Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические основы анализа прибыли в организациях торговли).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы анализа прибыли в организациях торговли
1.1 Сущность и значение прибыли
1.2 Особенности формирования и использования прибыли торгового предприятия
1.3 Факторы, влияющие на прибыль предприятия
2 Анализ прибыли предприятия ООО «Крепмарт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка формирования прибыли предприятия
2.3 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
3 Мероприятия, направленные на увеличение прибыли предприятия
3.1 План мероприятий направленных на повышение прибыли
Введение
Нестабильная экономическая и политическая обстановка, которая происходит в России, закономерно требуют поиска гибких систем управления с целью роста конкурентоспособности и прибыльности хозяйствующих субъектов.
Актуальность вопроса анализа, формирование и использования прибыли предприятия представляется весьма значимой. Именно прибыль предприятия является конечным результатом его деятельности, за счет прибыли осуществляется дальнейшее развитие предприятия, стимулирование персонала, налог на прибыль служит важным источником поступлений в бюджеты различных уровней. В тоже время в случаях убыточности деятельности предприятия, дальнейшее его развитие и достойное стимулирование персонала представляется трудноосуществимым.
Фактически финансовый результат организации (прибыль или убыток) характеризует ее положение на рынке, успешность управления. Управление практически любым предприятием направлено на увеличение доходов, на максимизацию получаемой прибыли, улучшение показателей рентабельности. В тоже время, достижение приемлемых показателей прибыли и рентабельности невозможно без достижения внешних по отношению к предприятию целей – удовлетворение потребностей потребителей в товарах и услугах в условиях конкурентной борьбы и динамично меняющейся внешней среды.
Целью работы является разработка рекомендаций, направленных на повышение прибыли предприятия ООО «Крепмарт».
Для достижения цели в процессе проведения исследования поставлен ряд задач:
- охарактеризовать теоретические основы управления прибылью в организациях торговли, в частности, рассмотреть сущность и значение прибыли, особенности ее формирования и использования на предприятиях торговли, а также факторы, влияющие на прибыль предприятия;
- провести анализ прибыли предприятия, в том числе дать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Крепмарт», провести оценку формирования, распределения и использования прибыли исследуемого предприятия;
- разработать мероприятия, направленные на увеличение размера прибыли ООО «Крепмарт», оценить экономическую эффективность реализации отдельных предложений.
Объектом исследования является ООО «Крепмарт», осуществляющее деятельность в сфере розничной торговли крепежных изделий.
Предметом исследования является распределение и использование прибыли как источника экономического роста предприятия.
В процессе подготовки работы анализировались отчеты деятельности ООО «Крепмарт» за 2014–2016 годы и другие материалы бухгалтерской и статистической отчетности.
Теоретической, методологической и практической основой работы послужили периодические публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов, законодательные и нормативные материалы, статистически-отчетная документация ООО «Крепмарт».
В работе использованы основные методы анализа финансово-хозяйственной деятельности: наблюдение, сравнение, графический, вертикальный и горизонтальный анализ, факторный, методы классификации и сравнительных характеристик, коэффициентный и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении раскрывается актуальность, изученность, объект, предмет, цель и задачи обозначенной темы.
В первой главе – «Теоретические основы анализа прибыли в организациях торговли» – были рассмотрены сущность и значение прибыли, особенности формирования и использования прибыли торгового предприятия и механизм управления прибылью на предприятии.
Во второй главе – «Анализ прибыли предприятия ООО «Крепмарт»» – дана организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия, а также проведен анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия, дана оценка рентабельности предприятия.
В третьей главе – «Мероприятия, направленные на увеличение размера прибыли предприятия» – разработан план мероприятий по повышению прибыли предприятия и произведен расчет эффективности предложенных мероприятий.
В заключение работы представлены выводы и рекомендации.
1 Теоретические основы анализа прибыли в организациях торговли
1.1 Сущность и значение прибыли
В современных рыночных условиях значение прибыли торговых предприятий неизмеримо возрастает. Именно она определяет решение трех взаимосвязанных задач на предприятиях торговли: что приобретать; как продавать; для кого продавать (выбор покупателей на различных сегментах товарного рынка).
Прибыль, является основным показателем в системе целей предприятия и представляет весьма сложную экономическую категорию, определяющую конечный финансовый результат любого предприятия.
Для построения эффективной системы управления прибылью, важно сформулировать понятие прибыли. Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства, но во всех случаях оно означает выгоду. В рамках исследуемой темы был изучен и проанализирован ряд определений прибыли, используемых в российской и зарубежной литературе (табл.1).
Таблица 1 – Понятие прибыли
Автор |
Определение |
Источник |
Бочаров В.В. |
Прибыль является формой дохода предпринимателя (предприятия), успешно реализовавшего свой товар по равновесной цене. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид производственно-коммерческой деятельности. |
Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. —240 с. |
Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Бурмистрова Л.М. и др. |
Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. |
Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов /Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, с. 432. |
Продолжение таблицы 1 |
||
Савицкая Г.В. |
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. |
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник/Г.В. Савицкая. – Минск: ООО «Новое знание», 2010, с. 688. |
Грибов В.Д., Грузинов В.П. |
Прибыль – конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. |
Грибов В. Д. , Грузинов В. П. Кузьменко В. А. Экономика организации (предприятия) М.: КноРус, 2014. – 280 с. |
Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. |
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности фирмы представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. |
Ковалева А.М. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. А.М. Ковалевой. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 336 с. |
Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. |
Прибыль (убыток) – это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации. |
Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий. Учебное пособие. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2009, с. 352 |
Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. |
Прибыль – превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации. |
Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – СПб.: «Издательский дом Герда», 2010, с. 768. |
Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. |
Чистая прибыль – это сумма операционной прибыли и внереализационных доходов (таких, как полученных процентов) за минусом внереализационных расходов (например, уплаченных процентов) и налогов с прибыли. |
Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж., Датар, Ш.Управленческий учет: пер. с англ. - 10-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 1008 с. |
В результате анализа определений в трактовке сущности прибыли было выделено два подхода: экономический и бухгалтерский.
Экономический подход заключается в том, что прибыль рассчитывается как прирост собственного капитала, который имел место в отчетном периоде.
Бухгалтерский подход – определяет прибыль как положительную разницу между доходами коммерческой организации на осуществление своей деятельности и расходы осуществления своей деятельности. Бухгалтерский подход с позиции практической реализации более приемлемый в целях управления прибылью предприятия, так как он предполагает хозяйственную деятельность.
Таким образом, прибыль как важнейшую категорию рыночных отношений можно рассматривать с двух позиций: как результативный показатель и как количественный показатель.
Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности. Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между валовой прибылью и расходами на продажу).
Судя из всего выше сказанного, прибыль, являясь конечным результатом деятельности любого предприятия, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности предприятия.
На предприятиях торговли прибыль имеет различные виды, классифицируемые по различным признакам (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Классификация прибыли по различным признакам
Признаки классификации прибыли |
Виды прибыли |
Источники формирования прибыли, используемые в ее учете |
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Прибыль от реализации имущества Прибыль от прочих операций. |
Источники формирования прибыли по основным видам деятельности |
Прибыль от основной (торговой деятельности) Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности |
Состав элементов, формирующих прибыль |
Маржинальная прибыль (прибыль от реализации товаров плюс постоянные издержки обращения) Валовая прибыль (прибыль о налогообложения) Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия) |
Подход к формированию прибыли (бухгалтерский и экономический) |
Бухгалтерская прибыль (разность между валовым доходами и явными (бухгалтерскими) издержками обращения Экономическая прибыль (разность между валовым доходом и суммой явных и неявных издержек обращения) |
Продолжение таблицы 2 |
|
Характер налогообложения прибыли |
Налогооблогаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению |
Планируемый результат деятельности |
Минимальная прибыль Нормальная прибыль Целевая прибыль Максимальная прибыль |
Характер использованной чистой прибыли |
Капитализированная (нераспределенная) прибыль Потребленная (распределенная) прибыль |
В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятия прибыли определяется их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.
Прибыль (убыток) от продажи товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учёта налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (повышение) между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимости этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие «остаточная стоимость имущества» рассматривается применительно к основным фондом, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, а первоначальная стоимость − для прочего имущества.
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, (уплаченные, полученные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).
Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товара, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая и валовая прибыль тождественны.
Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», которая соответственно и подлежит распределению между предприятиями и государственным бюджетом.