Файл: Управление конфликтами в проектной среде (Теоретические основы управления конфликтами в процессе реализации проекта).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в процессе реализации проекта
1.1. Современные представления о проектном менеджменте
1.2. Конфликты и их психологическая сущность. Понятие, функции, особенности конфликтов
1.3. Методы управления конфликтами в проектной среде
Глава 2. Анализ сферы реализации проекта
2.1. Общая характеристика организации. Резюме проекта
2.2 Анализ конфликтов во внутренней среде проекта
Глава 3. Направления работы по управлению межличностными конфликтами в процессе реализации проекта
3.1. Методы разрешения и предотвращения конфликтов
3.2. Экономическая и психологическая эффективность от реализации предложенных мероприятий
Рисунок 2.1.3
Жизненный цикл проекта[25]
Жизненный цикл может включать в себя следующие фазы:
- концептуальная фаза - формирование концепции;
- фаза разработки проекта - фаза подготовительная или фаза планирования;
- фаза выполнения проекта - работа по реализации проекта;
- фаза завершения проекта - пробная эксплуатация, анализ накопленной информации, сдачу объекта.[26]
2.2 Анализ конфликтов во внутренней среде проекта
Анализу причин возникновения межличностных конфликтов посвящены многие исследования современных авторов. Большинство из них указывают на две группы причин конфликтов: объективные и субъективные.
Возможность конфликтов, справедливо подчеркивает Г.Фомин, заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать прежде всего социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.
Конфликты занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побеждённые.
Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности.
Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Одной из типичных причин социально-психологических межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие. Теоретическая основа анализа межличностных конфликтов была разработана американским психологом Э. Берном, который предложил своеобразную сетевую модель описания взаимодействия партнеров.
Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими вынужден играть более десятка ролей, причем далеко не всегда успешно. В предлагаемой модели каждый партнер может имитировать роль С - старшего, Р - равного или М - младшего. Если ролевое взаимодействие сбалансировано, то общение может развиваться бесконфликтно, иначе при дисбалансе ролей возможен конфликт.
Н. В. Гришина, изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины.
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности- получению определенных продуктов. Такими факторами могут быть: а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, при работе на конвейере); б) перенос проблем, решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители); в) невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства-подчинения» (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных, или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя.
Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности - достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся: а) опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива; б) нерешимость ряда организационных вопросов «по вертикали» (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали; в) функциональные нарушения в системе «руководства-подчинения», препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным.
В-третьих, возникающие в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям.
Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно добавить еще немало других, порожденных организационной практикой.
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.
Самая большая ошибка, по мнению Г. Гагаринской, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе. Вo даннойo ситуации возможны следующие oошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное игнорирование oинтересов oработников, oпредъявление огромного количества oпретензий. По мнению другого автора - С. Климовой, «проблема нынешних трудовых oконфликтов у большинства фирм состоит в том, что потенциальные противники или oпартнеры oошибаются oпо oповоду oмотивации других oи неo склонны oстроить oдоговорные отношения с союзниками об условиях их участия в конфликте и об oусловиях разрешения конфликта с противником». Конфликты, по словам автора, могут oвозникать по разным oпричинам и также по-разному влиять на состояние дел в фирме. Автор oпредостерегает руководителей организаций от игнорирования проблем, возникающих внутри фирмы, и говорит об oопасности последних, так как они могут отличаться разрушительными результатами.[27]
В конфликте важно oпроявлять интерес и заботу к работникам. Никогда не откладывать oрешение разногласий на потом, oнеобходимо oактивно oподдерживать сотрудничествоo внутри организации.
Анализируя конфликты, целесообразно обращать внимание на стороны конфликта, на промежуточные и конечные цели участников конфликта и на то, при oкаких oусловиях oследует oожидать, что данный конфликт oможет oпривести к oобострению oситуации.
Вместе с этим признаётся, что oпростые oсхемы oразрешения oконфликта oне всегда oэффективны, а oчасто oдаже усугубляют его, переводя из категории бурноразвивающихся и краткосрочных в вяло текущий, систематически обостряющийся без видимых очертаний периода его oполного oразрешения.
Во oмногом такое положение обусловливается неправильным представлением oруководителя о oприроде конкретного конфликта и использованием oнесоответствующего oинструментария.
По мнению Е. Поповой, в наше время конфликты в организациях не только возможны, но oи oжелательны. Вся проблема, по словам автора, заключается в oумении управлять ими. Проблема конфликта в организации содержится в том, какую позицию в нём занимает oруководитель, знает ли он сильные и слабые стороны данной oорганизации. Самойo большой ошибкой руководителя в управлении этойo ситуациейo становится игнорирование проблемы. Автор говорит, чтоo конфликты могут развиваться различным образом, следовательно, возможныo различные методыo их преодоления (например, структурные и межличностные).
С точкиo зренияo причин выделяется три типа конфликтов:
- конфликт целей - ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
- конфликт взглядов - когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
- конфликт чувств - когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.[28]
По уровням взаимодействия конфликты различают:
- вертикальные – столкновение разных по должности людей или групп;
- горизонтальные - взаимоотношения равных по своему должностному статусу оппонентов.[29]
Таблица 2.2.1
Горизонтальные и вертикальные конфликты[30]
Тип конфликта |
Способ проявления конфликта |
||
По «горизонтали |
По «вертикале» |
||
«снизу вверх» |
«сверху вниз» |
||
Препятствия достижению основных целей совместной трудовой деятельности |
Действия одного препятствуют успешной деятельности другого. Организационный конфликт. |
Руководитель не обеспечивает подчиненным возможности успешного достижения цели деятельности |
Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной цели деятельности |
Препятствия достижению целей совместной трудовой деятельности |
Действия одного препятствуют достижению личных целей других. Организационный конфликт. |
Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения личных целей |
Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем личных целей |
Противоречие действия принятым нормам |
Конфликт норм поведения в группе |
Противоречия деятельности руководителя, его стиля работы |
Деятельность подчиненного как носителя определенной социальной роли противоречит ожиданиям руководителя |
Личные конфликты |
Личная несовместимость |
Лидеры и авторитеты не оправдывают ожиданий последователей |
Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов |
Разрушительные последствия конфликта возникают тогда, когда конфликт либо очень слаб, либо очень силен. Когда конфликт незначителен, то чаще всего он остается незамеченным и не находит адекватного разрешения. Различия кажутся не столь важными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения.
В заключение ко второй главе представленной курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Конфликт – это несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия oсвоих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место oмежду индивидуумами oи группами и между oгруппами.
Потенциальныеo причины oконфликта: oсовместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятии и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также неэффективная коммуникация.
Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений.
Глава 3. Направления работы по управлению межличностными конфликтами в процессе реализации проекта
3.1. Методы разрешения и предотвращения конфликтов
Управление конфликтами - целенаправленное воздействие по устранению причин, которые породили конфликт.
Существует много методов управления конфликтами. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
- внутриличностные - воздействия на отдельную личность. Заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение;
- переговоры;
- структурные - методы по устранению организационных конфликтов;
- межличностные методы. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы и т.п.;
- ответные агрессивные действия.[31]
Определенные условия для того, чтобы переговоры стали возможными:
- существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликту;
- отсутствие значительного различия в возможностях субъектов конфликта;
- соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
- участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.