Файл: Теоретические основы кредитоспособности предприятий.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы кредитоспособности предприятий
1.1 Сущность и значение кредитоспособности предприятий
1.2 Критерии и факторы оценки кредитоспособности
1.3 Методика оценки уровня кредитоспособности продукции
2.1 Краткая характеристика компании
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
2.3 Оценка кредитоспособности продукции компании
2.4 Разработка мероприятий по повышению уровня кредитоспособности компании
Введение
В современной экономике одним из основополагающих направлений экономического, производственного, сбытового стратегического развития каждого производителя является повышение финансовой устойчивости фирмы в целях закрепления позиций фирмы на рынке и получения максимальной прибыли.
Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является процесс кредитования. Выдача кредитов заемщикам связана с огромным риском для банка, и относится данная операция к активным рисковым операциям банка, особенно это проявляется в настоящее время – время финансового кризиса, неплатежей и банкротства. Для уверенности в способности заемщика - своевременно рассчитаться по своим долгам, банку необходима проверка кредитоспособности клиента.
Темой данной курсовой работы является: «Анализ и оценка кредитоспособности предприятий». Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития рынка предприятию довольно сложно сохранить достигнутый уровень развития, необходимо разрабатывать и применять новые пути и методы повышения кредитоспособности производимых и потребляемых товаров. Одно из главных направлений стратегического развития предприятий является повышение стабильности фирмы, финансовой устойчивости и деловой активности компаний с целью укрепления выпускаемого продукта на рынке и максимизации прибыли.
Целью данной курсовой работы является изучение основ кредитоспособности, на основе проведения различных расчетных и аналитических процедур оценить состояние дел в области кредитоспособности конкретного предприятия, оценка уровня
кредитоспособности конкретного предприятия. Для осуществления поставленной цели перед автором работы поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы кредитоспособности и методику ее оценки; изучить критерии оценки кредитоспособности предприятий;
2) Провести краткий анализ хозяйственной деятельности конкретной фирмы;
3)Оценить уровень кредитоспособности конкретной фирмы – ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».
Предметом исследования является методика оценки кредитоспособности продукции на предприятии как важнейшей составляющей функционирования хозяйствующего субъекта в процессе привлечения капитала.
Объектом исследования выбрано конкретное предприятие – акционерное общество «Пивоваренная компания «Балтика». Фирма специализируется в сфере товаров народного потребления, компания завоевала определенное место на рынке среди многочисленных конкурентов в России и Северо-Западном регионе. Основным направлением деятельности фирмы является производство и реализация различных высококачественных сортов пива, пользующихся заслуженной популярностью среди покупателей не только по России, но и за ее пределами .
Работа состоит из двух основных разделов: теоретического и практического. В теоретической части отражены основы кредитоспособности, сущность, формы и критерии ее оценки, методика осуществления оценки кредитоспособности на предприятиях. В аналитической части проводится краткий анализ хозяйственной деятельности компании «Балтика», осуществляется оценка уровня кредитоспособности продукции компании. В разделе дается описание производственно-хозяйственной деятельности предприятия, приведены основные технико-экономические показатели за последние два хозяйственных отчетных года – 2014 год и 2015 год.
1 Теоретические основы кредитоспособности предприятий
1.1 Сущность и значение кредитоспособности предприятий
В настоящее время мировой финансовый кризис становится все более непредсказуемым. Последствия финансово-экономического кризиса заставили многие хозяйствующие субъекты внести существенные изменения в свои планы, структуру управления, принимать срочные меры по оздоровлению предприятия, повышению конкурентоспособности производства и выпускаемых товаров. Сохранение финансовой стабильности, укрепление позиций кредитоспособности в условиях финансового кризиса стало важнейшей задачей каждого предприятия.
Понятие кредитоспособности заемщика банка играет важную роль в кредитных отношениях и является характерным для рыночной экономики.
Информация о кредитоспособности является необходимой как для кредитора, так и для заемщика. Для кредитора она означает снижение риска потерь из-за вероятности возникновения финансовых трудностей у компаний, особенно в условиях финансового кризиса и его последствий , нестабильной экономической обстановки в стране, для заемщика - знание своей платежеспособности и финансовой устойчивости для принятия управленческих стратегических решений в целях обеспечения дальнейшего развития предприятия [15, С.278].
Понятие «кредитоспособность» отличается от понятия «платежеспособность». Платежеспособность заемщика характеризуется его возможностью и способностью своевременно погасить все виды обязательств и задолженности. Кредитоспособность заемщика – это возможность предприятия своевременно и в полной мере погасить задолженность по кредиту и процентов по нему.
Характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной, чем платежеспособности, так как погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого банком в залог по кредиту, или за счет
страхования погашения ссуд. Понятие кредитоспособности более узкое, чем платежеспособность. Следовательно, чтобы банку решить вопрос и выдаче кредита клиенту, достаточно убедиться в его платежеспособности. Если заемщик платежеспособен, то это подразумевает и его кредитоспособность [7. C.212].
Кредитоспособность предприятия формируется в результате его финансово-хозяйственной деятельности и характеризует направленность действий руководства фирмы на управление финансовыми ресурсами, насколько правильно соотношение собственных и заемных средств, насколько эффективно используется собственный капитал и какой результат имеет фирма от производственной деятельности. Кредитоспособность отражает взаимоотношения предприятия с партнерами, кредиторами, бюджетом, акционерами.
Кредитоспособность характеризуется состоянием финансового положения предприятия, которое позволяет оформить кредитные отношения с банком по поводу привлечения заемных средств и своевременно их возвратить, в полном объеме и с процентами.
При оценке кредитоспособности берется во внимание кредитная история предприятия-заемщика, его репутация на финансовом рынке, наличие и состав его имущества, позиции фирмы на рынке, его конкурентные преимущества, устойчивость финансового состояния и другие показатели деятельности предприятия [4, С.186].
Некоторые экономисты отмечают кредитоспособность как способность фирмы возместить кредиты с процентами и другими финансовыми издержками [4, С.212].
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности фирмы-заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде; характеризуются степенью риска, который банк готов взять на себя, размером кредита, который может быть предоставлен и условиями его предоставления.
Надежность банка во многом зависит от финансового состояния клиентов, чья финансовая устойчивость и стабильность снижает банковские риски и содействует получению банком более высокого дохода. Банк имеет договорные отношения и с клиентами, чье финансовое положение не совсем крепкое, они испытывают денежные затруднения. Решением проблем таких фирм могут быть в большей степени банковские кредиты [3, С. 168].
В процессе анализа кредитоспособности банк оценивает финансовое состояние потенциального заемщика, его возможность своевременного возврата в установленные сроки. Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить кредитоспособность и финансовую устойчивость заемщика.
1.2 Критерии и факторы оценки кредитоспособности
Основная цель анализа кредитоспособности - выявить особенности деятельности предприятия и способность фирмы погасить принятые на себя кредитные обязательства в полном объеме и в установленный срок . Результаты анализа позволяют выявить слабые места в управлении ресурсами предприятия, разработке различных управленческих воздействий на объекты организационной системы, направленных на повышение эффективности хозяйствования и получение положительных результатов [12, с. 117].
Основными критериями оценки кредитоспособности фирмы являются:
-широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;
-конкурентоспособность производимого продукта, обеспечение установленного и стратегического темпа роста объемов выпуска;
-выполнение планов по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности, устойчивости экономического роста;
-уровень эффективности использования всех имеющихся ресурсов предприятия.
На кредитоспособность заемщика оказывают влияние различные факторы. Например, увеличение общего размера ликвидных средств за счет нормируемых активов не всегда гарантирует возврат ссуды. Рост остатков готовой продукции, не имеющей потенциального потребителя, что увеличивает объем оборотных активов, также не гарантирует своевременного возврата кредита. Рост показателей ликвидности и коэффициента покрытия может объясняться сокращением кредиторской задолженности. В этом случае необходимо выяснить причину этого сокращения. Если, например, задолженность уменьшилась за счет срыва поставок сырья и материалов, что приведет к уменьшению долговых обязательств, в этом случае возрастет коэффициент ликвидности, и его нельзя расценивать как характеристику укрепления финансовых позиций [16, С.260] .
При оценке кредитоспособности необходимо принимать во внимание дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной сделки, наличие обеспечения для необходимой суммы кредита и способность заемщика в достаточном доходе.
Процесс кредитования связан действием многочисленных факторов риска, которые способны повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок по причине неплатежеспособности заемщика в связи с ухудшением его финансового положения или банкротством. Поэтому, для уменьшения фактора риска, банку необходимо помимо расчетов коэффициентов , характеризующих кредитоспособность клиентов, за текущий период осуществлять прогнозные оценки на предстоящий период. Предоставление ссуд обуславливает изучение банком всех факторов, способных создать ситуацию риска не возврата ссуды.
Анализ факторов, которые повлияли на изменение показателей, является обязательным при оценке кредитоспособности клиента. В качестве основных направлений данного анализа можно выделить следующие:
- анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на основании расчета всех коэффициентов ликвидности;
-оценка изменения коэффициента покрытия под влиянием нормируемых активов ( незавершенное производство, готовая продукция на складах, неоплаченная готовая продукция, запасы сырья и материалов);
-анализ факторов обеспеченности собственными средствами, анализ финансового риска, зависимости, достаточности собственных средств;
-факторных анализ рентабельности собственного капитала, затрат;
-операционный анализ финансовых результатов (порог безубыточности, эффект финансового рычага, эффек5т операционного рычага, запас финансовой прочности) [5, С. 245].
При анализе кредитоспособности клиента необходимо подробно разработать состав и структуру оборотных средств, соотношение собственных и заемных источников, состав и структуру кредиторской задолженности. Можно выделить ряд проблемных зон , влияющих на финансовое состояние предприятия, но являющихся сокрытыми при расчете коэффициентов для определения классности и рейтинга кредитоспособности:
- коэффициент ликвидности может увеличиться за счет дебиторской задолженности или остатков нормируемых активов;
- коэффициент покрытия может увеличиться за счет труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства, так называемых неликвидов;
- меньшее наличие собственных оборотных средств по сравнения с минимальной потребностью;
-показатели обеспеченности собственными средствами могут возрасти за счет малых производственных структур, чьи фонды связаны с рисковой деятельностью всего предприятия;
-заключение договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками, срывы поставок приведут к изменению структуры как
активов, так и пассивов, что улучшит показатель обеспеченности, но не отражает реальную картину финансового состояния [15, С. 343]
1.3 Методика оценки уровня кредитоспособности продукции
Сложность оценки кредитоспособности обусловливает применение разнообразных подходов к данной задаче. Это в большей степени зависит от особенностей заемщика и от кредитной политики банка. Различные способы оценки, применяемые на практике, не только исключаются друг друга, но и дополняют их. Существуют следующие способы оценки кредитоспособности: