Файл: Органы государственного управления(Понятие и признаки государственного органа).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общее понятие органов государственного управления: понятие, признаки, классификация
1.1 Понятие и признаки государственного органа
1.2 Классификация и виды государственных органов
2.1 Характеристика законодательных органов государства
2.2 Характеристика исполнительных органов государства
Верховный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции Российской Федерации).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции Российской Федерации).
В субъектах Российской Федерации суды выполняют аналогичные функции.
Учитывая вышеизложенное, в Российской Федерации существуют федеральные органы государственной власти с особым статусом. Они независимы и самостоятельны. Эти органы государства не входят ни в одну из трех ветвей власти, но при этом создаются и действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
К государственным органам с особым статусом относятся Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.
Заключение
Функции государства закреплены в конституции и других законодательных актах, которыми в своей деятельности руководствуются органы и их должностные лица, входящие в государственный аппарат. Структура последнего зависит от стоящих перед государством задач. В него входят госорганы, осуществляющие регулятивные функции по управлению делами в стране; правоохранительные, связанные с поддержанием правопорядка и общественной безопасности; внешнеполитические, связанные со взаимоотношениями с иностранными государствами.
Формирование государственного аппарата происходит путем образования органов власти, в деятельность которых входит реализация государственных функций. Наиболее распространенные способы — выборы и назначение.
Госорган является самостоятельной структурной единицей госвласти, наделенной властными полномочиями. Признаки государственного органа:
— сложная внутренняя структура, так как он состоит из подразделений и обязательно включает в себя государственных служащих;
— финансирование производится из госбюджета;
— выполняет публичные функции, включая координационные, регулятивные и другие формы управленческой деятельности в соответствии с компетенцией;
— отчетность перед органом госвласти его учредившим.
Государственный аппарат включает в себя государственных служащих, то есть лиц, находящихся на госслужбе, деятельность которых направлена на обеспечение полномочий госорганов. Должностные лица, входящие в их состав, действуют от имени государства и в пределах своей компетенции, принимают решения, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений.
Особое место занимают лица, занимающие высшие государственные должности. Это президент, министры, председатели палат парламента, премьер-министр и другие, которые занимают свой пост путем выборов. Замещение должностей в госорганах осуществляется в основном путем назначения.
В государственный аппарат могут также входить некоторые государственные учреждения, которые распространяют свою деятельность на другие учреждения или лиц, которые им непосредственно не подчиняются. Государственные предприятия не входят в структуру, так как хотя их администрации и обладают правом принятия управленческих решений, но только внутренним, для руководства собственной деятельностью.
Система органов исполнительной власти состоит из органов специальной компетенции (ведают отдельными отраслями управления) и общей компетенции (действуют во всех сферах). Исполнительную власть в России осуществляют правительство России, иные федеральные органы, правительства, администрации и другие органы субъектов России, которые должны обеспечить выполнение законов, иных правовых актов, и которые должны издаваться во исполнение Конституции. Правительство состоит из председателя, замов, а также федеральных министров. Одними из наиболее важных госорганов являются министерство финансов, экономического развития, госкомитет по управлению имуществом и другие.
Система органов в законодательной сфере включает Федеральное собрание, законодательные госорганы субъектов России. Формирование этих органов осуществляется посредством выборов, и они создаются для выражения воли народа и регулирования общественных отношений посредством принятия законов, иных правовых актов государства.
В Федеральное собрание входит 2 палаты — Госдума и Совет Федерации.
Судебная система государственных органов в РФ состоит из Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного судов, а также федеральных судов и субъектов РФ. Они создаются в целях осуществления правосудия посредством гражданского судопроизводства, а также административного, уголовного и конституционного.
Конституционный суд разрешает вопросы, возникающие в связи с необходимостью определения соответствия законов, других правовых актов Конституции. Верховный суд – высший орган по уголовным, гражданским, административным, другим делам, которые подсудны судам общей юрисдикции. В его компетенцию входят осуществление надзора, дача разъяснений по возникающим на практике вопросам. Высший судебный орган в сфере разрешения экономических споров - Высший Арбитражный суд, который осуществляет надзор за арбитражными судами. Судьям судов предоставлена независимость, они подчиняются лишь Конституции, федеральным законам.
Надзор за соблюдением законодательства осуществляется прокуратурой. Она является единой централизованной системой с подчинением Генеральному прокурору и нижестоящих вышестоящим прокурорам. Ее компетенция распространяется на все ветви госвласти. Система органов прокуратуры необходима для уравновешивания различных ветвей власти. Именно поэтому прокуратура обладает независимой и самостоятельной структурой.
Библиография
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.). М., 1993.
2. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
5. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций, М. : Омега-Л , 2010 - 578 с.
6. Братановский, С. Н. Административное право: учеб. / С. Н. Братановский. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 517 с.
7. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко, М.: Юрайт , 2012 -431 с.
8. Васильев, В. Г. Конституционное право : учеб. пособ. / В. Г. Васильев. – Новосибирск: СибАГС, 2011. – 250 с.
9. Власова, Т. В. Теория государства и права : учеб. пособ. / Т. В. Власова, В. М. Дуэль, М. А. Занина. – М. : РАП, 2011. – 226 с.
10. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С. Ю. Наумов [и др.], М. : Дашков и К , 2012 - 552 с.
11. Кабашов С. Ю. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие / С. Ю. Кабашов, М. : Флинта : Наука , 2010-303 с.
12. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы: учебное пособие / А. К. Костылев ; ГОУ ВПО Тюмен. гос. ун-т, Ин-т государства и права, Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета , 2010 - 273 с.