Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Процессный подход в управление на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Постоянное совершенствование – это жизненная философия любой компании, если она хочет успешно функционировать в средней и в долгосрочной перспективе. В условиях рыночной экономики предприятия (организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают финансовые, управленческие, стратегические планы, которые имеют индивидуальный характер и определяют пропорции между стоимостными параметрами текущего или среднесрочного периодов функционирования хозяйствующих субъектов. Стоимостные параметры (доходы, прибыль, расходы, инвестиции и др.) определяются на основе разработанного бизнес-плана стратегии развития предприятия с учетом его позиционировании на рынке автотранспортных услуг. А современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных современных направлений создания эффективной системы управления предприятием является применение процессного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Процессный подход акцентирует внимание предприятия на достижении поставленных целей, анализе ключевых показателей эффективности, а также на ресурсах, затраченных на достижение этих целей. Теория процессного подхода не является новой для руководителей российских компаний. По данному вопросу имеется достаточное количество литературы, книг, пособий, программных продуктов. На основе разработанных/оптимизированных бизнес-процессов можно построить минимально необходимую и достаточную организационную структуру, составить регламенты и инструкции для персонала, разработать систему мотивации, а также провести автоматизацию бизнеса. В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.

Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс.

Бизнес-процесс - это цепочка работ (операций, функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга. В цепочку обычно входят операции, которые выполняются структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры предприятия.


Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние. Этот процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

Процессный подход может быть применен на разных стадиях развития предприятия (организации), в частности при:

  • постоянном совершенствовании (улучшении) бизнеса для действующей компании;
  • реинжиниринге бизнеса для компаний, нуждающихся в кардинальных переменах;
  • новых бизнес-направлений для вновь образованных либо для активно развивающихся компаний;
  • автоматизации бизнеса для компаний, внедряющих IT-технологии.

Эффект от использования данного подхода по сравнению с традиционными методами, достигается за счет:

  • существенного сокращений времени выполнения типовых процедур (от 30% и выше);
  • сокращения накладных расходов организации (в среднем на 20%);
  • повышения качества продуктов/услуг, роста заинтересованности персонала в результатах работы, которые приводятся в соответствие с интересами компании;
  • повышение конкурентоспособности.

Отличительной чертой современного этапа научно-технического прогресса является широкая компьютеризация предприятий, то есть оснащение их вычислительными и электронными устройствами, автоматизированными системами различного назначения. Тем более в нашем информационном веке значительно увеличился объем информации, перерабатываемой в процессе управления предприятием: к информации о внутренней среде (информации о самом предприятии, производственном процессе, экономически и финансовых и др. показателях) добавился значительный объем информации о внешней среде (состояние экономики страны, система налогообложения, состояние рынка, конкуренция и др.).

Выбранная мной тема является актуальной, тем более что по разработанному проекту «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года» в области повышения качества транспортного обслуживания предусматривается ускорение товародвижения при перевозках и хранении готовой продукции, для чего необходимы:


  • разработка, утверждение и введение в действие новых Правил перевозки грузов автомобильным транспортом;
  • разработка и внедрение комплексных проектов организации перевозок грузов на междугородных маршрутах по наиболее грузонапряженным направлениям, с учетом обеспечения времени движения грузовых автотранспортных средств на этих маршрутах не менее 20 часов в сутки.

Развитие рациональных систем перевозок грузов в крупных транспортных узлах для сокращения порожних пробегов, уменьшения времени простоя автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах, повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобилей. К 2030 году эти перевозки должны составить до 40% внутриузловых перевозок автомобильным транспортом.

Развитие конкурентного рынка конкурентоспособных транспортных услуг предполагает обеспечение приоритетного развития автомобильного транспорта общего пользования, располагающего современной производственно-технической базой и оптимальной структурой парка автотранспортных средств, с учетом увеличения его доли в выполняемых перевозках.

Повышение доли коммерческих перевозок грузов в общем объеме перевозок автомобильным транспортом к 2030 году в 2 раза, или до 60%.

В области тарифного регулирования в целях повышения доступности автотранспортных услуг для потребителей грузового автомобильного транспорта необходимо:

  • обеспечение недопущения кратковременной реализации автотранспортных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга);
  • совершенствование механизмов финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В этом проекте предложено 16 программ для помощи и развития отечественных и международных грузовых перевозок. Протяженность автомобильных дорог по данным федеральной службы государственной статистики составляет 940 тыс. км, для сравнения протяженность железных дорог составляет всего 86 тыс. км. Прихожу к мнению что ситуация складывается благоприятная для создания новой фирмы по перевозкам грузов.

Одной из особенностей современных тенденций в области экономики, бизнеса, производства являются большие темпы развития информационных технологий и созданных на их основе новых промышленных технологических процессов, процессов управления производством, процессов обеспечения производства. Более того, воздействие информационных технологий на экономические и производственные процессы неуклонно возрастает и все глубже интегрируется в управленческую систему предприятия. Технологии, позволяющие осуществлять информационную поддержку различных процессов, раскрыли новые возможности организации логистической системы управления производственными запасами.


В последние годы компьютеризация управления получило особенно широкое применение на различных уровнях управления от частных предпринимателей вплоть до федерального уровня. В этой связи возникает актуальная вопрос определения границ компьютеризации АТП (в силу специфических особенностей их организации и управления) и оценки эффективности компьютеризации управления АТП.

В соответствии с этим целью данной работы является изучение методов оценки экономической эффективности компьютеризации процессов управления АТП, для достижения которой решаются следующие задачи:

Объектом исследования являются системы управления АТП, технические и программные средства автоматизации процессов и функций управления АТП.

Предметом исследования являются факторы, определяющие эффективность автоматизации процессов и функций управления, и методы оценки эффективности автоматизации управления.

Глава 1. Процессный подход в управление на предприятии

Бизнес сводится, в конечном счете, к трем понятиям: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать.

Наибольшую трудность в понимании, что такое процессный подход к управлению вызывает само понятие Процесс. В русском языке это слово имеет слишком иного значений и оттенков. В терминах ISO 9000:2000: «Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы». Определение слишком общее и неконкретное. Вкладывать в такое определение свой смысл, или применять его для нужд конкретной (своей) организации под силу далеко не каждому менеджеру.

Большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода. По оценке западных экспертов, организация функционального управления на современных российских предприятиях очень далека от совершенства. Поэтому в качестве первых шагов предлагается посмотреть на свою организацию со стороны и навести в ней элементарный порядок, четко определив ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи. Данный подход не отвергает существующей системы управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления.


Таблица 1. Объекты, причины и результаты реинжиниринга бизнес-процессов

Объекты

Проблемы

Результаты

Компании, желающие упорядочить и улучшить свою внутреннюю организацию. Компании, желающие подготовить себя к успешному, продуманному и эффективному внедрению информационных технологий

Отсутствие формализованных и структурированных бизнес-процессов.

Дублирование функций и недостаточность информации для принятия решений

Создание рациональных технологий и бизнес-процессов в результате:

  • упорядочивания информационных потоков и схем документооборота;
  • реорганизация организационной структуры управления, выбора оптимального информационного решения

Процессный подход к управлению - подход к управлению, основывающейся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.

В итоге под бизнес-процессом будет пониматься совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.

Постепенно запрос превращается в конечный результат - товар или услугу. При этом в качестве клиента может выступать не только внешний заказчик, но и другой процесс (выходом (результатом) процесса ремонта собственного автомобиля в АТП является технически исправное транспортное средство, готовое выполнять процесс перевозки грузов (пассажиров).

Одним из первых основных этапов построения процессной организации и управления деятельностью предприятием является выделение и классификация бизнес-процессов.

Основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовые категории:

  • основные бизнес-процессы;
  • обеспечивающие бизнес-процессы;
  • бизнес-процессы развития;
  • бизнес-процессы управления.

Основными бизнес-процессами являются те, которые ориентированы на производство продукта (услуги), представляющих ценность для клиента и обеспечивающих получение дохода для предприятия (перевозка груза, ремонт транспортного средства клиента, перевозка пассажиров, экспедирование). Эти процессы производят «выходы». Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного (не более десяти).

Обеспечивающие бизнес-процессы - это вспомогательные процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов, они обеспечивают ресурсами все бизнес-процессы предприятия (ремонт и техническое обслуживание собственного подвижного состава, снабжение запасными частями и ремонтными материалами). В отличие от основных, количество обеспечивающих процессов достигает нескольких десятков.