Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации , на примере реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время, неустойчивость мировой финансовой системы, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния в принятии управленческих решений, так как руководству необходима точная и детальная информация о наличии, размещении и использовании хозяйственных потенциалов экономического субъекта.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена влиянием финансового результата деятельности компании и его рентабельности на формирование финансовых ресурсов организации и в целом ее финансовой деятельности. В этой связи представляется наиболее актуальным разработать мероприятия по улучшению финансовых результатов деятельности организации.

Основная цель данной работы – определить направления по повышению рентабельности ООО “Полипласт-Казань”.

Задачи работы: рассмотреть сущность показателей прибыли и рентабельности; рассмотреть методику расчета рентабельности; провести анализ прибыли и рентабельности ООО “Полипласт-Казань”; предложить пути по наращению прибыли и увеличению рентабелньости.

Объектом работы выступает ООО “Полипласт-Казань”, а предметом – эффективность деятельности предприятия ООО “Полипласт-Казань”.

Теоретической основой исследования послужили нормативно правовые документы и работы ученых в области рентабельности.

Методологией исследования является сочетание общенаучных и специальных методов исследования, в основе которых положены методы обобщения, группировки, анализа и синтеза экономических явлений. В качестве аналитической основы исследования выступили методы комплексного экономического анализа.

Глава 1.Теоретические аспекты анализа рентабельности организации

1.1.Понятие прибыли и ее роль в современных условиях

Прибыль выступает как наиболее важный показатель деятельности любой организации, так как механизм ее формирования, распределения и использования затрагивает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников организации, ее высшего менеджмента и работников, а также интересы держателей мелких пакетов акций, партнеров и различных кредиторов. С позиции же самой организации, сущность прибыли заключается в том, что она, являясь конечным финансовым результатом ее хозяйствования, в рыночных условиях является главным источником финансирования расширенного воспроизводства ресурсов, ее производственного и социального развития [7, c. 169].


Как экономическая категория, прибыль выступает частью добавленной стоимости, которая остается в организации после продажи продукции, выражает чистый доход, который создан в области материального производства, и характеризует конечный положительный финансовый результат хозяйствования организации как превышение его доходов над издержками, которые связаны с выпуском и продажей продукции, работ, услуг.

Суть прибыли, как и всякой экономической категории, отображается посредством ее функции [16, c. 172].

1. Контрольная функция. Прибыль определяет экономический результат от хозяйствования организации как ее конечный финансовый итог. На результат исполнения данной функции влияют зависящие и не зависящие от предприятия факторы.

2.Воспроизводственная функция. Прибыль – один из источников расширенного воспроизводства.

3. Стимулирующая функция. Прибыль выступает единым источником формирования поощрительных фондов и социального развития, выплаты доходов собственникам, внедрения НТП. Данная функция выражается в том, что прибыль совмещает в себе финансовый итог и главный элемент финансовых ресурсов организации, который обеспечивает воплощение принципа самофинансирования. В данной функции проявляется регулирующая функция финансов.

4. Бюджетообразующая функция. Прибыль – основной источник формирования доходов бюджетной системы РФ, обеспечивает более 30% ее доходов.

5. Социальная функция. Прибыль – источник средств для реализации социальной ответственности бизнеса.

Знание экономической сути прибыли дает понимание определенных главных теоретических моментов, которые определяют ее многоплановую и многофакторную сущность.

1. Прибыль характеризует не весь доход, а долю, которая очищена от издержек. Как экономическая категория, она взаимосвязана с доходом, ценой, затратами, заработной платой, спросом, предложением и образовывается под воздействием всего многообразия факторов, которые влияют на них. На показатель прибыли будут воздействовать как внешние (в том числе) конъюнктурные факторы, так и внутренние, которые определяют результативность использования ресурсов.

2. Прибыль, как итог реализации права собственника на наличествующий у него капитал, выражается в виде компенсации за отказ от своего имущества. Потому она взаимосвязана с категориями «собственность» и «капитал», характеризует цену работающего собственного капитала и зависит от институциональных условий хозяйственной деятельности.


3. Прибыль, выступая итогом предпринимательства, выражает собой форму дохода собственника, который вложил свой капитал в предпринимательскую деятельность. Потому она взаимосвязана как с состоянием бизнес среды, так и с предпринимательскими способностями предпринимателя, системой его внутренних ценностей и принципов, которые определяют мотивацию бизнеса. В данном случае прибыль не выступает гарантированным доходом [9, c. 145].

Можно сделать вывод, что с одной стороны, прибыль – итог выбора собственниками вариантов вложения своего капитала и реализации его предпринимательских способностей, с другой – возмещение за риск. Как следствие, с позиции собственника, организация должна обеспечить приемлемую для него прибыль, как плату за вложенный капитал, риски и предпринимательские способности по праву предпринимателя. С позиции же самой организации, как социально-экономической системы, прибыль выступает финансовым итогом использования средств, которые получены из различных источников, и главным видом финансовых ресурсов многоцелевого назначения. Данный вывод определяет в процессе распределения прибыли надобность гармоничного совмещения интересов предпринимателей в получении приемлемого для них дохода и интереса самой организации в способности обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития коллектива.

На рисунке 1.1 представлена характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики.

Рис. 1.1. Характеристика роли прибыли компании в рамках рыночной экономики [14, c. 99]

Оценивая роль прибыли в экономической жизни предприятий и компаний, необходимо отметить, что прибыль нужна для:

1) анализ результативности работы компании;

2) принятия решений, которые связаны с инвестированием средств в организацию, приобретением его акций;

3) достижения целей собственников;

4) применения информации о полученной прибыли прошлых отчетных лет для планирования и прогнозирования деятельности компании;

5) принятия управленческих решений (нужно оценить финансовые результаты, чтобы управленческое решение было обосновано);

6) нахождения размера налогооблагаемой прибыли.

Так как основную долю прибыли компания получает от продажи произведенной продукции, размер прибыли находится под взаимным действием большого числа факторов: изменения объема производства, ассортиментной политики, качества продукции, структуры выпущенной и проданной продукции, себестоимости отдельных видов продукции, динамики и политики цен, результативности использования производственных ресурсов.


1.2.Понятие и экономическая сущность рентабельности

Любая разумная деятельность человека завязана на проблеме эффективности. Во всяком случае результативность определяется рачительностью, экономичностью деятельности и определяется ре­зультатами, которые получены от каждой единицы употребленного ресурса (фактора) производственной деятельности.

Эффективность работы всякой организации определяет его результативность, находящую свое отображение в повышении благосостояния населения государства. Таким образом, под результативностью можно понимать наилучшее использование производственных ресурсов по сравнению с уровнем общественных потребностей.[20, c. 145]

Для понимания сути экономической результативности, определение ее критерия и системы показателей нужно проводить разницу в содержании понятий «эффективность» и «эффект».

Эффект – абсолютная величина, которая обозначает достигаемый эффект от какого-то процесса. Экономический эффект – это плод человеческого труда, создаваемый материальные блага. Бесспорно, итоговый результат сам по себе довольно важный, но не менее важно иметь в виду, какими затратами он был получен. Потому соизмеримость эффекта и издержек на его получение являются узловым в определении экономической эффективности. Помимо абсолютной величины результата необходимо знать и его относительный показатель, исчисляемый посредством разделения общего итога (эффекта) на затраты от использования ресурсов, обусловливающие его получение [10, c. 174].

Как следствие, эффективность отображает степень эффекта и в самом общем виде ее можно выразить при помощи формулы:

где Р – итоговый результат хозяйствования;

З – затраты на достижение данного результата.

Для анализа уровня результативности работы организации чаще всего применяют относительные показатели — показатели рентабельности. Рентабельность в переводе с немецкого - rentabel - доходный, прибыльный.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса [16, c. 201].

Показатели рентабельности, приведенные на рис. 1.2, они рассчитываются на базе брутто-прибыли, величины прибыли от продажи продукции и чистой прибыли.

Показатель рентабельности


Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов

Показатели, характеризующие доходность капитала

и его частей

Показатели, характеризующие рентабельность продаж

Рис. 1.2. Показатели рентабельности [15, c. 178]

Рентабельность выступает незаменимым показателем в текущем планировании производственной деятельности, а также при анализе и оценке финансового положения организации.

Рентабельность - показатель, который представляет собой отношение величины полученной прибыли к сумме затрат на производственную деятельность, размеру денежных вложений в организацию коммерческих операций или размеру имущества организации, используемое для организации своей производственной и экономической деятельности.

По причине этого в системе оценки организации очень существенное значение имеет оценка рентабельности, которая прямым образом связана с уровнем прибыли. Но ее нельзя сравнивать с абсолютной величиной полученного размера прибыли. Показатель рентабельности – это уровень доходности, выгодности, прибыльности. Он определяется посредством целой системы относительных величин, которые характеризуют результативность работы организации в целом, доходность разных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты деятельности, потому что их уровень отображает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их применяют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, которые принимаются при определении прибыли, текущих затрат, авансированной стоимости для определения рентабельности обусловливают наличие значительного числа ее показателей [13, c. 89].

Резюмируя все вышесказанное, рентабельность можно определить как показатель результативности организации, который выражает относительную величину прибыли и характеризует степень отдачи средств, применяемых в производстве.

1.3.Система показателей рентабельности и методика их расчета

Экономическая суть рентабельности может быть выражена только посредством характеристики системы показателей. Общий смысл системы – определение величины прибыли с одного рубля вложенного капитала. И так как это относительные показатели – они почти не подвержены воздействию инфляции.