Файл: Понятие и виды финансового контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. Однако, следует отметить, что вопрос о судебной практике, как об источнике права является далеко не новым для правовой действительности. Он неоднократно ставился и обсуждался как на общетеоретическом уровне, так и на уровне отдельных отраслевых дисциплин.

Прецедент как некий источник в праве известен с древних временах[5].

А в Древнем Риме по прецеденту выступал, к примеру, устные и заявления, такие как эдикты или к примеру решения по определенным, и конкретным вопросам по преторов, а также других магистратов.

Изначально они владели обязательными силами при рассмотривании аналогичного дел лишь для этих самих магистратов, а также их принявших, и которые в течение срока, как обычно, в сроке одного года по пребывании их у властей.

Однако, постепенно многие, наиболее удачные с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельцев положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранных магитратов и приобретали устойчивый характер.

В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением, а в случае нарушения, содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением. «Судья, который принебрёг своей обязанностью относиться с уважением к прецедентному праву, - пишет английский юрист Р.Кросс, - будет подвергнут самому недвусмысленному воздействию...».

Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения обязательные для всех.

В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между субъектами федерации, всегда — между государствами, образующими конфедерацию.


В качестве примера можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г.

Важным видом договора является международный договор. Он представляет собой явно выраженное соглашение между различными субъектами международного права, и в первую очередь между государствами, призванное регулировать возникающие между ними отношения путем установления, прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей. Существуют различные виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем и работниками трудовые,

социальные, экономические и другие взаимные отношения[6].

В Российской федерации порядок разработки и заключения коллективного договора определяется Трудовым кодексом РФ.

Содержание коллективного договора составляют взаимные обязательства сторон по вопросу труда, заработной платы, отпусков, медицинского обслуживания и социального обеспечения в случае утраты трудоспособности, сокращения рабочих мест, по вопросам обучения новым специальностям и повышения квалификации.

Особой формой права, существовавшей и поныне существующей в некоторых правовых системах, является так называемая правовая доктрина.

По существу, вопрос об этой форме права — это размышление о регулярной роли юридической науки. Сюда относится и такая сфера деятельности, как толкование права.

На доктрину как форму права не следует смешивать с так называемыми комментариями.

Правовая доктрина — это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.

Правовая доктрина — это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах.

В Российской Федерации в юридических практиках используются научные формы комментарий к разным кодексам, что при применении их как справочного консультационного материала ссылались на комментарии при разрешениях судебного спора, а также при обосновании принимаемых решениях нельзя было.


И последний, но очень важный аспект темы о форме права.

Это вопрос о преемственности и обновлений в праве, а также о рецепции права. Преемственность означает использование в правовой системе предыдущих форм права при обновлении их содержания.

Этот процесс имеет место при сменах общественно-экономических государственных строев. Форма права является весьма устойчивой по отношению к переменам в экономике, в политике, в духовной жизни общества.

Не менее значимым становится и использование, сохранение организационно-технического опыта, который складывался в прошлом в создании форм правовой системы.

Рецепция права — заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других стран или из прошлого опыта — это еще одна проблема формы права в современной теории.

Разумеется, рецепция не означает механического заимствования содержания и форм права.

Это процесс скорее восприятия, адаптации права к конкретным условиям того государства, которое в этом нуждается.

Но данный реальный путь процесса по формированию некоторых иных национальных систем права.

Все вышеописанные несет юридические основы, и подтверждается историческими документами и фактами. Все начиналось еще с древних времен и было много значимым как тогда, так и по сей день. Решение юридических вопросов, позволяет государству решать ряд проблем в обществе несущие важность своего характера[7].

Нормативный правовой акт как источник права

Посреди многих форм и источников право, главное место принимает нормативно правовые акты органов государства.

Нормативно правовые акты, можно понимать, как предъявленные в текстовой форме некие решения компетентных на то государственных органов, с которыми устанавливаются, отменяются, или же, например, изменяются различные правовые нормы[8]

Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления.

Нормативный акт можно охарактеризовать, как некие признаки, рассмотрим эти признаки:


  • утверждается или санкционируется уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением;
  • имеет внешнюю форму в виде определенного письменного документа;
  • включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие;
  • принимается в соответствии с определенной процедурой;
  • имеет юридическую силу, которая отображает сообтношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования;
  • придает воле народа официальнй характер.

Нормативные акты которые издаются гос. органами, можно считать, к примеру:

  • законы, принимаемые местными органами государственной власти;
  • декреты, принимаемые местными органами государственной власти;
  • указы, принимаемые местными органами государственной власти;
  • постановления правительства, принимаемые местными органами государственной власти;
  • приказы министров, принимаемые местными органами государственной власти;
  • решения, принимаемые местными органами государственной власти;
  • постановления, принимаемые местными органами государственной власти;

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями.

Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.

Как источник права, нормативно правовой акт может применять технические, организационные и многие другие преимущества перед иными правовыми источниками. [9]Что делает нормативно правовой акт, как источник права более значимым, в отличии от других правовых источников, и также устанавливает ее законную силу и определяет ее значимость. Поэтому нормативно правовой акт как источник права нельзя не замечать, и в следствии это можно делать многозначные конкретные выводы по этому вопросу, но прежде всего нужно определить и исследовать преимущества нормативно правового акта как источника права перед иными источниками права. Давайте рассмотрим эти преимущества.

Во-первых, в том, что у издающих их государственных огранов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.


Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.

В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативный акт как источник и форма права значительно выделяются от иных актов, которые не имеют нормативного характера, но прежде всего от таких актов как применение норм права, а также индивидуальных актов, таких как их зачастую их называют.

Действие разных источников права в деятельности

правоохранительных органов

Органы внутренних дел считаются, одними из субъектов в право примирительной деятельности. Органы внутренних дел являются вместе с судом и прокуратурой одними их субъектами в процессуальной и право примирительной деятельности, которые руководствуются принципами публичности в определенной законодательством процессуальной форме, что приводит к реализации механизмов, которые складываются из осуществления процессуальных норм в праве. Дееспособность субъектов наличия определенного юридического факта, порождает предусмотренные законом уголовные и процессуальные права взаимные отношения.

Использование данных норм в уголовном и процессуальном праве выражается в реализации данными органами процессуальных деятельностей, которые направлены в определенности, а также формы, которые предусматриваются законодательством, и применяются в организации иных участников в судопроизводстве, в парадоксе с поставленными для них законом правомочий и отведенных функций по использованию нужных и важных случаев мер по процессуальному принуждению[10]

Правоприменительная деятельность всех органов внутренних дел, также и можно характеризовать такими правовыми действиями как, к примеру:

      1. носит государственно-властный характер;
      2. деятельность следователя по расследованию уголовного дела;
      3. содержание правоприменительной деятельности органов внутренних дел выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний;
      4. индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности);
      5. применение норм права органами внутренних дел осуществляется в строго установленном законом порядке.