации в объявлениях о вакансиях за январь 2016 год

По рисунку видно, что распространены признаки дискриминации в области дополнительных требований, связанных с наличием собственных технических средств и устройств, и наличия гражданства, реже встречаются ограничения по полу и возрасту.

2.2. Оценка содержания объявлений о вакансиях в газете «Ярмарка»

Далее нами было рассмотрено 1 386 объявлений о вакансиях в газете «Ярмарка» за 2012-2016 г. Анализируя объявления из этого источника, были замечены признаки дискриминации и дополнительные требования, предъявляемые к соискателю. Например, наличие гражданства РФ, ограничения в возрасте, указание пола соискателя, наличие регистрации в г. Сургуте, наличие личного автомобиля. Полученные нами данные отображены на рисунке 4.


Таким образом, из рассмотренных нами 1 386 объявлений о вакансиях в 304 объявлениях встречаются признаки дискриминации. Одновременно нам удалось определить, что 82% вакансий содержат адекватные требования к кандидату, а 18% вакансий составляют объявления дискриминационного характера.

Рисунок 4. Количество размещенных объявлений о вакансиях,
содержащих признаки дискриминации за 2012 г.

Рассмотрим, какие признаки дискриминации встречаются чаще в объявлениях о вакансиях на рынке труда города Сургута.

Итак, по рисунку 5 видно, что наличие гражданства является преимущественным для работодателей и составляет 40% из общего количества объявлений, содержащих признаки дискриминации. Наиболее часто встречаются требования к полу, возрасту, к наличию регистрации в городе Сургуте, а также требования, связанные с наличием собственных технических средств и устройств, например, наличие личного автомобиля. Реже встречаются требования к национальности, отсутствию судимости, наличию вредных привычек и внешним данным.

Проводя анализ объявлений, мы выявили, что водители, продавцы, менеджеры, машинисты, инженеры, администраторы являлись наиболее востребованными профессиями на рынке труда города Сургута в 2012 г.

Рисунок 5. Частота присутствия признаков дискриминации в объявлениях о вакансиях 2012 год по данным газеты «Ярмарка»

Чтобы рассмотреть динамику изменений в объявлениях о вакансиях на рынке труда города Сургута, следует проанализировать данные в газете «Ярмарка» за 2016 г. Поэтому нами была составлена диаграмма, показывающая спрос на специалистов разных областей.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в Сургуте наибольшим спросом пользуются специалисты в области автотранспорта, красоты, фитнеса и спорта, недвижимости, ресторанного дела, лидируют специалисты в области продаж. Не пользуются спросом на рынке труда специалисты в области гостиничного бизнеса, коммунальной службы, консультирования, культуры, телекоммуникаций, страхования, развлечений, управления персоналом, юриспруденции.

Рисунок 6. Спрос на рынке труда в городе Сургуте по данным газеты Ярмарка» за 2016 год

Так как специалисты в области продаж пользуются наибольшим спросом, то целесообразно сравнить динамику изменений этого спроса.

Рисунок 7. Динамика изменений спроса на специалистов в области продаж по данным источника «Ярмарка»


По данному рисунку видно, что количество объявлений по рассмотренным вакансиям специалистов в сфере продаж сократилось в 2 раза в 2016 г. по сравнению с 2012 г.

Анализируя объявления о вакансиях, мы отметили, что 16 вакансий из 482 содержат признаки дискриминации и дополнительные требования к кандидатам. Полученные нами данные представлены на рисунке 8. Таким образом, мы отметили, что 97% вакансий содержат адекватные требования к кандидату.

Рассмотренные нами вакансии за 2016 г. содержат признаки дискриминации и дополнительные требования к соискателям, например, наличие личного автомобиля встречается наиболее часто и составляет 44% от количества вакансий, содержащих признаки дискриминации. На втором месте находится требование об отсутствии вредных привычек, которое составляет 25% от количества вакансий, содержащих признаки дискриминации.

Рисунок 8. Количество размещенных объявлений о вакансиях,
содержащих признаки дискриминации за 2016 г. по данным

газеты «Ярмарка»

Также встречаются требования о наличии гражданства РФ, регистрации в городе Сургуте, работодатели акцентируют внимание на внешних данных. Данные проведенного анализа представлены на рисунке 9.

Хочется отметить некоторые вакансии, в которых не указывался иол соискателя, но в требованиях были записаны деловые качества в женском роде. Например, в объявлениях можно встретить должность торгового представителя с деловым и качествами: «ответственная, честная, чистоплотная» иди менеджера с деловыми качествами: «ответственная, активная, коммуникабельная». Поэтому, можно сделать вывод о том, что работодателю все-таки важен пол работника.

Рисунок 9. Частота присутствия признаков дискриминации в
вакансиях за 2016 год по данным газеты «Ярмарка»

Далее мы выявили динамику изменений количества вакансий, содержащих адекватные требования к соискателям, и представили полученные результаты на рисунке 10.

Рисунок 10. Динамика изменений на рынке труда за 2012 и 2016 годы по данным источника «Ярмарка»

После проведенного исследования представляем, следующие выводы.

1.Наблюдается сокращение признаков дискриминации в объявлениях в 2016 г. по сравнению с 2012 г.

2. Адекватные требования к соискателю наблюдаются в 97% объявлений о вакансиях в 2016 г.

3. Сравнивая источники Career.ru и «Ярмарка» за 2016 г., наиболее часто в объявлениях о вакансиях встречаются дополнительные требования к наличию личного автомобиля, на втором месте по частоте повторения требования к наличию гражданства РФ. Ограничения по полу и возрасту на сайте «Ярмарка» не встречаются, а на сайте Career.ru представлены в редких случаях. Работодатели делают акцент на внешних данных в основном для администраторов, торговых представителей, менеджеров, курьеров, продавцов.


4. Что касается спроса на рабочую силу, то на обоих сайтах лидирует запрос на специалистов в области продаж.

5. В специалистах, связанных со страхованием, управлением персонала и искусства рынок не нуждается.

Глава 3. Рекомендации по применению коммуникативных тактик в текстах объявлений о вакансии

Анализ текстов объявлений о вакансии демонстрирует влияние профессионально-статусных стереотипов на их функционально-речевую реализацию. Объявление о вакансии призвано помочь работодателю найти сотрудника с соответствующими профессиональными качествами, а соискателю - реализовать себя как специалиста и приобрести соответствующий статус в обществе.

Так, в процессе жанрового анализа объявления о вакансии статус предлагаемых вакансий выделяется в качестве критерия, разграничивающего образы адресатов. Учитывая этот критерий, мы разделили вакансии на звенья: высшее (топ-менеджмент, руководящие должности), среднее (профессионалы, с соответствующим специальным образованием и опытом) и низшее (обычно для физической работы, не требующей специального образования). Ориентация на адресатов в соответствии с вакансиями определенного звена, то есть учет профессионально-статусных стереотипов, влияет на коммуникативные свойства объявлений о вакансии и определяет выбор тактик.

Так, чем выше профессиональные качества и статус адресата, тем, в частности, объемнее объявление, и, следовательно, большее количество лексико-грамматических средств принимает участие в описании требований к кандидату, например:

«Руководитель предприятия

Описание вакансии

Компании, расположенной в Поволжском регионе, в сферу недвижимости требуется руководитель предприятия с опытом работы.

Обязанности:

— руководство компанией, финансовое планирование и бюджетирование, разработка и внедрение прозрачной системы управления предприятием, контроль плановой работы, подбор и обучение персонала компании;

…..

— обеспечение строгого соблюдения режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках деятельности предприятия.

Требования: