Файл: Ответ на рубежный контроль по основам права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Ответы на вопросы

Дисциплина: Право

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 8098

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

Статья 6. Государственные, отраслевые и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства

Статья 7. Реализация основных направлений государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства

 Порядок заключения брака

Прекращение брака вследствие смерти супруга (супруги) и объявления его (ее) умершим (умершей) или безвестно отсутствующим одного из них

 Расторжение брака

 Расторжение брака

Расторжение брака в судебном порядке

Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

Права и обязанности родителей

Статья 60. Равенство прав и обязанностей родителей

Статья 61. Права несовершеннолетних родителей

Статья 62. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 63. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

Статья 64. Осуществление родительских прав в интересах детей

Статья 65. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

Статья 66. Право родителей на истребование детей от других лиц

Имущественные права и обязанности супругов

Отношения собственности

Алиментные отношения

Брачный договор

Брачный договор

Заключение брачного договора

Содержание брачного договора

Изменение и расторжение брачного договора

Признание брачного договора недействительным

 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

Обязанности супругов по взаимному содержанию

Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер

Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков

Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку

Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи

Виды и уровни бюджета

Статья 6. Общие положения о видах и уровнях бюджета

Статья 7. Республиканский бюджет

Статья 8. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы

Статья 9. Бюджет района (города областного значения)

Статья 10. Чрезвычайный государственный бюджет

Виды налогов, других обязательных платежей в бюджет

Расходы республиканского бюджета

Субъекты трудовых правоотношений

Возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений

Основные права и обязанности работников

Основные права и обязанности работодателя

 Основания прекращения трудового договора

Недействительность трудового договора

 Документы, необходимые для заключения трудового договора

ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

Принципы

[править]Принцип законности

[править]Принцип равенства граждан перед законом

[править]Принцип гуманизма

[править]Принцип запрета двойной ответственности

[править]Принцип вины

[править]Принцип необходимости

Структура кодекса

[править]Особенности кодекса

 Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность и наказание

 Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность и наказание

Признаки наказания

[править]Цели наказания

[править]Возмездие

[править]Восстановление нарушенных прав

[править]Исправление осуждённого

[править]Специальная превенция

[править]Общая превенция

[править]Виды наказания

[править]Штраф

[править]Поражение в правах

[править]Принудительный труд

[править]Лишение свободы

[править]Телесные наказания

[править]Принудительное перемещение

[править]Смертная казнь

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Статья 79. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Статья 80. Назначение наказания несовершеннолетнему

Статья 81. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

Статья 82. Принудительные меры воспитательного воздействия

Статья 83. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

Статья 84. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания

Статья 85. Сроки давности

Статья 86. Сроки погашения судимости

Статья 87. Применение положений настоящего раздела к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

[править]Задачи

Процессуальное право

Арбитражное процессуальное право

Конституционно-процессуальное право

Понятие и особенности административного процесса

§1. Процесс как юридическая категория

       Статья 9. Уважение чести и достоинства личности

      1. При производстве по гражданскому делу запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в гражданском процессе. 
      2. Моральный вред, причиненный лицу в ходе гражданского судопроизводства незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, подлежит возмещению в установленном законом порядке.

       Статья 10. Неприкосновенность частной жизни. Тайна 
                 переписки, телефонных переговоров, 
                 почтовых, телеграфных и иных сообщений

      Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна находятся под охраной закона. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этих прав в ходе гражданского процесса допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

       Статья 11. Неприкосновенность собственности

      1. Собственность гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. 
      2. Наложение ареста на вклады лиц в банке и другое имущество, а также его изъятие в ходе гражданского судопроизводства может производиться в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

       Статья 12. Независимость судей

      1. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и закону. 
      2. Судьи и суды разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону . По конкретным делам судьи не подотчетны.
 
      3. Гарантии независимости судьи установлены Конституцией Республики Казахстан и законом .

       Статья 13. Равенство всех перед законом и судом

      1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом. 
      2. В ходе гражданского судопроизводства никому из:
 
      граждан не может быть отдано предпочтение и никто из них не может подвергаться дискриминации по мотивам их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
 
      юридических лиц не может быть отдано предпочтение и ни одно из них не может подвергаться дискриминации по мотивам места их нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности, формы собственности и других обстоятельств.
 
      3. Условия гражданского судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от гражданско-правовой ответственности, определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.


       Статья 14. Язык судопроизводства

      1. Судопроизводство по гражданским делам ведется на государственном языке, а при необходимости в судопроизводстве наравне с государственным употребляется русский или другие языки. 
      2. Язык судопроизводства устанавливается определением суда в зависимости от языка, на котором подано в суд исковое заявление (заявление). Производство по одному и тому же гражданскому делу осуществляется на установленном первоначально языке судопроизводства.
 
      3. Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, разъясняется и обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют; бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом.
 
      4. Участвующим в гражданском судопроизводстве лицам судом бесплатно обеспечивается перевод на язык судопроизводства необходимых им в силу закона материалов дела, изложенных на другом языке. Участвующим в судебном процессе лицам безвозмездно обеспечивается перевод на язык судопроизводства той части судоговорения, которая происходит на другом языке.
 
      5. Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на их родной язык или другой язык, которым они владеют.

       Статья 15. Состязательность и равноправие сторон

      1. Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. 
      2. Стороны избирают в ходе гражданского судопроизводства свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от суда, других органов и лиц. Суд полностью освобожден от сбора доказательств по собственной инициативе в целях установления фактических обстоятельств дела, однако по мотивированному ходатайству стороны оказывает ей содействие в получении необходимых материалов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
 
      3. Рассматривающий дело суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для реализации прав сторон на полное и объективное исследование обстоятельств дела, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оказывает им содействие в осуществлении их прав. Суд основывает процессуальное решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон.
 
      4. Суд проявляет равное и уважительное отношение к сторонам.


       Статья 16. Оценка доказательств по внутреннему 
                 убеждению

      1. Судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, руководствуясь при этом законом и совестью. 
      2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

       Статья 17. Освобождение от обязанности давать 
                 свидетельские показания

      1. Никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен законом . 
      2. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди.
 
      3. В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности.

       Статья 18. Обеспечение прав на квалифицированную 
                 юридическую помощь

      1. Каждый имеет право на получение в ходе гражданского процесса квалифицированной юридической помощи в соответствии с положениями настоящего Кодекса. 
      2. В случаях, предусмотренных законом , юридическая помощь оказывается бесплатно.

       Статья 19. Гласность судебного разбирательства

      1. Разбирательство дел во всех судах и во всех судебных инстанциях происходит открыто . 
      2. В закрытом судебном заседании осуществляется в соответствии с законом разбирательство дел, включая объявление решений, содержащих сведения, являющиеся государственными секретами, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления, сохранения личной, семейной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни граждан либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству, а также в случае, предусмотренном частью шестой статьи 179 настоящего Кодекса.
 
      3. Личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми происходили эти переписка и телеграфные сообщения. В противном случае личная переписка и личные телеграфные сообщения этих лиц оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Указанные правила применяются и при исследовании фото- и кинодокументов, звуко- и видеозаписей, а также сообщений, полученных при помощи иных технических средств, содержащих сведения личного характера.
 
      4. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.
 
      5. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании суд выносит мотивированное определение.
 
      6. В зал судебного заседания не допускаются граждане моложе шестнадцати лет, если они не являются лицами, участвующими в деле, или свидетелями.
 
      7. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.
 
      8. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход судебного разбирательства с занимаемых ими в зале мест. Кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция в ходе судебного разбирательства допускаются по разрешению суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Эти действия не должны мешать нормальному ходу судебного заседания и могут быть ограничены судом во времени.


       Статья 20. Обеспечение безопасности в ходе судебного 
                 разбирательства

      Судебное разбирательство дела происходит в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников процесса. В целях обеспечения безопасности судьи и присутствующих в зале судебного заседания граждан председательствующий может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать при разбирательстве дела, включая проверку документов, удостоверяющих их личность, личный досмотр и досмотр проносимых ими вещей.

       Статья 21. Обязательность судебных актов

      1. Суд принимает судебные акты по гражданским делам в форме решений, определений, постановлений и приказов. 
      2. Вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан. P09006S
 
       3. Обязательность судебного акта не лишает заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
 
      4. Неисполнение судебных актов, а равно иное проявление неуважения к суду влекут предусмотренную законом ответственность .

       Статья 22. Свобода обжалования процессуальных 
                 действий и решений

      1. Действия и решения суда могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом. 
      2. Лица, участвующие в деле, имеют право на пересмотр решения вышестоящим судом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

       Статья 23. Значение принципов гражданского 
                 судопроизводства

      Нарушение принципов гражданского судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет отмену вынесенных судебных актов.

73.участники уголовного процесса

Участники уголовного процесса — все юридические и физические лица, имеющие то или иное отношение к уголовному делу, которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные УПК РК.

Закон подразделяет участников уголовного процесса на следующие группы: 
1) суд; 
2) государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования (прокурор, следователь, дознаватель); 
3) участники процесса, защищающие свои или представляемые интересы и права (подозреваемый, обвиняемый, защитник, частный обвинитель, гражданский истец, ответчик, потерпевший и т. д.); 
4) иные лица, участвующие в уголовном процессе (свидетели, эксперты, понятые, переводчики, специалисты, секретарь судебного заседания).


Суд, прокурор, следователь, дознаватель действуют в уголовном процессе как представители государства и, следовательно, в интересах государства, деятельность органов уголовного судопроизводства направлена на защиту прав граждан, государственного строя, государственной и частной собственности, общественного порядка от преступных посягательств.

74.стадии и этапы уголовного процесса

Этапы стадии уголовного процесса

01-10-2012

1 -й этап. Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению (обязательный этап). Содержанием этого этапа являются:

1) вступления приговора (ст. 401 УПК), постановлением и постановлением суда (ст. 402 УПК) законную силу;

2) обращение приговора к исполнению:

суд через 3 суток со дня вступления приговора в законную силу или возврата дела из суда кассационной инстанциизвертае обвинительный приговор в исполнение, о чем издает распоряжения;

суд направляет вместе со своим распоряжением копию приговора:

так органу, на который возложена обязанность исполнить приговор;

предприятию, учреждению, организации по месту работы осужденного - в случае необходимости (с целью обеспечения воспитательного впливувироку)

органа исполнения наказаний по месту жительства осужденного - в случае освобождения от отбывания наказания с испытанием;

службе по делам несовершеннолетних - в случае освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания с испытанием (для осуществления контроля за его поведением)

командиру воинской части - в отношении осужденных военнослужащих;

органам дознания или предварительного следствия - для поверненнявиправданому или лицу, в отношении которого дело закрыто, изъятых документов, ценностей и других предметов, а также для снятия арештуна имущество (если эти предметы изымались или был наложен арестные имущество).

2-й этап. Решение вопросов, связанных с исполнением приговора (необязательный этап, потому что не всегда такие вопросы перед судом возникают). Производство по решению этих вопросов осуществляется в следующем порядке:

инициирование рассмотрения вопроса соответствующими субъектами (суд не является таковым) путем внесения в суд представления, ходатайства, заявления (см. выше);

рассмотрение этого вопроса судом;

принятия судом решения и оформления его постановлением, которое составляют в совещательной комнате.



75.административный процесс: особенности его правового регулирования

Понятие и особенности административного процесса

§1. Процесс как юридическая категория

До середины 60-х годов прошлого века формирование научных представлений о сущности процесса как фундаментальной правовой категории происходило на базе реально существовавших тогда процессов гражданского и уголовного. Не случайно поэтому на первый план выдвигалось главное отличительное свойство этих видов процесса -их юрисдикционная природа: разрешение спора о праве (гражданский процесс) и применение принуждения (уголовный процесс). Такая трактовка понятий гражданского и уголовного процессов является совершенно естественной, ибо она целиком и полностью исходила и исходит в настоящее время из социального назначения суда как органа, специально учрежденного для целей гражданской и уголовной юрисдикции.
Между тем, когда в начале 60-х годов стал заметно возрастать интерес отечественных ученых-правоведов к иным видам процесса и прежде всего к процессу административному, выявилась любопытная и многозначительная деталь: первая монографическая работа, опубликованная в 1964 г. Н.Г.Салищевой и посвященная целиком, так сказать, третьему виду процесса, представила его как своего рода «слепок» с процессов гражданского и уголовного одновременно1.
На фоне многолетних усилий ученых по фундаментальной разработке вопросов гражданского и уголовного процессов, конструирование понятия административного процесса, — явления, почти неведомого в ту пору, — еще можно как-то понять, хотя согласиться с ним не представляется возможным ни тогда, ни сейчас. Ведь, как известно, помимо процесса административного, общепризнанным, например, является существование процесса законодательного. Спрашивается, его также надо «конструировать» по образу и подобию «прародителей» — процессов гражданского и уголовного? А как в таком случае поступить с процессом бюджетным?
Современное российское законодательство во главе с Конституцией Российской Федерации регулирует несколько видов процессов: конституционный, законодательный, гражданский, арбитражный, административный, бюджетный, уголовный и некоторые другие. Каждый вид процесса с большей или меньшей степенью обстоятельности регулируется соответствующими законодательными актами, форма и содержание которых известным образом отражают особенности «своего» вида процесса. Здесь вырисовываются интересные подробности, суть которых заключается в специфике этого регулирования.
Так, регулирование гражданского и уголовного процессов на протяжении многих десятилетий обеспечивается на самом высоком правовом уровне — с помощью соответственно Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, а нормы, регулирующие названные виды процессов, образуют две общепризнанные процессуальные отрасли российского права. Из сказанного вовсе не следует, что наличие Арбитражного процессуального кодекса автоматически должно влечь за собой признание одноименной процессуальной отрасли права — арбитражно-процессуального права. Для этого, с моей точки зрения, необходимы как минимум два одновременно действующих существенных условия: во-первых, наличие одноименной материальной отрасли российского права и, во-вторых, способность данной группы процессуальных норм «обслуживать» потребности нескольких материальных отраслей. Если второе условие еще может быть в известной степени признано, то в отношении первого условия — существования материального арбитражного права в литературе речь не идет.
Несколько иначе обстоит дело с конституционным процессом, регулирование которого осуществляется не специальным кодексом или отдельным законом, а процессуальными нормами Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Эти нормы сосредоточены в двух разделах упомянутого закона: разд. П «Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации» и разд. Ш — «Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел».
Что касается бюджетного процесса, то его регулированию в Бюджетном кодексе Российской Федерации посвящена процессуальная часть третья -- «Бюджетный процесс в Российской Федерации» (ст. 151—264).
Административный процесс и составляющие его производства пока еще не обеспечены, за некоторым исключением, должным правовым регулированием. Исключение, пожалуй, составляет такая часть административного процесса, как производство по делам об административных правонарушениях. Явно неприемлемый для современных потребностей уровень регулирования важнейших сторон административного процесса, составляющих его производств неоднократно отмечался в отечественной правовой литературе.
Итак, единое существительное «процесс» в реальной жизни приобретает облик соответственно тому или иному прилагательному. Несомненно одно: говоря о процессе, мы имеем дело со сложным и многообразным правовым явлением, которое соединяет в себе определенные общие свойства, распространяющиеся на все разновидности процесса. Здесь следует отметить, что, как будет показано в дальнейшем, из всех разновидностей процесса только три из них, а именно: гражданский, административный и уголовный представляют собой масштабные правовые явления, вследствие чего нормы, регулирующие эти виды процессов, в своей совокупности приобретают важные системные качества — статус самостоятельной процессуальной отрасли российского права — гражданско-процессуального, административно-процессуального и уголовно-процессуального.
Только эти три группы норм могут «претендовать» на роль отрасли права, причем для двух из них никаких сомнений на этот счет давно уже не существует. Что же касается третьей группы норм, то разговор об этом был начат еще в середине 60-х годов2 и будет продолжен в разд. П настоящей монографии.
Между тем в литературе высказаны суждения, согласно которым структурными подразделениями отрасли права могут быть не группы соответствующих норм, а совсем другие правовые явления. Например, по мнению С.Н.Махиной, подотраслью административного права является административный юрисдикционный процесс (название гл. 1, §3), а сам административный процесс представлен в виде отрасли административного права3. С этим нельзя согласиться, ибо процесс как таковой — это всегда деятельность, регулируемая определенной группой процессуальных норм, поэтому он не может быть ни отраслью, ни подотраслью, ни институтом какой-либо отрасли. Это место, как известно, в системе права занимают упомянутые нормы.
Что же касается других групп процессуальных норм, регулирующих, например, законодательный процесс, то они представляют собой институт, находящийся в системе материального государственного (конституционного) права. Аналогичным образом обстоит дело и с процессуальными нормами, регулирующими бюджетный процесс.
Таким образом, следует различать две группы процессуальных норм: одни из них образуют самостоятельные отрасли российского права, другие представляют собой институты, т. е. структурные подразделения соответствующих материальных отраслей.
Что же представляет собой процесс как таковой и в чем его сущность? В отечественной литературе уже высказывались мнения на этот счет. Как полагает Д.Н.Бахрах, юридические процессы являются разновидностью социальных. Их отличают следующие особенности:
1) это сознательная, целенаправленная деятельность;
2) она связана с реализацией властных полномочий субъектами публичной власти;
3) она запрограммирована на достижение определенных юридических результатов, направлена на решение юридических дел;
4) промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;
5) полная (или в основном) регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами4.
По мнению С.Н.Махиной, юридический процесс: - это разбирательство (рассмотрение) определенного юридического дела, т. е. такого обстоятельства, которое разрешается (рассматривается) на основе закона, а его последствия осуществляются во исполнение закона;
- это деятельность по совершению операций с нормами права. При осуществлении любой властной управленческой деятельности органы государства обязаны не только руководствоваться правовыми установлениями, но и практически использовать предписания нормы права для разрешения конкретных юридических дел;
— это правовая форма деятельности уполномоченных на то органов государства и должностных лиц. Деятельность субъектов управленческого процесса осуществляется только в правовой форме посредством издания правовых актов управления, заключения административных договоров или совершения юридически значимых действий;
- это деятельность, результаты которой обязательно оформляются в соответствующих процессуальных документах. Природа, содержание и структура этих документов обычно закрепляются законодательством, хотя в настоящее время единой системы таких законодательным актов пока еще нет;
— это деятельность, вызывающая объективную потребность в процедурно-процессуальной регламентации. Управленческой процессуальной деятельности должна быть свойственна четкая и всесторонняя регламентация, обеспечивающая, с одной стороны, эффективность деятельности субъектов-организаторов управленческого процесса, а с другой — атмосферу благоприятствования участникам процесса, непосредственно заинтересованным в его результатах;
— это деятельность, непосредственно связанная с необходимостью использования методов и средств юридической техники5.
С точки зрения И.В.Пановой, юридический процесс как разновидность социального процесса — это нормативно-властная юридическая деятельность субъектов публичной власти, осуществляемая в процессуальной форме, которая включает в себя судебные и иные процессы в публичных интересах. Особенность юридического процесса состоит в следующем.
Во-первых, этой деятельности присущ властный характер. Здесь реализуются властные полномочия государственных и муниципальных органов.
Во-вторых, ей свойственна достаточно полная регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами.
В-третьих, это деятельность целевая, сознательная, и она направлена на достижение определенного юридического результата, на решение юридических дел, в связи с чем она оформляется официальными документами, как итоговыми, так и промежуточными6.
Обратимся к краткой характеристике основных свойств процесса как юридической категории. Предлагаемая читателю конструкция была сформулирована мной еще в начале 70-х годов7. В дополненном виде она состоит в следующем.
1. Взятый в целом, процесс — это отчетливо выраженная государственно-властная деятельность. Иначе говоря, процесс — это такая деятельность, с помощью которой решения органов государственной власти облекаются в предусмотренную законом юридическую форму
— правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные.
Сказанное в равной степени относится ко всем предусмотренным ст. 10 Конституции Российской Федерации ветвям власти — законодательной, исполнительной и судебной. Следовательно, определяющая роль в «отправлении» процесса принадлежит соответствующим органам названных ветвей единой государственной власти, действующим как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Федерации.
При этом следует иметь в виду, что единство властной природы всех видов процесса не только не исключает, но, напротив, предполагает известные различия чисто юридического плана, например, с точки зрения многообразия процессуальных форм того или иного вида процесса, объема и характера юридического «обслуживания» потребностей материальных отраслей российского права процессуальными нормами данного вида и т. д. Так, при всем его огромном значении, законодательный процесс как юридическая форма одноименной ветви государственной власти не выходит за пределы «своей» материальной отрасли
— конституционного (государственного) права. В признании этой объективной реальности нет ни малейшего намека на принижение роли законодательной власти и одноименной процессуальной формы ее реализации. Такое положение органически вытекает из природы и социальной роли законодательной власти.
Иначе обстоит дело с гражданским и уголовным процессами. Они, разумеется, каждый по-своему выражают властную природу правосудия. Тот несомненный факт, что названные виды процессов так или иначе участвуют в реализации норм, пожалуй, всех материальных отраслей российского права, говорит сам за себя: нормы, регулирующие гражданский и уголовный процессы, представляют собой общепризнанные процессуальные отрасли, входящие в систему российского права.
Административный процесс, как бы его ни рассматривать — узко или широко, в юрисдикционном или управленческом плане, несомненно, является процессуальной формой исполнительной власти.
Таким образом, однозначно можно сказать, что любой вид юридического процесса представляет собой государственно-властную деятельность. Но тогда из этой бесспорной формулы с необходимостью следуют два вывода, имеющие, с моей точки зрения, определяющее значение для характеристики любого вида процесса.
Вывод первый: будучи юридической формой данной ветви государственной власти, процесс -- законодательный, гражданский, уголовный, административный — в полной мере отражает особенности «своей» ветви государственной власти. Сказанное можно пояснить следующим примером. Законодательная власть, как известно, при помощи одноименного процесса принимает юридические акты — федеральные конституционные и федеральные законы, которые по своим юридическим свойствам могут быть только нормативными.8 Напротив, юридические акты, принимаемые судами в гражданском и уголовном процессах, — всегда только акты индивидуальные.
Иная картина в административном процессе. Выражая соответствующим образом реализацию многочисленных и разнообразных функций органов исполнительной власти, административный процесс «участвует» в принятии как нормативных, так и индивидуальных актов государственного управления.
Вывод второй: у каждого вида процесса свой властный источник - соответствующая ветвь государственной власти. Поэтому нет ровным счетом никаких оснований для того, чтобы один процесс или, по крайней мере, представления о нем, формировать по образу и подобию другого процесса на том лишь основании, что «образ» и, следовательно, соответствующие представления о нем возникли значительно раньше. Именно так, с моей точки зрения, произошло в свое время с процессом административным.
2. Любой вид процесса — это динамическое понятие, означающее достаточно сложную деятельность соответствующих органов государственной власти, посредством которой реализуются их функции — законодательные, исполнительные, правоохранительные и т. д. Поскольку задачи и содержание деятельности названных органов различны, то, следовательно, разнообразны и процессуальные формы реализации этой деятельности.
Названное многообразие проявляется вовне двояким образом. Во-первых, для гражданского, административного и уголовного процессов характерно то, что они объединяют ряд производств, предусмотренных соответствующим процессуальным законодательством. В то же время такие виды процесса, как законодательный, а также бюджетный, производств не имеют.
Во-вторых, вне зависимости от наличия или отсутствия в процессе его составляющих производств, каждый вид процесса представляет собой деятельность, проходящую определенные стадии, логически следующие одна за другой, этапы, в пределах которых законодательством предусмотрено совершение процессуальных действий. Количество стадий, их содержание, последовательность специфичны для каждого вида процесса.
Так, законодательный процесс, который, как отмечалось, не имеет в своем составе производств, складывается из следующих стадий:
— законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;
— рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;
— рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;
- рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;
- повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;
— повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом Российской Федерации;
— повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом Российской Федерации;
— подписание и обнародование законов Президентом Российской Федерации9.
Таким образом, для процесса как юридической категории общим свойством является стадийность, присущая либо процессу в целом, если в его составе нет производств, либо составляющим его производствам, соответственно особенностям каждого из них.
3. Главная особенность процесса состоит в том, что это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая как по содержанию, так и по своей цели и результатам. Правовая природа процесса вообще и всех его разновидностей — конституционного, законодательного, гражданского, административного, бюджетного, уголовного, — проявляется прежде всего и главным образом в его юридическом результате. Смысл процесса — достижение предусмотренного законом юридического результата, модель которого заложена в соответствующей материальной норме, и оформленного в виде определенного юридического акта — закона, постановления, решения, приговора, определения суда, акта органа исполнительной власти, его должностного лица. Поэтому можно сказать, что назначение процесса любого вида — обеспечить надлежащую реализацию материальных норм российского права и, следовательно, достичь юридического результата.
С другой стороны, констатация юридической цели, при всей ее несомненной значимости для гражданина, общества и государства, еще недостаточна для исчерпывающей характеристики правовой природы процесса. Если любой вид процесса предназначен для реализации «социальных правил, установленных или санкционированных государством», т. е. материальных правовых норм, то он однозначно может быть только юридическим порядком, ибо иначе материальную правовую норму реализовать невозможно10.
4. Будучи по своему содержанию и результатам деятельностью юридической, процесс, следовательно, объективно нуждается в специальном правовом регулировании. Оно, это регулирование, с разной степенью детализации охватывает основные стороны процессуальной деятельности различных государственных органов и осуществляется с помощью процессуальных норм, играющих важную, хотя и не однозначную роль в системе российского права.
В этом плане есть основания различать две группы процессуальных норм российского права. Первую группу составляют процессуальные нормы, которые по объему регулирования охватывают потребности как минимум нескольких материальных отраслей, а не только своей, одноименной отрасли. Вследствие этого для данной группы норм характерна высокая степень внутренней организации, соответствующая уровню отрасли российского права, в частности, достаточно ясное подразделение этих норм на соответствующие институты. Такая принципиальная картина характерна для трех групп процессуальных норм — гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и административно-процессуальных, что дает основания рассматривать названные группы в качестве самостоятельных отраслей российского права.
Ко второй группе процессуальных норм относятся нормы, действующие, например, в сфере материального государственного, финансового, семейного, трудового и ряда других отраслей. Они «обслуживают» потребности только «своей» материальной отрасли, при этом в необходимых случаях сопрягаясь с нормами первой группы. Они занимают место в материальной отрасли в качестве ее института, что, разумеется, ни в коей мере не снижает их социальной значимости, роли в регулировании отношений, связанных с реализацией материальных норм.
Учитывая сказанное, думается, есть основания акцентировать внимание на своеобразной социальной роли процесса как юридической категории, реализуя которую, он выступает своеобразным каналом, в котором устанавливаются «контакты» между материальными и процессуальными нормами российского права.
Материальные и процессуальные нормы сами по себе являются потенциальными элементами механизма правового регулирования, пребывающими, так сказать, в «нейтральном» состоянии до тех пор, пока не произойдет то, что в теории права именуется юридическим фактом, т. е. возникает конкретная потребность в реализации надлежащей материальной нормы (в данном случае независимо от ее отраслевой принадлежности). Эта потребность, коль скоро она предполагает юридический результат, именно поэтому может быть реализована лишь с помощью процессуальных норм. А юридический факт, образно говоря, инициирует соединение материальных и процессуальных норм, относящихся к данному событию, тем самым «включает» механизм правового регулирования.
Но происходит это не иначе как в рамках того или иного вида процесса. Следовательно, он является своеобразным юридическим каналом, соединяющим в данном факте материальные и процессуальные нормы, процедурой, которая обеспечивает требуемый юридический результат.
И не имеет никакого значения, с моей точки зрения, как назвать упомянутую процедуру — юрисдикционной или управленческой, широкой или узкой или как-либо еще. Главное, что эти процедуры — линия контактов материальных и процессуальных норм, канал, через который срабатывает механизм правового регулирования, инициируемый бесчисленным множеством разнообразных юридических фактов.
5. И, наконец, еще один аспект характеристики процесса как юридической категории, который в научной литературе, насколько можно судить, не рассматривается. В данном контексте ограничимся только принципиальной постановкой проблемы, а именно: констатацией несомненной, хотя и своеобразной связи процесса — прежде всего гражданского, уголовного и административного, с методом правового регулирования.
Контуры этой связи примерно следующие. Процесс, как деятельность государственно-властная, осуществляется структурами, которые относятся к так называемым «социальным управленческим системам». Одно из существенных свойств этих систем состоит в их сознательном выборе способов, средств, методов воздействия на социальную среду, на многообразные складывающиеся в ней общественные отношения. Для социальных управленческих систем государственной принадлежности, например, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, среди этих методов главную роль несомненно играют методы правового регулирования. Стало быть, тот или иной вид процесса при внимательном рассмотрении оказывается не только соответствующим порядком, с помощью которого реализуются надлежащим образом материальные нормы права, но и своеобразным каналом действия методов правового регулирования11.
А сам процесс, таким образом, оказывается совершенно необходимым элементом механизма правового регулирования, который складывается из взаимодействия трех компонентов: предмета правового регулирования, метода правового регулирования и юридического процесса. Этот механизм действует на уровне всей системы российского права12.