Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала ( Теоретические основы влияния кадровой стратегии на работу службы персонала).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы влияния кадровой стратегии на работу службы персонала
1.1. Сущность и содержание кадровой стратегии
1.2. Основные методические требования к совершенствованию кадровой политики
Глава 2. Оценка эффективности кадровой стратегии ООО «Ларец»
2.1. Краткая характеристика организации и ее кадрового потенциала
2.2. Анализ эффективности кадровой стратегии организации
Глава 3. Рекомендации по усилению влияния кадровой стратегии на работу службы персонала ООО «Ларец»
3.1. Направления актуализации кадровой стратегии
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью реализации новых подходов к управлению персоналом и предполагает изучение проблем в сфере отношений с персоналом, отказ от привычки манипулировать кадрами.
В такой ситуации на первый план выходят вопросы обеспечения организации необходимыми высококвалифицированными кадрами, способными решать неожиданно возникшие проблемы и развиваться в соответствии с требованиями производства. Решение этих проблем обеспечивается на основе разработки актуальной для организации кадровой политики. С этим связана актуальность изучения, анализа и практического решения проблем управления формированием кадровой политики предприятия.
Именно уникальное, профессиональное ядро кадрового потенциала является на сегодняшний день основным конкурентным преимуществом любого предприятия и организации. И без партнёрства с человеческими ресурсами обеспечить это преимущество очень сложно. Кадровая политика определяет, какой производственный коллектив нужен организации и как должна быть организована работа с ним, чтобы предприятие могло успешно реализовать свои стратегические цели.
Кадровая стратегия, в свою очередь, определяет методы, при помощи которых организация может получить необходимый персонал.
Очень важным является разработка кадровой стратегии для современных организаций, т.к. способность двигаться к успеху, расти и развиваться в соответствии с требованиями рынка, своевременное реагирование на потребности потенциальных клиентов всегда находится в прямой зависимости от профессионализма сотрудников современной организации. Именно сотрудники являются тем основным интеллектуальным капиталом современной организации, который лежит в основе ее успеха или провала.
В связи с выше сказанным актуальность темы не вызывает сомнения.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по влиянию кадровой стратегии на работу службы персонала.
Исходя из объекта, предмета и цели курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность, содержание и подходы к пониманию кадровой стратегии организации.
- Выделить методические аспекты влияния кадровой стратегии на работу службы персонала.
- Провести анализ кадров в ООО «Ларец».
- Рассмотреть преимущества и недостатки действующей кадровой стратегии.
- Разработать предложения по разработке рекомендаций по влиянию кадровой стратегии на работу службы персонала в ООО «Ларец».
Объектом курсовой работы стала строительная компания ООО «Ларец».
Предметом изучения выступает кадровая стратегия организации.
Информационной базой для курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Алавердов А.Р., Лукичева Л.И., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Алексеев С. В. , Базаров Т.Ю. , Веснин В.Р., Магура М.И., Леднев В.А.
В качестве методов исследования были использованы анализ литературных источников, анкетирование персонала, анализ отчетных данных предприятия.
Практическое использование выводов полученных в ходе исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практической деятельности ООО «Ларец».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы влияния кадровой стратегии на работу службы персонала
1.1. Сущность и содержание кадровой стратегии
В условиях рыночных отношений персонал и определяет конкурентоспособность организации, обеспечивает ей экономическое и социальное преимущество. И это очевидно, потому что наглядно прослеживается зависимость конечного результата деятельности от задействованности в трудовом процессе интеллектуального и квалификационного потенциала.
Общая стратегия развития любой крупной компании, согласно теории М. Портера, состоит из базовой и обеспечивающих (функциональных) стратегий[1]. Базовая стратегия ориентирует деятельность компании на ее устойчивое развитие и сохранение конкурентоспособности в соответствующем отраслевом секторе мирового, национального и региональных рынков товаров и услуг[2]. К обеспечивающим стратегиям можно отнести стратегию роста качества продукции, стратегию инновационного развития, стратегию развития человеческих ресурсов и др.
Стратегия развития человеческих ресурсов направлена на рост интеллектуального потенциала работников компании, их способности эффективно выполнять свои трудовые функции и одновременно адаптироваться к производственным нововведениям через систему фирменного непрерывного профессионального образования или целевой подготовки в рамках формальной системы профессионального образования.
Кадровая стратегия — закрепленная в соответствующем программном документе организации совокупность[3]:
- стратегических целей, сгруппированных по нескольким базовым направлениям кадровой стратегии, т. е. по кадровым политикам;
- стратегических подходов к достижению установленных целей.
Кадровая стратегия - это разработанное руководством организации приоритетное, качественное определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.[4]
Структура кадровой стратегии в большинстве современных организаций включает в себя несколько основных направлений[5].
Во-первых, это политика регулирования численности персонала, в рамках которой формулируются цели и определяются стратегические подходы к решению задач, связанных:
- с привлечением новых сотрудников для замещения создаваемых или оказавшихся вакантными рабочих мест;
- с сокращением персонала организации.
Во-вторых, это политика развития человеческого капитала[6], в рамках которой формулируются цели и определяются стратегические подходы к решению задач, связанных с организацией:
- первичного развития новых сотрудников;
- повышения квалификации (и любых иных форм) дополнительного обучения всех сотрудников;
- замещения руководящих должностей в организации.
В-третьих, это политика мотивации персонала, в рамках которой формулируются цели и определяются стратегические подходы к решению задач, связанных с организацией[7]:
- экономической мотивации сотрудников;
- моральной мотивации сотрудников.
В-четвертых, это политика социальной и психологической поддержки персонала, в рамках которой формулируются цели и определяются стратегические подходы к решению задач, связанных с организацией:
- социально-экономической поддержки сотрудников;
- психологической поддержки сотрудников.
Если говорить о процессе разработки кадровой стратегии, то в настоящее время специалисты по-разному структурируют последовательность его этапов[8]. Однако они сходятся во мнении, что в его рамках можно выделить четыре укрупненных этапа: постановка целей работы с персоналом, диагностика организации (анализ внешней и внутренней среды), разработка альтернативных вариантов кадровой стратегии и выбор наилучшего из них. Вместе с тем, разработка кадровой стратегии может проводиться двумя способами[9]:
«сверху - вниз», когда высшее руководство определяет общую стратегию управления персоналом организации, которая впоследствии разбивается на планы для каждого конкретного подразделения;
«снизу - вверх», когда каждое подразделение разрабатывает собственную стратегию и планы мероприятий, которые интегрируются в единый план организации.
В целом, изучение литературных источников по проблемам стратегического управления персоналом позволяет выделить три основных подхода к определению понятия «кадровая стратегия».
Первым подходом является определение кадровой стратегии как плана по достижению стратегических целей.[10]
Второго подход основывается на рассмотрении кадровой стратегии как совокупности действий, осуществляемых по отношению к персоналу лицами, принимающими решения на предприятии.[11]
Третий подход основан на понимании кадровой стратегии как набора правил и принципов работы с персоналом. [12]
На формирование кадровой стратегии современной организации оказывают влияние разнообразные факторы макро- и микросреды.
Первая группа факторов практически не зависит от конкретного работодателя, поэтому он может только учитывать их при формировании собственной кадровой стратегии, стремясь при этом:
- максимально использовать предоставляемые ими дополнительные рыночные возможности;
- хотя бы частично нейтрализовать связанные с их действием рыночные опасности.
К числу факторов макросреды относятся:
- нормативно-правовая база, используемая государством в процессе централизованного регулирования трудовых отношений, в том числе действующая на уровне конкретного субъекта РФ и муниципального образования;
- состояние рынка труда на территории конкретного региона, определяющее состояние спроса (предложения) как непосредственно человеческих ресурсов, так и услуг со стороны профессиональных посредников и сервисных структур[13];
- особенности трудовой ментальности россиян, влияющие на организацию отношений на внутрифирменном рынке труда[14].
Вторая группа факторов определяется индивидуальными особенностями организации, проявляющимися по всем направлениям ее уставной деятельности. Это определяет одно из традиционных требований общей методологии стратегического управления — стратегия каждого хозяйствующего субъекта должна иметь строго индивидуальный характер. К числу факторов микросреды относятся:[15]
- общая миссия организации (например, ориентация на обслуживание элитарной клиентуры предполагает включение в кадровую стратегию положений, обеспечивающих привлечение, сохранение и развитие элитарного персонала);
- социальные ценностные ориентиры собственников, которые чаще всего решают, на какую из доктрин организации трудовых отношений будет опираться кадровая стратегия их организации;
- финансовые возможности организации, определяющие общую степень амбициозности кадровой стратегии и выбор конкретных стратегических подходов к достижению зафиксированных в ней целей;
- имидж организации как работодателя на соответствующем региональном рынке труда, от которого прямо зависят конкурентные преимущества и конкурентные недостатки, проявляющие себя при реализации большинства стратегических целей по кадровому направлению;
- уровень профессионализма сотрудников кадровой службы, от которых непосредственно зависят как форма, так и содержание кадровой стратегии.
1.2. Основные методические требования к совершенствованию кадровой политики
Далее попытаемся сформулировать общие методические требования к влиянию кадровой стратегии на работу службы персонала[16]. По мнению Алавердова А.Р., не следует возлагать большие надежды на такие — в значительной степени абстрактные для нашей страны — категории, как «социальная ответственность бизнеса перед обществом», «социально ориентированная кадровая стратегия» или «идеология социального партнерства».[17] Почти два десятилетия рыночных преобразований в России и многовековой опыт функционирования рыночных отношений в большинстве высокоразвитых государств убеждают, что бизнесмен реально прислушивается только к одному аргументу — собственной выгоде. Данный тезис подтверждается очевидным фактом.
Начиная с 1920-х годов любые инновации в области HR-менеджмента в негосударственном секторе экономики успешно внедрялись только в двух ситуациях. В первом случае работодатели вносили соответствующие изменения в практику организации внутрифирменных трудовых отношений в результате откровенного «силового давления» со стороны государства[18]. Они вынужденно подчинялись социально ориентированным изменениям в национальном трудовом законодательстве (США в период выхода из Великой депрессии, Западная Европа в 1970-х годах, предусматривающим реальные санкции к его нарушителям[19].