Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 14
3. Суд может лишить осужденного права публично избирать или голосовать на срок от двух до пяти лет (абз. 5 _ 45), если это специально предусмотрено УК ФРГ.
4. Лишение правового положения и прав действительны с момента вступления приговора в законную силу. Продолжительность утраты прав исчисляется со дня отбытия лишения свободы, истечения давности или освобождения от наказания. Определенная специфика исчисления лишения указанных прав как дополнительных последствий существует для случаев, когда наряду с наказанием в виде лишения свободы были назначены меры исправления и безопасности, связанные с лишением свободы. Тогда срок лишения указанных выше прав исчисляется со дня окончания исполнения данных мер. Целям ресоциализации служит правовое предписание о восстановлении в правах, если фактически истекла половина срока или "суд ожидает, что в будущем осужденный не совершит больше умышленных преступлений".
5. По своей правовой природе специфическим дополнительным последствием, является и опубликование приговора по уголовным делам об оскорблении.
Специфичным институтом германского уголовного права является так называемая система мер (Massnahmen). Германский законодатель понимает их как правовые последствия виновно совершенного деяния. Меры не относятся к наказаниям, дополнительным наказаниям и дополнительным последствиям.
Так называемое дополнительное уголовное право (Neben-strafrecht) содержит специфические меры, например, запрет содержания животного.
Специфичные меры предусмотрены в так называемом молодежном уголовном праве (Yugendstrafrecht). К ним можно отнести воспитательные и исправительные меры, предусмотренные Законом об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних в редакции от 11 декабря 1974 г.
В УК Австрии предусмотрена следующая система правовых последствий осуждения: 1) наказания, 2) изъятие выгоды, 3) изъятие предметов и 4) предупредительные меры.
Австрийское уголовное право не отличается большим разнообразием элементов системы наказаний. Основных наказаний два: лишение свободы и денежный штраф. В 1950 г. смертная казнь в Австрии была отменена. В УК Австрии предусмотрены и иные правовые последствия осуждения, в частности, конфискация имущества. Дополнительными правовыми последствиями осуждения являются также отстранение чиновника от должности, утрата прав, связанных с участием в выборах, с награждением или назначением на должность.
В австрийском УК предусмотрены три вида предупредительных мер: помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения, помещение в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом, помещение в учреждение для опасных рецидивистов. Эти меры связаны, прежде всего, с изоляцией осужденного от общества путем помещения в соответствующее учреждение, специфика которого зависит как от психического или физического заболевания правонарушителя, так и от криминологической характеристики его личности. Эти меры преследуют цели предотвратить совершение новых преступных деяний данным лицом и обезопасить общество от таких преступных посягательств со стороны данного лица в будущем.
Большинство предупредительных мер может быть назначено одновременно с наказанием.
Исключение составляет помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения. Указанная мера применяется к лицам, совершившим деяния в состоянии невменяемости. Очевидно, что таким лицам наказание не может быть назначено вообще.
В УК Австрии определена последовательность исполнения наказания в виде лишения свободы и предупредительных мер, связанных с лишением свободы. Последние могут исполняться как до исполнения наказания в виде лишения свободы (помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения, и в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом, так и после исполнения наказания в виде лишения свободы (помещение в учреждение для опасных рецидивистов). В первом случае время содержания в соответствующем учреждении засчитывается в срок лишения свободы. Предупредительные меры назначаются на неопределенное время. Их продолжительность зависит только от того, достигнуты или нет их цели. Однако УК Австрии устанавливает некоторые ограничения срока применения предупредительных мер: помещение в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом, не может продолжаться более двух лет, а помещение в учреждение для опасных рецидивистов - не более десяти лет. Обязанностью суда является проверять, необходимо ли еще применять предупредительные меры. Суд же принимает решение об их отмене.
По УК Швейцарии система наказаний и мер включает пять подсистем: 1) наказания, связанные с лишением свободы, 2) штраф, 3) дополнительные наказания, 4) меры безопасности, 5) иные меры. Смертная казнь в Швейцарии не применяется. Законодательное установление такого широкого перечня наказаний и других уголовно-правовых мер наиболее полно способствует реализации принципа индивидуализации уголовной ответственности и наказания.
В швейцарском УК содержится широкий перечень дополнительных наказаний: увольнение от должности, лишение родительской или опекунской власти, запрет заниматься определенной профессией, ремеслом или осуществлять торговую деятельность, изгнание за пределы страны, запрещение посещать конкретный ресторан лицам, склонным к алкоголизму.
К мерам безопасности отнесены: изоляция "привычных" преступников; меры, применяемые к психически больным; исправление лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией.
Под иными мерами подразумевается предупредительный залог, два вида конфискации (конфискация опасных предметов, конфискация имущественной прибыли), компенсация потерпевшему, опубликование приговора.
Система наказаний по УК Испании включает основные и дополнительные виды. В качестве как основных, так и дополнительных наказаний могут быть назначены штраф, общественные работы и лишение определенных прав. Все другие - только в качестве основных. Смертная казнь в Испании отменена.
В зависимости от характера и продолжительности наказания УК делит их на три категории: строгие, менее строгие и небольшие. К строгим относятся: лишение свободы на срок более трех лет, абсолютное поражение в правах, лишение права заниматься определенным видом деятельности на срок более трех лет, лишение права управлять транспортными средствами на срок более шести лет и некоторые другие. Менее строгими наказаниями являются: лишение свободы на срок от шести месяцев до трех лет, специальное поражение в правах на срок до трех лет, штраф в размере более двухмесячных заработных плат, штраф, пропорциональный причиненному ущербу, арест на срок от семи до двадцати четырех выходных дней и др. К небольшим наказаниям отнесены: лишение права управлять транспортными средствами на срок от трех месяцев до года, штраф в размере от пятидневного заработка до двухмесячных заработных плат, арест на срок от одного до шести выходных дней и др.
В УК Испании установлена и система мер безопасности, применяемых в случае совершения общественно опасного деяния невменяемыми лицами, лицами, находящимися в состоянии сильного алкогольного опьянения, наркотического или токсического одурманивания или абстиненции, если суд придет к выводу о возможности совершения ими нового общественно опасного деяния. Меры безопасности могут быть назначены и другим лицам. В этом случае возможно их совмещение с наказаниями.
Предусмотренная в УК Польши система наказаний включает следующие виды: штраф, ограничение свободы, лишение свободы пожизненное и на определенный срок. Смертная казнь в Польше отменена. Как мы видим, система наказаний в польском уголовном праве не отличается большим разнообразием. Исходя из содержания наказаний их можно представить лишь в двух видах: 1) затрагивающие экономическую сферу (штраф) и 2) ограничивающие свободу передвижения (ограничение или лишение свободы). Вместе с тем наряду с системой наказаний в польском уголовном праве существуют система уголовно-правовых мер и система мер безопасности. Самостоятельное значение имеют также институты условного прекращения уголовного преследования и отсрочки исполнения наказания.
К уголовно-правовым мерам, согласно УК Польши, отнесены: лишение публичных прав, запрещение занимать определенную должность или заниматься определенной профессией, запрещение управлять транспортными средствами, конфискация, возмещение вреда, денежная компенсация, денежная выплата, доведение приговора до публичного сведения. В отличие от наказания уголовно-правовые меры не предусмотрены в санкциях статей, устанавливающих ответственность за конкретные виды преступлений и проступков. Порядок назначения таких мер регламентирован в Общей части УК. К примеру, лишение публичных прав, предполагающее утрату активного и пассивного избирательного права, а также другие неблагоприятные для виновного последствия, может быть назначено тогда, когда лицо осуждается к лишению свободы на срок не ниже трех лет за такое преступление, которое совершено "по мотивам, заслуживающим особого осуждения". В случае назначения наказания за совершение лицом умышленного преступления против жизни или здоровья суд вправе вынести постановление о выплате денежной компенсации "на общественные цели, связанные с охраной здоровья". Таким образом, система уголовно-правовых мер по существу представляет собой систему дополнительных правоограничений, определяемых судом при назначении наказания за то или иное преступление.
Меры безопасности по уголовному праву Польши включают: 1) помещение в психиатрическое учреждение закрытого типа, 2) помещение в учреждение закрытого типа для прохождения курса лечения от алкогольной зависимости или зависимости от одурманивающих средств и 3) помещение лиц, признанных ограниченно вменяемыми, в пенитенциарное учреждение, совмещающее лишение свободы с проведением лечебно-реабилитационных мероприятий. Следовательно, меры безопасности могут как сопровождать наказание и уголовно-правовые меры, так и быть самостоятельным последствием совершения лицом общественно опасного деяния в случае признания его невменяемым.
Меры безопасности, связанные с помещением лица в какие-либо учреждения закрытого типа, могут быть назначены лишь тогда, когда "это необходимо для предотвращения совершения лицом нового запрещенного деяния, связанного с его психическим заболеванием, умственной отсталостью или зависимостью от алкоголя или другого одурманивающего средства" (ст. 93 УК Польши).
Согласно УК Швеции санкциями за совершение преступления являются: 1) наказания в виде штрафа и тюремного заключения; 2) условное осуждение ("условный приговор"); 3) пробация и 4) передача на специальное попечение.Таким образом, в уголовном праве Швеции понятие "санкция" является родовым и включает как собственно наказания, так и другие уголовно-правовые меры. Кроме того, в названном УК говорится о возможности применения так называемых "особых последствий" совершения преступления "независимо от санкции", хотя и на основании закона. К такого рода последствиям отнесены конфискация имущества, корпоративный штраф, возмещение ущерба. В случае назначения пробации выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ может служить одной из обязанностей, возлагаемых на осужденного, выразившего согласие с применением к нему данной меры.
Смертная казнь в Швеции отменена полностью в 1972 г., в связи с чем не включается в систему санкций, установленных УК.
Подводя итог, необходимо отметить, что в отличие от системы наказаний зарубежных стран система наказаний в Российской Федерации характеризуется большей стройностью и индивидуальным подходом. С другой стороны, индивидуализация наказания за рубежом обеспечивается значительным количеством различных дополнительных мер. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о целесообразности применения смертной казни. Не лишено рационального зерна закрепление уголовной ответственности юридических лиц, что подтверждается практическим опытом зарубежных государств.
ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ СВЯЗАНОЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Общие подходы к исполнению уголовных наказаний, выработанные международным сообществом и закрепленные в международных правовых актах, оказали существенное влияние как на национальные законодательства, так и на практику исполнения наказаний. При всем многообразии национальных особенностей, связанных с правовыми и культурными традициями, социальным, политическим и экономическим уровнем различных стран, можно выделить общие тенденции развития сферы исполнения уголовных наказаний.
Во всем мире лишение свободы традиционно присутствует в системе. Основным видом учреждений для исполнения данного наказания в Европе является тюрьма. Закономерно, что Европейские пенитенциарные правила содержат стандарты исполнения лишения свободы применительно к данному виду пенитенциарных учреждений. В настоящее время на Западе тюрьма - средство цивилизации и демократизации пенитенциарной политики и практики, обеспечивающее, с одной стороны, безопасность общества, с другой - безопасность осужденного. Именно из соображений безопасности исходят в тюрьмах при классификации осужденных и их размещении. Характерным примером является Англия, где выделяют четыре категории заключенных: категория А - заключенные, побег которых может быть крайне опасным для общества, петиции или безопасности государства; категория В - заключенные, для которых не требуются высочайшие условия безопасности, но они должны исключать возможность побега; категория С - заключенные, которым нельзя доверять в открытых условиях, но которые не имеют средств или воли для совершения побега; категория Э - заключенные, которым можно в разумных пределах доверять в открытых условиях. В зависимости от этого тюрьмы центрального подчинения делятся на учреждения закрытого (категории А, В, С) и открытого типа (категории В). Примечательно, что классификацией и распределением заключенных по видам исправительных учреждений занимаются не суды, а специальные подразделения Тюремной службы и администрация тюрем. После назначения судом наказания в виде лишения свободы заключенный направляется в Центр классификации Тюремной службы, где проходит медицинское, психологическое, психиатрическое обследование, изучается другими специалистами. При том что основным фактором, влияющим на распределение, является категория безопасности, принимаются во внимание рекомендации специалистов и следующие критерии распределения для конкретных учреждений: личностная совместимость с определенными типами условий заключения; медицинские и психиатрические показания; потребность в проведении определенных реабилитационных программ, связанных с совершенным преступлением; близость к его дому или к месту жительства его вероятных посетителей; потребности, связанные с образованием или профессиональной подготовкой.