Файл: Анализ конкурентоспособности ПАО «МТС» в условиях рынка: текущее состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 821

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С появлением «Tele2» как федерального оператора и компании-дискаунтера в новых регионах у абонентов будет больше возможностей выбора. В целом, конкурентную среду на рынке мобильной связи можно охарактеризовать как олигополию — наличие большого количества покупателей и нескольких продавцов.

Таблица 5. Доли рынка операторов мобильной связи в общей численности абонентов, %

2012 год

2014 год

2016 год

МТС

30,9

31

30.7

Мегафон

24.4

23.8

23.3

Билайн

27.1

29

29.8

Прочие

17.6

16.2

15.9

Рассмотрим показатели экономической деятельности основных сотовых операторов России за 2011–2016 гг. (табл. 5). Анализировать будем показатели, характеризующие основную деятельность компаний — предоставление услуг мобильной связи, чистую прибыль, а также выручку.

Как можно заметить из данных таблицы 5, основная доля на рынке сотовой связи принадлежит компаниям МТС и Билайн. [8]

На основании раннее представленных данных и проведенных исследований, рассмотрим показатели конкурентоспособности компании ПАО «МТС» сравнив ее с ранее выявленными крупными соперниками, такими, как ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком». Обобщенные данные по проведенному исследованию представим в таблице 6.

На основании проведенного исследования, сделаем выводы по каждому из основных групп показателей.

1.Коэффициенты рентабельности:

Первые два показателя отражают более узкую специфику ведения, а также владения бизнесом с первого взгляда таких похожих компаний отрасли.

ROTA, ROA, ROE как отражатели особенности использования активов конкретной отрасли измеряют эффективность менеджерских решений и способности адекватно менять стратегию и следовать рынку. Для трех частных компаний имеют одну направленную тенденцию на увеличение, от сниженного уровня 2015г.

2.Коэффициенты ликвидности

Рассматриваемая копания ПАО «МТС» имеет коэффициент текущей ликвидности меньше единицы, что означает компания может испытать финансовые проблемы если все долговые обязательства будет представлены к немедленному погашению и хотя показатель увеличивается с каждым годом, но продажи, обеспеченные заемным капиталом все ещё больше собственных.


Таблица 6. Показатели эффективности ведения бизнеса для ПАО «МТС» и выбранных конкурентов

ПАО «МТС»

ОАО «Мегафон»

ОАО «Вымпелком»

Показатель

2016

2014

2012

2016

2014

2012

2016

2014

2012

1. Валовая маржа

21,40%

20,31%

21,80%

10,82%

8,63%

6,69%

15,04%

17,73%

18,08%

2. Операционная маржа

6,13%

4,20%

7,29%

7,27%

3,77%

4,49%

5,75%

4,24%

4,76%

3. Рентабельность по чистой прибыли

8,37%

6,17%

7,90%

6,40%

4,05%

3,83%

3,83%

3,82%

4,44%

4. ROTA

5,86%

4,67%

5,01%

4,29%

1,94%

1,20%

2,46%

2,20%

2,77%

5. ROA

5,69%

4,54%

4,91%

3,30%

1,16%

0,65%

1,53%

1,23%

1,76%

6. ROE

8,20%

3.82%

6,52%

6,81%

2,53%

1,34%

2,66%

2,06%

3,03%

7. ROCE

9,07%

4,13%

8,54%

4,96%

1,76%

1,01%

2,20%

1,64%

2,31%

1. Коэфф. текущей ликвидности

0,86

0,87

0,79

0.8

1,07

1,02

0,94

0,95

0,84

2. Чистый оборотный капитал

-10637

-6222

-11353

15637

12744

22410

-22439

-10177

-19598

Кредитное плечо

1. Соотношение общего долга к активам

0,47

0,48

0,52

0,53

0,54

0,56

0,42

0,43

0,44

2. Отношение долгосрочных обязательства
к собственному капиталу

0,2

0,17

0,15

0,2

0,31

0,22

0,28

0,29

0,25

3. Коэфф. финансового левериджа

0,87

0,89

0,92

1,06

1,18

0,93

0,74

0,72

0,76

4. Коэфф. долгосрочного долга
и собственного капитала

0,13

0,17

0,11

0,37

0,44

0,28

0,32

0,37

0,42

5. Коэфф.покрытия процентов

17,07

16,59

15,63

5,49

2,75

2,08

3,37

2,93

3,38

1. Период оборачиваемости запасов

63,7

59,4

62,0

65,4

76,4

65,5

31,6

40,8

33,2

2. Оборачиваемость запасов

10,8

10,6

11,4

5,6

4,8

5,6

7,6

8,9

9,0

3. Оборачиваемость дебиторской
задолженности

59,4

58,9

50,2

60,9

66,3

65,1

23,1

23,2

22,8


В связи со сниженным значением показателя текущей ликвидности очевидно, что чистый оборотный капитал будет отрицательным. Это может сигнализировать о ситуации овертрейдинга, то есть компания старается слишком быстро нарастить объём продаж, уровень прибыли или долю рынка, но использует для этого заемный капитал.

3.Кредитное плечо

Рассматриваемые индикаторы 2, 3, 4 для нашей компании имеют значение меньше порогового, это значит повышенную возможность компании финансировать свой капитал с помощью заемных средств. При этом ПАО «МТС» имеет значительный запас покрытия для вновь взятых кредит и общая долговая нагрузка в структуре собственности компании остается не критичной. Это компенсирует не совсем оптимальные значения ликвидности и капитала, и позволяет не относить компанию в зону риска по этим показателям.

Обобщив данные таблиц, можно сказать о том, что каждая из компаний имеет свои сильные и слабые стороны, которые более детально будут рассмотрены в таблице 7.

Таблица 7. - SWOT-анализ компаний на рынке сотовой связи РФ

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

МТС

1.Постоянные потребители

2.Узнаваемость бренда

Рост конкуренции на рынке

Расширение сфер влияние

1.Нестабильная экономическая ситуация

2.Снижение уровня доходов населения

Мегафон

Высокий ценовой диапазон

Активная маркетинговая политика

Билайн

Узкая линейка продукции

Разработка новой линейки товаров

Как можно заметить из данных таблицы 7., для компаний свойственны идентичные сильные стороны, что обусловлено долгим пребыванием на рынке. [9]

Таким образом, завершая исследование можно сказать о том, что рынок сотовой связи РФ достаточно конкурентен, что приводит к его эффективному функционированию.

2.4. Перспективные направления развития ПАО «МТС» в среднесрочной стратегии


Необходимо отметить что ОАО «МТС» - безусловный лидер, поэтому компании, по нашему мнению, больше всего подходит группа стратегий лидера рынка по Филиппу Котлеру (более подробно смотрите рисунок 2.4). На следующем этапе необходимо сузить и конкретизировать направления развития. Выбираем стратегию защиты доли рынка, так как она использует и оборонительные, и наступательные мероприятия. Данная стратегия, в свою очередь, подразделяется на шесть оборонительных стратегий. Здесь, по нашему мнению, следует выбрать стратегию мобильной защиты, так как «МТС» будет расширять свои рубежи за счет диверсификации рынков.

Рис 2.6. Стратегия лидерства РПО «МТС»

В целом главная угроза компании – это уход потребителей к конкурентам, которые могут предложить те же товары по меньшей цене. Следовательно, компании необходимо перенести свое внимание с конкретного продукта на потребности, которые удовлетворяют данный класс товаров в целом, вести научноисследовательские работы для анализа этих потребностей. Стоит отметить, что для ПАО «МТС» серьёзной угрозой может стать распространение у населения негативного отношения к мобильной связи. Анализ также показывает, что некоторыми возможностями компании, вероятно, не удастся воспользоваться.

К таким возможностям относятся:

А) Снижение уровня сборов и налогов;

Б) Исчезновение с рынка связи услуг заменителей.

Итак, исходя из выбранной стратегии, компании следует:

1. Применить дифференцированный маркетинг, т.е. осваивать сразу несколько сегментов рынка со специально разработанными для них продуктами и специфической маркетинговой политикой;

2. Постоянно следить за своим положением на рынке, оценивать конкурентов и проводить маркетинговые исследования;

3. Увеличить дилерскую сеть за рубежом, а также постепенно выходить на мировой рынок;

4. Бороться с конкурентами за счет разработки ноу-хау, предлагать оригинальные пакеты услуг, адресованные всем покупательским сегментам;

5. Особое внимание уделить инновациям в области интернет – предложить лучшие среди других операторов контентные приложения и передовые услуги;

6. Увеличить количество монобрендовых салонов связи и качество обслуживания в них.

Таким образом, ПАО «МТС» имеет весьма большие шансы остаться лидером рынка и в дальнейшем – на ближайшие 5-10 лет. Данная стратегия была нами рекомендована на долгосрочную перспективу, и, придерживаясь ее, компания в дальнейшем еще больше расширит горизонт своей деятельности и займет прочную лидирующую позицию.


Заключение

В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов: емкости рынка, легкости доступа на рынок, вида производимого товара, однородности рынка, конкурентных позиций предприятий, работающих на этом рынке, возможностей технических новшеств в отрасли. На развитие и конкурентоспособность предприятия, оказывают влияние две группы факторов:

Внешними факторами являются:

1.уровень открытости экономики страны;

2.уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;

3.уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

4.уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране и т.д.

Внутренними факторами являются:

1) Структурные

2) Ресурсные

3) Технические

4) Управленческие

5) Экономические.

На сегодняшний день рыночная экономика является сложнейшей системой, объединяющей в себе множество подструктур самых разных категорий — коммерческих, производственных, финансовых и информационных, которые, взаимодействуя между собой, образуют категорию рынок. Рынок с точки зрения микроэкономики является сферой экономической деятельности людей, когда на основе добровольного взаимного обмена осуществляется перераспределение благ. Цель любого производства в условиях рыночной экономики заключается в получении прибыли за счет реализации товара

Анализ динамики изменения показателей деятельности компаний — мобильных операторов показал, что, несмотря на сохраняющееся господство МТС, «Мегафон» и «Билайн», конкуренция на рынке усиливается. Это обусловлено тем, что «Tele2» укрепляет свои позиции в качестве мобильного телеоператора и интернет-провайдера. Кроме того, появляются и новые компании, в частности, концерн «Yota», который характеризуется высокотехнологичными системами в области предоставления мобильных услуг и Интернета, что представляет собой угрозу для компаний мобильных-операторов, чье превосходство на рынке долгое время не подвергалось сомнению..

В настоящее время операторы уделяют большое внимание планированию показателей дополнительных услуг, бюджета на их продвижение, оценке экономической эффективности с целью формирования устойчивого конкурентного преимущества и обеспечения конкурентоспособности.

Для обеспечения конкурентоспособности компании ПАО «МТС» находящейся на конкурентном рынке, важно выбрать оптимальную стратегию развития, исходя из специфики отрасли и ситуации на рынке региона. Но жёсткая конкуренция между операторами на рынках сотовой связи вносит некоторые коррективы, когда базовые стратегии оказываются мало эффективными. Тогда, для успешного развития оператора сотовой связи необходимо формирование стратегии конкурентных преимуществ, которая позволит варьировать многие стратегические решения, что существенно облегчит ведение конкурентной борьбы.