Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 14
Условия содержания, труда, отдыха, материального и медицинского обеспечения заключенных организованы согласно положениям Тюремного акта 1952 г. и Тюремных правил 1999 г., которые, в свою очередь, соответствуют Европейским пенитенциарным правилам. Так, п. 40 Тюремных правил определяет, что "осмысленная работа и обучающие курсы, воспитывающие личную ответственность и развивающие положительные интересы и навыки заключенного, улучшат перспективы трудоустройства по освобождении и снизят риск повторного совершения правонарушений".
Одним из главных направлений работы персонала тюрем в Англии и Уэльсе, как и в других западных странах, является ресоциализация заключенного. Государственная программа постоянной реабилитации правонарушителей (1993 г.) определяет принципы содействия, оказываемого правонарушителям и их семьям Тюремной и Исправительной службами, а также другими организациями. Задачи системы реабилитации - снабдить заключенных всем необходимым для реинтеграции в общество и помочь им вновь устроить свою жизнь и работу, не возвращаясь к правонарушениям. Подготовка к освобождению начинается на ранних стадиях отбывания любого тюремного срока. Связи с внешним миром должны быть сохранены и, по возможности, укреплены в течение отбывания приговора за счет контактов с семьей и друзьями, сотрудниками Исправительной службы и членами местного сообщества.
В рамках программы всем учреждениям рекомендуется проводить тренировочную систему "Развития и подготовки к освобождению заключенных, цель которой -укрепить уверенность в себе, личный потенциал, изменить настрой, улучшить социальные навыки, внушить понимание чувств жертвы, обучить новым навыкам и повысить способность интегрироваться в жизнь на свободе. Темы этого курса включают навыки общения, человеческие отношения, вред от злоупотребления алкоголем и наркотиками, опасность азартных игр, поиск жилья, деньги, работу и досуг.
Для закрепления полученных навыков и дальнейшей социальной адаптации в тюрьмах Англии широко применяется так называемое освобождение заключенного на некоторый срок по временной лицензии. Оно имеет своей целью обеспечить возможность для положительно зарекомендовавших заключенных покидать тюрьму для осуществления точно определенных занятий, которые невозможно осуществлять в ее условиях. Решения о таком освобождении принимает директор тюрьмы с учетом личности и поведения заключенного. Создана система оценки риска, не допускающая освобождения заключенных, представляющих какую-либо угрозу для общественной безопасности.
В последние годы в Великобритании получил распространение новый вид освобождения от отбывания лишения свободы - домашний арест с комендантским часом. Эта схема позволяет большинству заключенных от 18 лет и старше, отбывающих срок от трех месяцев до четырех лет, быть освобожденным максимум за два месяца до истечения срока приговора и находиться под электронным контролем в условиях комендантского часа или носить специальную бирку оставшийся срок-. Эти заключенные должны пройти оценку представляемой угрозы, иметь адрес для проживания и соблюдать требования, определенные условиями комендантского часа. Под эту схему не подпадают некоторые заключенные, совершившие преступления на сексуальной почве. Невыполнение условий комендантского часа приводит к возвращению в тюрьму.
Кроме того, в тюрьмах Великобритании активно применяются программы досрочного и условного освобождения заключенных.
Пример Великобритании не единственный для стран Европы: в большинстве из них наблюдаются позитивные тенденции организации исполнения лишения свободы, осуществления разносторонней помощи заключенным в социальной адаптации. Это связано как с осознанием государствами негативных социальных последствий тюремного заключения, возрастающей потребности в цивилизованном, гуманном обращении с заключенными, так и с объективными трудностями, обусловленными переполняемостью тюрем.
Отдельные страны (Англия, Германия, Венгрия) пошли по пути создания так называемых частных тюрем. Надо сразу отметить, что "приватизированных" в полном смысле этого слова тюрем не бывает, заключенные за свое пребывание в них не платят. Порядок и условия исполнения лишения свободы в таких учреждениях осуществляются в строгом соответствии с национальным законодательством и под контролем государства. Однако для того чтобы снизить бремя расходов на тюремную сферу, государство в большей или меньшей степени допускает частных лиц к участию в строительстве и обслуживании тюрем. Для привлечения предпринимателей, частных охранных структур и других заинтересованных лиц в тюремное дело государством устанавливаются различные налоговые льготы, разрешается размещение на территории тюрьмы производственных объектов и использование на них труда заключенных, получение государственных субсидий на содержание заключенных и др. Так, в Великобритании частные, или контрактные, тюрьмы входят в общую систему пенитенциарных учреждений, ответственность за деятельность которых несут министр внутренних дел и Тюремная служба. Директор и персонал тюрьмы набираются из частного сектора путем проведения тендера. Примечательно, что Тюремная служба участвует в процессе тендера в качестве претендента. С победителем конкурса заключается контракт. Контракты по управлению контрактными тюрьмами включают: критерии деятельности персонала по общему управлению тюрьмой; стандарты безопасности; кризисное управление; вопросы обеспечения здоровья, безопасности, пищи и гигиены заключенных; вопросы их поступления, размещения и освобождения; режима и поддержания внешних связей.
Аналогичная ситуация и в Германии, там вводятся частные тюрьмы, в которых охрану заключенных будут осуществлять частные лица.
ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ НЕ СВЯЗАНОЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Устоявшийся стереотип гласит, что лучше всего для исправления правонарушителя подходит лишение свободы. Хотя путем изоляции человека от общества достигаются не только положительные результаты. Цели, стоящие перед уголовно-исполнительной политикой государства, можно реализовать более гуманным, экономичным и, что немаловажно, более эффективным путем. Реформирование пенитенциарной системы России предполагает качественное изменение самих подходов к исполнению наказаний.
Альтернативными наказаниями следует считать меры государственного принуждения, которые выражаются в принудительном воздействии на лицо, виновное в совершении преступления, не связаны с изоляцией от общества, но являются ее адекватной заменой в соответствии с характером и степенью общественной опасности содеянного и преследуют цели восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, общего и специального предупреждения совершения новых преступлений
В 1972 г. Англия и Уэльс первыми ввели у себя общественные работы, за ними последовали Германия (1975 г.), Португалия ( 1977 г.), Франция (1983 г.), Нидерланды (1987 г.). В начале 1990-х гг. общественные работы были введены и в Скандинавских странах: Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании. В Восточной Европе пионером в этом вопросе стала Республика Чехия (1996 г.).
В большинстве стран Западной Европы общественные работы были введены в качестве эксперимента, и периоды их экспериментального действия продолжались от двух до 10 лет. Например, в Нидерландах эксперимент продолжался шесть лет. В Республике Чехия общественные работы были сразу же введены в масштабах всей страны, что затруднило их практическую реализацию. Как это часто бывает в Восточной Европе, исходили из ложного предположения о том, что после создания надлежащего законодательства все будет развиваться само собой и не потребует создания необходимой инфраструктуры для развития общественных работ, в частности финансирования. Законодательство является лишь первым шагом для практики альтернативных наказаний. Необходимо создание организационных структур и укомплектование их профессиональными кадрами. В Англии и Уэльсе исполнение общественных работ возложено на отделы общественных работ службы пробации, в Шотландии приговоры к общественным работам реализуются местными органами по решению социальных проблем, в Швеции - сотрудниками Национальной администрации тюрем и службы пробации.
Целями уголовного наказания в виде общественных работ в зарубежных странах являются: собственно наказание - лишение правонарушителя свободного или личного времени; компенсация - нарушитель должен компенсировать обществу причиненный ущерб; исправление - работа может дать новые навыки и способствовать контактам нарушителя с законопослушными гражданами, которые организуют работу в общине и осуществляют за ней надзор; общественное порицание с возможностью последующей реинтеграции - местная община знает о наказании и видит его исполнение, однако у нарушителя есть возможность восстановить свое доброе имя.
Количество часов, которые правонарушитель должен отработать на благо местной общины, в разных странах обычно колеблется в пределах 20-400 часов, исключение здесь составляет Чехия (от 50 до 800 часов).
В Англии и Уэльсе общественные работы назначаются на срок от 40 до 240 часов (для лиц в возрасте 16 лет - до 120 часов). Осужденный обязан отчитываться перед сотрудниками службы пробации, полностью отработать установленное количество часов и информировать сотрудника о месте жительства. Ему предписывается один раз в неделю посещать место общественной работы - являться вовремя, в рабочей одежде, не употреблять алкоголь и наркотики. День недели и время работ в промежутке от 9 утра до 15-30 определяется по согласованию с осужденным сотрудниками службы пробации.
Общественные работы проводятся группами осужденных по пять-шесть человек под наблюдением сотрудника. Основными видами являются бес-платные работы по уборке улиц, парков, скверов и других общественных мест, ремонту, покраске и др. После выполнения подобных работ по край-ней мере в течение 21 часа осужденный под контролем сотрудника может быть направлен в дом инвалидов либо престарелых, больницу для оказания помощи и ухода за гражданами, т.е. для выполнения социальной работы.
В США существует институт досрочного освобождения от отбытия наказания, связанного с лишением свободы, или освобождения от наказания под честное слово.
При досрочном освобождении неукоснительным условием является отбытие осужденным не менее половины предельного срока заключения, установленного приговором, в течение которого осужденный добросовестно исполнял свои обязанности и вел себя подобающим образом. После досрочного освобождения он помещается под наблюдение специального органа штата на срок, равный неотбытой части наказания. В случае нарушения условий досрочного освобождения и объявления советом или комиссией, осуществляющей наблюдение, осужденного лицом, совершившим преступление, течение срока неотбытой части наказания прекращается. Время, проведенное под стражей с момента объявления преступности деяния до возобновления отбытия приговора, засчитывается в срок приговора, если заключение было результатом ареста или явки с повинной, или ареста по иному обвинению, по которому вынесен оправдательный приговор.
Тюремные службы социальной адаптации и пробации Франции участвуют в предупреждении последствий заключения, постепенно исключающего осужденных из общества, помогают им готовиться к социальной реабилитации и способствуют сохранению социальных и семейных связей. Сотрудники службы участвуют в процессе индивидуализации наказаний в виде лишения свободы и подготовки к судебным решениям уголовного характера. Они обеспечивают контроль, а также помощь лицам, отданным в руки правосудия. Департаментская организация этих служб дает возможность местным административным органам по социальным вопросам отдельно рассматривать личную ситуацию каждого заключенного.
При вынесении судьей решения по просьбе об условном освобождении советник службы должен дать оценку о целесообразности ее удовлетворения. После вынесения судьей решения о направлении осужденного на общественные работы или помещении под электронный надзор сотрудник службы организует реализацию наказания и контролирует применение назначенных мер.
Национальная служба пробации - правоохранительный орган, который осуществляет свою деятельность на территории Англии и Уэльса. Служба обеспечивает наблюдение и контроль за осужденными, которые не изолированы от жизни в обществе, а лишь на время испытательного срока помещены под надзор на срок, который устанавливает суд. Кроме этого, работники службы пробации изучают правонарушителей и представляют свои заключения суду о готовности поручиться за обвиняемое лицо. Избирая решение о применении режима пробации, суд вместо вынесения приговора к лишению свободы помещает осужденного на определенный срок под наблюдение работника службы пробации, которому поручается контроль за осужденным. Срок нахождения на режиме пробации от 6 месяцев до 3 лет. Главная задача - помочь преступнику вернуться к нормальной жизни.
Представители службы пробации начинают свою работу сразу же с момента, когда правонарушитель попал в полицию, и сопровождают его затем в суде и после суда. Они могут посещать своих подопечных по месту жительства, учебы или работы. Задача сотрудника службы пробации - держать на контроле соблюдение осужденным указанных в приговоре требований. По представлению офицера службы условия пробации, установленные конкретному осужденному, может изменить суд, который вынес приговор, также он вправе сократить срок пробации в случае хорошего поведения осужденного или продлить его, но на срок не выше установленного максимального предела. При грубом нарушении установленных условий пробации либо совершении нового преступления суд может назначить наказание, которое суммируется с наказанием за новое преступление.