Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание(Теоретический анализ проблемы синдрома профессионального выгорания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы синдрома профессионального выгорания

1.1 Профессиональное эмоциональное выгорание: сущность и понятия

1.2 Профессиональное выгорание как проявление профессиональной дезадаптации личности

1.3 Теоретические подходы к организации коррекции проявления профессионального выгорания

Глава 2. Аналитическое исследование профессионального выгорания личности

2.1 Характеристика выборки и методов исследования

2.2 Результаты исследования профессионального выгорания личности

Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию профессионального выгорания личности

3.1 Организации психологического консультирования при выраженном синдроме профессионального выгорания

3.2 Анализ и обсуждение эффективности коррекции профессионального выгорания

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Профессиональная деятельность оказывает серьезное влияние на все стороны жизни взрослого человека и развитие личности. В профессиональной жизни даже успешного специалиста периодически возникают так называемые кризисы профессионального развития, вызванные несовпадением личности с профессией. После нескольких лет выполнения, одной и той же деятельности специалист неизбежно перерастает нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций, что приводит к необходимости поиска новых перспектив профессионального роста.

Объектом исследования человека, является человек

Предметом исследования –выявление причин и изменения факторов профессионального выгорания.

Задачи исследования:

  • Провести теоретический по выявления причин профессионального выгорания;
  • Экспериментально выявить причины и факторы профессионального выгорания;
  • Провести исследование по эффективности психологической коррекции направленной на преодоление профессионального выгорания.
  • Метод включённого наблюдения
  • Метод тестирования

В рамках настоящего исследования были использованы следующие тесты:

  1. Методика диагностики профессионального выгорания личности (В.В.Бойко),
  2. Методика диагностики профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)
  3. Тест СМИЛ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснована и конкретизирована связь синдрома профессионального выгорания со стажем работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, возможно, будут адекватны для использования в психологическом консультировании, а также в психокоррекционной и психотерапевтической работе.

Источниковая база исследования: информационно-библиографические и периодические издания по психологии, клинической психологии, автоматизированные информационно-библиографические системы, справочная литература.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы синдрома профессионального выгорания


1.1 Профессиональное эмоциональное выгорание: сущность и понятия

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Феномен профессионального выгорания принято рассматривать не только как сложный психофизиологический феномен, определяемый как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (Н.В. Клюева, В.Е. Орел), но и как профессиональный кризис, связанный с работой в целом (С. Maslach).

В известной структурной модели Маслач – Джексона синдром «психического выгорания» включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Согласно модели В.В. Бойко, выгорание проходит три фазы в своем развитии: напряжение, резистенцию, истощение, – которым соответствуют определенные симптомы выгорания. Автор модели использует термин «эмоциональное выгорание». Очевидно, следует рассматривать феномен профессионального выгорания не только в связи с эмоциональными состояниями, но и в связи с личностными особенностями, отношением к себе.

Синдром профессионального профессионального выгорания – удел, как правило, работников «помогающих» профессий. Предрасполагающие факторы профессионального выгорания, сами по себе парадоксальные, имеют прямое отношение к сути этих видов деятельности.

Во-первых, от профессионала требуется высокий уровень эмпатии вне зависимости от того, насколько труден подчиненный; профессионал должен быть достаточно эмоционально открыт.

Во-вторых, необходима быстрая интерпретация большого потока информации, очень часто противоречивой.

В-третьих, профессионалу (по традиции, сложившейся в обществе) приписывают безграничную власть над состоянием клиента, в то время как на самом деле клиент как субъект процесса (учения, консультирования) является свободной личностью, и успех профессионального вмешательства очень во многом зависит от него.

В-четвертых, этическими нормами трудовой деятельности требуется, чтобы профессионал был образцом для своего клиента.


Впервые мир заговорил о феномене профессионального выгорания не как о исследовательском конструкте, а сразу как о социальной проблеме. Восьмидесятые годы ХХ века, в западной литературе всё чаще дискутируется вопрос о синдроме «burnout», предметом изучения которого является адаптация и дезадаптация человека в профессиональной деятельности. Термин «burnout» впервые описывает американский исследователь Х. Фрейденбергер (H. Frendenberger) в 1974 году. Им он определяет некое психологическое состояние здоровых людей, которым, по долгу службы, приходится интенсивно и тесно общаться с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере для оказания профессиональной помощи [3, с. 102]. Немного позднее в 1978 году Кристина Маслач (C. Maslach) добавила своё определение термину «burnout», и определила его как синдром физического и профессионального истощения, для которого характерно развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к окружающим людям. Несмотря на разнообразие взглядов на формирование данного синдрома, в иностранной литературе используется один термин – «burnout» [29, с. 114].

Синдром профессионального выгорания внесен в МКБ-10 под шифром Z.73.0. В нашем исследовании под синдром профессионального выгорания будем понимать психологическое явление, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере [21, с. 78]. Общий аспект синдрома профессионального выгорания включает физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное и межличностное истощение.

Фактором развития СЭВ являются и особенности культуры профессионального сообщества:

  1. атмосфера групповой сплоченности препятствует развитию «выгорания»;
  2. традиционно негативная оценка пациента и своей профессиональной роли способствует его развитию;
  3. низкий престиж профессии способствует «выгоранию», и это не компенсируется материально.

СЭВ затрагивает практически все сферы личности.

В.В. Бойко [11, с. 140] рассматривает синдром профессионального выгорания как психологическую защиту, направленную на возможно более полное устранение эмоций из профессиональной деятельности, но стадии профессионального выгорания им также рассматриваются с позиций теории стресса Г. Селье [11, с. 98 – 104].

В первой фазе – напряжения – доминируют симптомы «переживания психотравмирующих ситуаций», «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии». Проявления выгорания могут быть заметны эпизодически: «провалы» в памяти, раздражительность и тому подобное. Время формирования этой фазы – 3-5 лет.


Во второй фазе – резистенции – преобладают симптомы «неадекватного профессионального реагирования», «эмоционально-нравственной дезориентации», «расширения сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей». Эта фаза формируется 5-15 лет.

Третья фаза – истощение или собственно личностное выгорание. Формируются защиты типа «профессионального дефицита», «эмоциональной отстраненности», «психосоматических и психовегетативных нарушений». Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Психологический портрет личности, страдающей от синдрома профессионального выгорания или предрасположенной к нему (нет данных, что вышеописанные личностные изменения – причина этого синдрома, они могут быть и его следствием) таков – это тревожная, агрессивная личность, характеризующаяся низкой толерантностью к стрессу, экстернальная, имеющая проблемы в межличностном взаимодействии и в отношении к духовности; к тому же, эта гипотетическая личность относится к своей работе как к призванию [48, с. 95 – 102].

К. Маслач [22, с. 1] отмечает «заразительность» синдрома профессионального профессионального выгорания, когда под влиянием одного «выгоревшего» сотрудника деструктивные способы оценки клиентов и межличностных взаимодействий распространяются в организации подобно эпидемической вспышке.

1.2 Профессиональное выгорание как проявление профессиональной дезадаптации личности

В некоторых современных исследованиях, посвященных проблемам профессионального стресса, анализируется влияние личностных качеств на их профессиональную дезадаптацию. Это работы А.Б. Леонова [20], Ю.В. Постылякова [29], А.А. Качиной [18]. Однако авторами указанных публикаций профессиональное выгорание рассматривается не в качестве самостоятельного профессионального феномена, а либо как реакция на стресс, либо как один из компонентов в общей структуре профессионального стресса.

Исследования, непосредственно посвященные профессиональному выгоранию личности и факторам, влияющим на его возникновение, малочисленны. В большей степени изучены внешние детерминанты выгорания, обусловленные организационным контекстом, в котором протекает деятельность личности. Это работы Н.Е.Водопьяновой [13], А.Б.Серебряковой, Е.С.Старченковой [39]; Н.В.Самоукиной [33], и др.


Наиболее выраженным симптомом выгорания является деперсонализация – негуманное, циничное отношение к людям, приходящим за помощью к специалисту. Понимание самого состояния или синдрома выгорания, рассматриваемого вне зависимости от контекста профессионально-личностной деформации – это рассмотрение его как проявления профессионального кризиса, связанного с работой человека, как отрицательного отношения не только к клиентам, но в целом к труду и его предмету [29, с. 106].

Учитывая вышесказанное, можно считать, что состояние или синдром выгорания является отражением либо профессионально-личностной деформации (при сохранении соответствия «личность-работа»), либо профессионального кризиса, связанного с работой (при нарушении этого соответствия).

Профессиональному выгоранию более всего подвержены:

  • представители профессий типа «человек-человек»: руководители, менеджеры по продажам, врачи, консультанты, психологи, преподаватели, милиционеры и т. п.;
  • специалисты, работающие в нестабильных условиях либо оказавшиеся в новой обстановке, в которой они должны проявлять высокую эффективность;
  • люди, переживающие внутренний конфликт, связанный с работой, вынужденные «ломать» себя для того, чтобы соответствовать ее требованиям;
  • жители городов, особенно больших, с их суетой, скученностью, избыточностью контактов и невозможностью уединения.

Как видим, личности, занятые в профессиональной сфере подвергаются большой опасности «выгорания», поскольку подпадают практически под все описанные категории. И общаться приходится с огромным количеством разных людей, и условия рынка не балуют стабильностью и предсказуемостью, и делают не то, что хочется, а в основном, то, что требуется. Работа превращается в тюрьму, и даже блестящие финансовые результаты не приближают достижение личных целей – свободы, независимости, душевного комфорта, возможности контролировать условия своей жизни.

1.3 Теоретические подходы к организации коррекции проявления профессионального выгорания

Как бы ни был проявлен синдром выгорания – вследствие фактора несоответствия «личность-работа» или в рамках профессионально-личностных деформаций, он остается тяжелым, болезненным состоянием личности, нарушающим ее жизнедеятельность, нуждающимся в коррекции.