Файл: Органы государственного управления(Понятие и признаки государственного органа).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общее понятие органов государственного управления: понятие, признаки, классификация
1.1 Понятие и признаки государственного органа
1.2 Классификация и виды государственных органов
2.1 Характеристика законодательных органов государства
2.2 Характеристика исполнительных органов государства
Высшие органы законодательной власти РФ – это представительные органы власти. Однако практика формирования депутатского состава Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации различается между собой. Госдума избирается посредством тайного голосования на всеобщих парламентских выборах. Сейчас укоренилась пропорциональная система, предлагающая голосование за партийные списки.
Депутатские места распределяются в соответствии с окончательными официальными итогами голосования. Абсолютным победителем считается политическая сила, набравшая 50% плюс 1 голос. В последнее время 2/3 думских мест контролируется «Единой Россией».
В то же время в состав Совета Федерации включены представители как регионов (по два от каждого субъекта федерации), так и делегаты от исполнительной и судебной системы. Сенаторы не избираются народом, Законодательная власть Российской Федерации, иными словами, оказывается одновременно соподчиненной и народу, и административной бюрократии.
Высшие органы законодательной власти РФ принимают решения в соответствии с правилами, установленными законодательными и регламентными нормами. Сначала Государственная Дума формирует фракции, куда попадают представители победивших партий и сочувствующие. Затем избирается руководство нижней палаты, на которое возлагается обязанность модерировать законодательный процесс, а также согласовывать свои действия с остальными властными структурами. Принятыми законопроектами считаются те документы, в поддержку которых получено 50% плюс 1 депутатский голос. По тому, как проходит голосование, можно сразу определить, какие фракции выступают в поддержку принимаемого решения, а какие — нет.
После этого свое слово берет Совет Федерации, оценивающий законопроект с точки зрения и политической, и государственной целесообразности. Если внутри Федерального Собрания все позиции были предварительно согласованы, то документ поддерживается безоговорочно и уже затем поступает на подпись Президенту.
Принципиально важно, что высшие органы законодательной власти РФ не выполняют функции реализации принятых законов. Данные функции выполняет бюрократический и административный аппарат. Однако Госдума вправе формировать или инициировать создание новых федеральных структур, которым предоставляются регулятивные и контролирующие функции.
К региональным относят все остальные представительства, действующие на территории страны в пределах соответствующего субъекта.
К законодательным органам республик, включенных в Федерацию, относят их парламенты. Формирование их осуществляется посредством выборов.
Голосование производится на основании равного и прямого всеобщего права на срок четыре года либо пять лет. Численный состав органов колеблется от двадцати семи (в Калмыкии и Ингушетии) до ста тридцати (в Татарстане). Порядок образования и численный состав закрепляется конституциями республик и нормативными актами о выборах в парламент в соответствии с Федеральным Законом.
Законодательный орган государственной власти субъекта РФ обычно выполняет функции по утверждению местных конституционных норм (Уставов), принимает региональный бюджет, другие регуляторные акты регионального значения. Формируется на всеобщих местных выборах. Количество депутатов варьируется в зависимости от численности населения республики, края, области. Инструментально подчиняется единой системе государственной власти.
В компетенцию республиканских парламентов входят определенные группы полномочий. К ним относят: внешнюю политику, социальное, конституционное, экономическое и культурное строительство.
Конституционная сфера предусматривает принятие конституций и внесение изменений и дополнений в них. В этой же области республиканские парламенты осуществляют принятие кодексов, законов, вносят изменения либо дополнения в них, производят контроль над их реализацией и исполнением предписаний конституции и прочих законодательных актов.
К полномочиям парламентов относят и решение вопросов, касающихся изменения границ республик, выборов глав и депутатов, проведения референдумов. В сфере социального, культурного, экономического развития республиканские парламенты формируют внутриполитический курс республик, осуществляют утверждение перспективных госпроектов, важнейших республиканских программ, а также принимают госбюджеты и следят за их реализацией.
Республиканские парламенты в сфере внешней политики устанавливают международные связи, денонсируют и ратифицируют договоры. Для областей, краев, городов в качестве органов законодательной власти выступают думы, собрания и прочие институты. Данные представительства формируются также на основании реализации избирательного всеобщего права.
Срок полномочий выбранных депутатов не должен превышать пяти лет. В компетенцию этих органов входит утверждение бюджета, принятие решения об отмене либо введении налогов, пошлин, сборов и прочих типов платежей, принятие программ экономического, государственного, социального, национального и культурного развития и прочее.
2.2 Характеристика исполнительных органов государства
Сущность функционирования страны, в конечном счете, сводится к тому, какие органы исполнительной власти в ней наличествуют. Поэтому важно четко себе представлять, чем они являются, какой структурой и какими полномочиями обладают.[8]
Обращаясь к определению, которое предоставляют ученые-конституционалисты, можно сказать, что под рассматриваемыми органами следует понимать те, которые в силу возложенных на них обязанностей осуществляют администрирование государственных дел и обеспечивают эффективное внедрение законодательства в существующую жизнь народа.
Органы исполнительной власти формируются в зависимости от того, какие цели перед ними были поставлены. А потому важно понимать основные направления их деятельности, которыми предстают:
— создание и поддержание таких условий деятельности общества и любых его членов, при которых были бы соблюдены все положения законодательства, в особенности конституционных актов страны;
— обеспечение максимального уровня безопасности общества, проживающего на территории страны, как при внутренней, так и при внешней угрозе. При этом характер угрозы (от другого государства или от природных и/или техногенных факторов) значения не имеет;
— формирование такого уровня развития страны, при котором каждой составляющей ее единице будет гарантировано наличие благополучных условий развития.
Для достижения данных целей правоведами и политологами была выработана определенная структура органов исполнительной власти:[9]
1) высший уровень — представлен правительством и президентом. Если правительство всегда входит в указанную категорию, то включение в нее президента характерно лишь для президентской и полупрезидентской республики;
2) второй уровень — министерства, государственные комитеты и ведомства;
3) третий — федеральные правительства (справедливо лишь для федераций);
4) четвертый уровень — местное самоуправление, куда включают мэрии, администрации, департаменты.
Таким образом, органы государственной власти представляют собой особые государственные формирования, действующие как на уровне всей страны, так и на отдельном ее участке и обязанные проводить в существующую общественную жизнь нормативные акты, принятые законодательной властью.
Говоря о субъектном составе исполнительной власти в РФ, следует помнить о том, что она представляет собой федерацию. И, соответственно, все органы исполнительной власти делятся на две категории – общегосударственные и федеральные.
К первому виду согласно действующей Конституции следует причислять, в первую очередь, правительство. Круг его полномочий достаточно широк. И связано это положение с тем, что в компетенцию данного органа входит общее руководство всеми федеральными округами. Кроме того, следует помнить, что оно также обязано внедрять все существующее законодательство, разрабатывать проекты законопроектов по различным направлениям общественной жизни, а также осуществлять внешнюю политику страны.
Исполнительная власть в России на общегосударственном уровне также представлена федеральными министерствами. В их компетенцию входит регулирование определенной области общественных отношений на общегосударственном уровне.
Третьим представителем общегосударственного уровня исполнительной власти является Государственный комитет, который осуществляет координирование деятельности между двумя и более министерствами. Наравне с ними функционируют и федеральные комиссии.
Четвертый орган — федеральные службы, имеющие строго очерченную сферу деятельности, как правило, ограничивающуюся специальными актами.
На уровне субъектов федерации выделяют следующие органы исполнительной власти:
1) органы республик — они формируются в зависимости от типа указанной формы правления;
2) органы территориальных субъектов — как правило, представлены администрацией территориальных делений.
Таким образом, структура исполнительной власти в России сложна и многоступенчата, что объясняется спецификой административно-территориальной формы.
Исполнительная власть в РФ является относительно автономной ветвью единой государственной власти РФ, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями. Нельзя абсолютизировать разделение властей до степени признания полной автономности каждой ветви, они все взаимосвязаны между собой.
Исполнительная власть является автономной только в функциональном и компетентном аспектах. Функции исполнительной власти связаны с практическим исполнением законов в общегосударственном масштабе, для чего используется конкретная часть государственно-властных полномочий. Остальная часть данных полномочий приходится на законодательную и судебную власть. Таким образом, можно охарактеризовать исполнительную власть как подсистему в рамках системы или механизма единой государственной власти.
Исполнительная власть является непременным атрибутом государственного механизма, который сформирован на началах разделения властей. Исполнительная власть всегда действует наряду с судебной и законодательной властями. А там, где данные три ветви власти отсутствуют, исполнительная власть в ее государственно-правовом аспекте не действует. К примеру, ее не существует на уровне отдельных государственных компаний и учреждений или негосударственных образований.
Как и каждое другое проявление полномочий власти, у исполнительной власти в РФ есть возможность и способность оказывать существенное воздействие на поведение и деятельность, а также возможность и право подчинять других своей воле. Отличительным ее признаком является то, что она осуществляется в отношении к разным (индивидуальным или коллективным) составляющим государственно-организованного социума, т.е. в общегосударственном охвате и в качестве особенной государственной функции правоприменительного характера.
В РФ исполнительная власть не может быть отождествлена с видом государственной деятельности. Такой вид деятельности не является властью, а лишь форма ее практического осуществления. Таким образом, исполнительная власть не является тождественной исполнительной деятельности.
Выражается исполнительная власть в специальном виде государственной деятельности и по своей сущности является правоприменительной. В этом заключается ее принципиальное назначение и качество. Свойственно для исполнительной власти, как правило, правоприменение положительного характера — прямое осуществление требований законодательства в первую очередь для организации эффективной и нормальной деятельности всех находящихся под ее воздействием объектов культуры, экономики и т.п.
В РФ исполнительная власть характеризуется тем, что в распоряжении ее субъектов находятся все значимые элементы государственной власти: государственное СМИ, финансы, армия и другие военные образования (к примеру, внутренние войска), службы внутренней и внешней безопасности, полиция и др.
В ходе реализации исполнительная власть выступает в роли организованного института. Это очевидно, поскольку организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно автономных частей целого (к примеру, управляемых, субъектов управления и др.), т.е. то, что формирует сущность управления. Организация означает, что, в первую очередь, механизм исполнительной власти почти организует исполнение законов. А во-вторых, данный механизм должен быть сам требуемым образом организован. Следовательно, организация обеспечивает упорядоченность управления.