Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Введение
Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг – это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.
Аутсорсинг бизнес-процессов – передача компании, оказывающей услуги аутсорсинга (аутсорсеру), функций тех или иных отделов, не являющихся для организации основными (например: реклама; управление персоналом; логистика; транспорт; уборка офиса; охрана).
Одним из направлений аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг кадров, который включает не только сотрудничество с кадровым агентством в области подбора персонала. Здесь имеется в виду, что предприятие – аутсорсер оформляет сотрудника у себя и становится его фактическим работодателем (начисляет ему заработную плату, рассчитывает налоги, оформляет больничные, компенсации, следит за выполнением трудового законодательства, соблюдением норм охраны труда), то есть берет на себя функции кадровой службы и бухгалтерии предприятия.
Целью курсовой работы является исследование вопроса исследование моделей аутсоринга.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть аутсорсинг: понятие, роль и пути развития;
2) изучить внешний аутсоринг;
3) рассмотреть модели аутсоринга.
1. Аутсорсинг: понятие, роль и пути развития
Каждая компания выживает на конкурентном рынке благодаря своей основной компетенции. Кто-то умеет производить качественные продукты, кто-то предоставляет востребованные услуги, а еще кто-то хорошо работает с государственными органами. Управление персоналом является основной компетенцией разве что для кадровых агентств, а значит, эту функцию вполне можно отдать на аутсорсинг.
Мировая практика аутсорсинговых услуг в настоящее время богата примерами и имеет достаточный опыт. Так, практически полный производственный аутсорсинг имеется у корпорации DELL. Мировой лидер в производстве спортивной одежды NIКЕ уже давно передал на аутсорсинг производство и продажу. Все мировые бренды автомобильного рынка успешно применяют аутсорсинг. [1; 23 с.]
Что касается России, можно выделить передачу на аутсорсинг сервисный подразделений крупнейшей энергетической компании «ЛУКОЙЛ». Успешным является проект аутсорсинга информационных технологии комплекса страховой компании «РОСНО».
Аутсорсинг в переводе с английского языка означает «использование чужих ресурсов», т.е. это передача некоторых функций другим профильным организациям, специализирующимся в данной конкретной области, на договорной основе.
Выделяют три вида аутсорсинга:
- IT-аутсорсинг - передача специализированным сторонним организациям функций по технической поддержке программного обеспечения, сайта, функций системного администратора и т.п.;
- аутсорсинг бизнес-процессов - передача специализированной сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для передающей компании основными (например, управление персоналом, уборка офиса, бухгалтерский учет, расчет заработной платы и т.п.);
- производственный аутсорсинг - передача специализированной организации части своего производственного цикла.
Следует отметить, что в российском законодательстве термин «аутсорсинг» отсутствует. При этом, согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Как правило, договор аутсорсинга является договором возмездного оказания услуг. Договор аутсорсинга для различных видов деятельности важно правильно составить, что означает, в первую очередь, четко и ясно прописать предмет договора, а также необходимо, чтобы функции, указанные в предмете договора, не совпадали с функциями, предусмотренными для должностей в штатном расписании компании. [2; 232 с.]
Расходы по договору аутсорсинга за консультационные, информационные, юридические услуги, а также за услуги по бухгалтерскому обслуживанию относят к прочим расходам.
Существует форма сотрудничества с работником организации, когда работодателю не нужно заключать с работником трудовой договор. Обе стороны (работодатель и работник) заключают договор с кадровым агентством. Такие правоотношения возникают, когда кадровое агентство заключает трудовой договор с работником от своего имени и направляет его на работу в какую-либо компанию. Это так называемый лизинг персонала, он может быть краткосрочным и долгосрочным.
Краткосрочный лизинг персонала представляет собой привлечение персонала на период отпусков, длительной болезни специалиста, на время выставок, конференций и т.д. При долгосрочном лизинге персонала в компанию заказчика направляется сотрудник, находящийся в штате кадрового агентства, на относительно длительный срок. Выведение персонала за штат называют аутстаффинг.
Аутстаффинг по смыслу аналогичен понятию лизинга персонала. Однако для российской практики с юридической точки зрения существуют некоторые особенности. Это касается определения предмета договора финансовой аренды, т.е. лизинга. В ст. 666 ГК РФ записано, что предметом такого договора могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. В соответствии с российским законодательством, человек и его труд таковыми не являются. [11; 13 с.]
Аутсорсинг и аутстаффинг стали инструментами успеха для многих компаний в различных отраслях деятельности.
Термин «outsourcing» был введен в 1989 г. Однако, если аутсорсингом считать привлечение услуг сторонних компаний для решения отдельных вопросов, то можно сказать, что возникновение этой формы сотрудничества имело место в начале XX в. В то время свои услуги начали предоставлять юридические агентства в США и Великобритании. Суммарный оборот таких специализированных компаний, по оценкам специалистов, составлял около 50 млрд. долл. в год.
Еще за 70 лет до появления термина «outsourcing» Альфред Слоун-младший применил эту форму сотрудничества и доказал, что в условиях конкуренции ни одна компания не может быть самодостаточной и опираться лишь на собственные ресурсы. Альфред Слоун-младший использовал аутсорсинг для организации как систем управления компанией, так и производства, в основу которого был положен метод кооперации узкоспециализированных производств внутри компании и за ее пределами.
Современный бизнес трудно представить без аутсорсинга по следующим причинам:
- для поддержания конкурентоспособности большинство компаний стремится к использованию новейших достижений науки и техники;
- современные технологии, знания и опыт находятся в руках профессионалов, которые специализируются в данной сфере и готовы с выгодой предложить свои услуги нуждающимся компаниям. Это удобно для всех, поскольку появляется возможность сосредоточить собственные ресурсы на ключевых моментах деятельности.
В настоящее время аутсорсинг рассматривают как современный метод создания высококонкурентных и эффективных компаний в условиях жесткой конкуренции. Применение аутсорсинга в западных странах носит массовый характер, но российские компании не торопятся его использовать. Российский опыт применения такой формы сотрудничества, как аутсорсинг, позволил выявить ряд проблем системного характера, объективно препятствующих ускорению развития рынка этих услуг в России. Их можно свести к следующему: [4; 24 с.]
- опасение и недоверие заказчиков, основанные на наличии негативного опыта применения аутсорсинга в различных организациях;
- отсутствие страхования рисков деятельности в условиях аутсорсинга;
- недостаток объективной информации, а также профессиональных кадров;
- гораздо большие затраты на оплату услуг компаний-аутсорсеров, чем выполнение работ собственными силами.
Главной проблемой, из-за которой аутсорсинг в России буксует, является его недостаточная популярность среди российских предприятий в связи с поверхностным изучением данной бизнес-технологии (как явления в целом) и недостаточная проработка каждого конкретного предложения об аутсорсинге, поступающего компании. Отказаться, руководствуясь одними только словами «не нравится» или «не доверяю», всегда легче, чем скрупулезно - с цифрами, консультациями профильных специалистов - проанализировать все плюсы и минусы внешнего управления. Кроме того, проблема состоит и в том, что собственник (руководитель) не хочет потерять контроль над определенным бизнес-процессом, а вместе с этим ослабить свое влияние на деятельность организм (предприятия) в целом, страшат и возможные утечки информации.
Широкое использование аутсорсинга в России в настоящее время наблюдается в области информационных технологий. Однако надо надеяться, что будущем в России предприятия все процессы станут отдавать на аутсорсинг, оставляя себе лишь разработку продукта и его продвижение на рынок. Хотя и в этом вопросе можно обращаться к услугам рекламных агентств, а самим предприятиям определять генеральную линию маркетинга и только контролировать процесс.
Логика эволюции компаний, работающих в условиях развитой экономики, давно привела их к мысли о передаче несвойственных функций аутсорсинговым организациям. Ключевым словом здесь является именно «несвойственные» функции: дело строительной фирмы - строить, торговой - продавать, ремонтной - ремонтировать, учебного заведения - учить и т.д. Остальное, что не является бизнесом предприятия, может быть передано «на сторону», тем, кто занимается подобной деятельностью профессионально. Бизнес будущего - это процессинговые организации, сконцентрированные на эффективности основной деятельности. [5; 55 с.]
Таким образом, при принятии управленческих решений в современном бизнесе руководители должны использовать весь накопленный ранее потенциал и опыт, привлекать для реализации задач высококвалифицированных специалистов и внедрять инновации, что возможно исключительно при глубокой специализации на ключевой сфере.
В то время, как ведущие мировые корпорации имеют многолетний опыт использования аутсорсинга в качестве инструмента для повышения эффективности бизнес-процессов, до России эти идеи добрались не так давно. Российский аутсорсинг проходит все этапы развития, как это было в других странах – появляются новые приемы, методы его применения. Рассмотрим пути становления и развития аутсорсинга в наших условиях.
История его происхождения понятия «аутсорсинг»
Аутсорсинг — это понятие из области кадрового менеджмента. Обозначает оно передачу предприятием части определенных производственных функций на исполнение другой специализированной компании. Применять аутсорсинг начали давно, задолго до появления этого термина.
Благодаря эффективности этого инструмента, аутсорсинг нередко называют «феноменом 20 века», — настолько широко и быстро это явление распространилось в 80-е годы в Америке. Затем эстафету приняли многие страны Европы. Россия начала осваивать эти идеи в постперестроечные времена – в 90-е годы ушедшего века.
Несмотря на столь пафосные эпитеты, многие специалисты продолжают считать, что механизм аутсорсинга не несет в себе особой новизны. Утверждается, будто его истоки берут свое начало в таких понятиях, как «разделение труда», «специализация», «кооперация». Эти понятия действиельно фигурируют в экономической теории давно и теперь претерпевают некоторые изменения, модернизацию. В какой-то мере, такие высказывания обоснованы – в аутсорсинге присутствует и принцип разделения труда, и использование специализированных трудовых ресурсов.
Одним из первых примеров применения аутсорсинга в 30-х годах XX века ( когда еще и термина этого не существовало) является история конкурентной борьбы двух автогигантов – концернов Fоrd и General Мotors. всего за двенадцать лет автопромышленник Генри Форд вырастил настоящего промышленного гиганта из крошечной фирмы по производству автомашин. Будущий мультимиллиардер стремился создать самодостаточную индустриальную империю, где он смог бы контролировать абсолютно полный жизненный цикл всей выпускаемой продукции – от строительства железных дорог до автомобильного конвейера. Компания Форда вышла на годовой оборот в 1250000 автомобилей. Но в 1927 автопромышленник был вынужден снять с конвейера свою самую популярную легковушку «жестянку Лиззи» (Форд «Т»). Концепция обособленности дала первую трещину. Первенство на рынке легковых машин захватывает компания General Мotors. Возглавлявший в то время компанию Альфред Слоун-младший успешно применяет аутсорсинг. Это дает ему возможность занять первенствующие позиции на автомобильном рынке США. Поняв, что узкоспециализированные компании выполняют свою работу лучше, чем его собственные подразделения, Альфред Слоун-младший организует производство, основанное на кооперации узкоспециализированных производителей.