Файл: Пособие по анализу муз. пр-ий 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2021

Просмотров: 469

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условно отвлекаясь от тембро-динамической стороны и РИТМА, имеющего в мелодии огромное и выразительное и формообразующее значение, в ней есть еще две собственных стороны, обладающих независимыми выразительными возможностями, ИМЕЮЩИМИ СВОИ ЗАКОНОМЕРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. ЛАДОВАЯ сторона определяет ее характер, а МЕЛОДИЧЕСКИЙ РИСУНОК («линейная» сторона) – содержательно-пластический облик.

Формирование ладовой стороны было процессом исторически протяженным и национально индивидуализированным. Самое широкое распространение в европейской музыке получили семиступенные лады двух наклонений – мажорного и минорного.

Огромное множество вариантов сочетания разных ступеней многократно увеличивается в связи с процессами внутритональной альтерации и модуляционного хроматизма. Закономерность же складывается следующая: ЧЕМ БОЛЬШЕ УСТОЙЧИВЫХ СТУПЕНЕЙ, ЧЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННЕЕ (то есть, сразу же) РАЗРЕШАЮТСЯ В НИХ НЕУСТОЙЧИВЫЕ – ТЕМ ЯСНЕЕ И ОПРЕДЕЛЕННЕЕ ХАРАКТЕР МЕЛОДИИ, ЧЕМ МЕНЬШЕ УСТОЙЧИВЫХ ЗВУКОВ, ЧЕМ ОПОСРЕДОВАННЕЕ (не сразу) РАЗРЕШАЮТСЯ В НИХ НЕУСТОЙЧИВЫЕ – ТЕМ СЛОЖНЕЕ И НАПРЯЖЕННЕЕ ХАРАКТЕР МУЗЫКИ.

Роль МЕЛОДИЧЕСКОГО РИСУНКА ТАК ЖЕ РАЗНООБРАЗНА, КАК И В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ и опирается на выразительные предпосылки двух типов линий: прямых и кривых о. Прямые обладают определенностью пространственного направления, а кривые – свободой и непредсказуемостью. Разумеется, это самое общее разделение на типы линий.

За мелодическим рисунком стоят содержательные интонационно-ритмические прототипы (прообразы): кантиленный, декламационный и тот, который можно условно назвать инструментальным, который передает все безграничное разнообразие движения.

Разные типы мелодического рисунка вызывают разные параллели с изобразительными искусствами и отличаются друг от друга наиболее заметно в ритмическом отношении.

Так, кантиленная мелодика отличается не только преобладанием узкообъемных интервалов над широкими, но и плавностью ритмических соотношений, достаточно крупными длительностями, сочетанием разнообразия и повторности ритмических рисунков. Ассоциации с изобразительным искусством – портрет, изображение того или иного предмета или явления, сочетающее индивидуальную неповторимость с обобщенностью.

Декламационная мелодика, напротив, отличается резкостью звуковысотных и ритмических соотношений, непериодичностью мелодических построений и ритмических рисунков, «разорванностью» паузами. Изобразительные ассоциации – графика, с ее резкостью, заостренностью линий. И кантиленная и декламационная мелодика, как правило, развертываются в естественных диапазонах человеческих голосов.

Инструментальная мелодика вызывает ассоциации орнаментально-арабесковые. Для нее типична моторность или периодичность ритмики, а также точная или вариантная периодичность мелодических ячеек, развертывающихся в широком диапазоне, Нередко, инструментальная мелодика опирается на аккордовые интонации.


С давних пор разные типы мелодики активно взаимодействуют друг с другом. В кантиленную мелодику проникают декламационные ритмоинтонации. При варьировании кантиленной мелодики (в репризах старинных арий da capo, например) она приобретала виртуозный инструментальный характер. В то же время, мелодия, звучащая за пределом реального голосового диапазона, наполненная широкой интерваликой, но в крупном, весомом ритме (побочная партия из 1 части 5 симфонии Шостаковича) воспринимается как кантиленная.

Нередко, чисто инструментальная по диапазону и ритмике мелодия целиком опирается на узкообъемную, плавную интервалику, характерную для кантилены.

Самое общее свойство мелодического рисунка – НЕПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ. «Прямые» в мелодии, как правило, являются фрагментами более сложного, индивидуализированного рисунка (мелодия этюда Шопена Ля-бемоль мажор, тема вражды из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», например). Изредка встречаются и очень выразительные прямолинейные темы, темы-гаммы (целотонная гамма - тема Черномора в «Руслане и Людмиле» Глинки, гамма тон-полутон в объеме нескольких октав – тема подводного царства в «Садко») В таких темах на передний план выразительности выдвигаются, прежде всего, особенности ЛАДОВЫЕ, а также, РИТМИЧЕСКИЕ, ТЕМБРО-РЕГИСТРОВЫЕ, ДИНАМИЧЕСКИЕ, АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ и т. п..

Нередко, мелодический рисунок бывает ВОЛНООБРАЗНЫМ. Профиль (абрис) волн – неодинаков, и каждый обладает своими выразительными предпосылками (волна с более продолжительным подъемом и кратким спадом наиболее устойчива и завершена).

В закономерностях мелодического рисунка проявляется зависимость между высотно-пространственным профилем мелодики и временем развертывания ее построений. Чем более прямыми являются мелодические подъемы и спады – тем лаконичнее фазы мелодического развертывания ( например, в двух начальных мелодических фразах прелюдии си минор Шопена), чем более пологим и извилистым является мелодический профиль – тем длительнее стадии мелодического развертывания (третья фраза прелюдии си минор Шопена, мелодия его же прелюдии ми минор).

КУЛЬМИНАЦИЯ в мелодии имеет важное формообразующее значение. Кульминация понимается ПРОЦЕССУАЛЬНО, КАК САМЫЙ НАПРЯЖЕННЫЙ МОМЕНТ, ДОСТИГНУТЫЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ. В связи с большим разнообразием характера музыки напряженность экспрессии в кульминациях колеблется в широких пределах и зависит от целого ряда обстоятельств. Не всегда кульминация совпадает с понятием мелодической вершины. Вершина ( вершина-источник – один из древнейших типов мелодического интонирования) может быть и в начале мелодии, кульминация же понятие процессуально-драматургическое.

Степень напряженности кульминации зависит от ЛАДОВОГО ЗНАЧЕНИЯ звука, или нескольких звуков (встречаются кульминации «точки» и кульминации – «зоны».). Кульминации на неустойчивых звуках отличаются большей степенью напряженности. Небезразлично и МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ кульминации. Наибольшей пространственно-временной уравновешенностью обладают кульминации на грани третьей-четвертой четверти временного построения (аналогичной пространственной «точке золотого сечения»). Кульминации в самом конце обладают экстатической неуравновешенностью и встречаются достаточно редко. Степень напряженности зависит и от мелодического способа достижения ее (ПОСТУПАТЕЛЬНОГО или скачком): КУЛЬМИНАЦИИ, взятые СКАЧКОМ подобны «яркой, кратковременной ВСПЫШКЕ», ДОСТИГНУТЫЕ В ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ отличаются большей «прочностью» экспрессии. И, наконец, степень напряженности зависит от отклика (резонанса) других выразительных средств (гармонии, фактуры, ритма, динамики). Мелодических кульминаций может быть и несколько, тогда между ними складывается своя линия соотношений.


Взаимоотношения мелодии с другими средствами музыкальной выразительности неоднозначны и зависят не только от ее интонационно-ритмической стороны, но и от музыкального СКЛАДА (принципа организации музыкальной ткани) и самого музыкального образа (более определенного или многопланового). МЕЛОДИЯ может ГЛАВЕНСТВОВАТЬ, УПРАВЛЯЯ ДРУГИМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ПОДЧИНЯЯ ИХ СЕБЕ, сама может вырастать из ГАРМОНИИ – БЫТЬ ЕЕ «ДИАГОНАЛЬНОЙ» ПРОЕКЦИЕЙ, возможно и более независимое и «автономное» развитие мелодии и других выразительных средств, что как правило, свойственно образам сложным, многоплановым, напряженным ( например, диатоническая мелодия имеет напряженно-хроматическую гармонизацию, или ладово динамичная мелодия длительно развертывается на фоне гармонического остинато).

Формообразующую роль мелодии трудно переоценить. Интонационно наиболее концентрированная, мелодия обладает огромной силой воздействия. Все изменения, происходящие в мелодии, или ее неизменность, делают очень выпуклым рельеф течения музыкального времени

ГАРМОНИЯ

Широкий смысл этого слова означает глубочайшую внутреннюю согласованность и соразмерность, простирающуюся от космического движения планет, до слаженного сосуществования, соразмерности сочетания, в том числе и музыкальных звуков в созвучии.

В музыке ГАРМОНИЕЙ считают и более конкретное явление – науку о созвучиях (аккордах) и соотношениях их друг с другом. Формирование гармонии было не менее длительным историческим процессом, чем формирование мелодических ладов, из недр мелодического многоголосия рождается и гармония, в соотношении созвучий опирающаяся на ладовые тяготения.

В гармонии две стороны: ФОНИЧЕСКАЯ (СТРУКТУРА СОЗВУЧИЯ И ЕГО КОНТЕКСТНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ) и ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (соотношения созвучий друг с другом, развернутые во времени).

ФОНИЧЕСКАЯ сторона зависит не только от СТРУКТУРЫ созвучия, но от его регистрового, тембрового, динамического воплощения, расположения, мелодического положения, удвоений, вследствие чего выразительная роль даже одного и того же созвучия бесконечно разнообразна. Чем сложнее созвучие по количеству звуков, по структуре созвучия, тем БОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНА РОЛЬ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ ФАКТОРОВ. Известно, что острая диссонантность СМЯГЧАЕТСЯ при регистровом отдалении диссонирующих звуков. Двенадцатизвучный КЛАСТЕР в пределах одной октавы производит впечатление слитного звукового «ПЯТНА», а разнесенные в разные регистры три септаккорда, или четыре трезвучия – ощущение ПОЛИГАРМОНИИ.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ сторона имеет важное ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ значение, создавая благодаря тяготению созвучий ощущение реальной непрерывности времени, а гармонические КАДЕНЦИИ создают наиболее глубокие ЦЕЗУРЫ, отмечающие его расчлененность. Формообразующая роль функциональной стороны гармонии не исчерпывается гармоническими оборотами, (протяженность их может быть разной), а продолжается в тональном плане произведения, где соотношения тональностей образуют ФУНКЦИИ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА.


Фоническая и функциональная стороны имеют обратную связь: усложнение фонической стороны ослабляет ЯСНОСТЬ стороны функциональной, что в известной мере может компенсироваться за счет других средств выразительности (ритмических, тембровых, динамических. артикуляционных) поддерживающих ПОДОБИЕ функциональных связей или подчиняющих созвучия мелодическому направлению движения..


СКЛАД И ФАКТУРА

Фактура – иначе, музыкальная ткань, может иметь как обобщенное, так и КОНТЕКСТНОЕ значение. Фактура тесно связана с музыкальным складом, принципиальной координацией музыкальных средств.

Самый ранний из основных музыкальных складов – МОНОДИЯ, (одноголосие), в котором интонационные, ритмические, тембровые и динамические характеристики существуют как неразъединимое целое.

Многоголосие формируется из монодии исторически длительно и в нем создаются предпосылки для возникновения разных музыкальных складов – и полифонического и гомофонно-гармонического. ГЕТЕРОФОНИЯ (подголосочный склад) предваряет ПОЛИФОНИЮ, а БУРДОННОЕ ДВУХ- И ТРЕХГОЛОСИЕ –ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД.

В ГЕТЕРОФОНИИ неодноголосие возникает ЭПИЗОДИЧЕСКИ, ИЗ РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ ОДНОГО мелодического голоса, что совершенно естественно для музыки устной традиции. Бурдонное многоголосие предполагает резкие различия разных пластов: длительно выдерживаемого звука или созвучия (инструментального, волыночного происхождения), на фоне которого развертывается более подвижный МЕЛОДИЧЕСКИЙ ГОЛОС.

Сам принцип РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ – безусловно, предтеча гомофонного склада. Ленточное двухголосие тоже предвещает полифонию, хотя оба голоса имеют одинаковое мелодическое значение (ленточное двухголосие – это УДВОЕНИЕ мелодического голоса первоначально в один и тот же интервал, первоначально в совершенный консонанс, позднее категорически изгнанный нормами более поздней полифонии) Позднее встречаются удвоения более свободные и разнообразные (дублировка в переменные интервалы), что придает голосам несколько большую самостоятельность, хотя и сохраняет их общую МЕЛОДИЧЕСКУЮ природу. В народной музыке значительно раньше чем в профессиональной возникает КАНОН двухголосное или трехголосное исполнение одной и той же мелодии, начинаемой РАЗНОВРЕМЕННО. Позднее канон (основа ИМИТАЦИОННОЙ ПОЛИФОНИИ) становится одним из важных факторов развития в профессиональной музыке.

ПОЛИФОНИЯ – многоголосие мелодически равноправных голосов. В полифонии (иное название – КОНТРАПУНКТ в широком смысле слова) функции голосов в одновременности НЕОДИНАКОВЫ. Здесь есть функция ГЛАВНОГО голоса и КОНТРАПУНКТА, или КОНТРАПУНКТОВ (в зависимости от количества голосов). Равноправие же и самостоятельность голосов обеспечиваются переходом этих функций из голоса в голос (циркуляция), а также ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩЕЙ РИТМИКОЙ, ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩЕЙ ДВИЖЕНИЕ (ритмическое торможение в одном из голосов компенсируется ритмической активностью других, что с одной стороны усиливает самостоятельность каждой линии, а с другой – усиливает времяизмерительную регулярность метроритма). Полифоническая фактура отличается интонационным единством и особой «демократичностью» соотношения голосов (благодаря незакрепленности функций, их постоянному перемещению из голоса в голос), вызывает ассоциации с беседой, общением, обсуждением темы, свободным движением-прогулкой.


В зрелой полифонии кристаллизуется важная динамическая формообразующая роль ГАРМОНИИ, активизирующей развитие САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ.

ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД – это многоголосие РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ (т.е., неравноправных голосов). ФУНКЦИЯ ГЛАВНОГО ГОЛОСА – МЕЛОДИИ - ПОСТОЯННО (или длительно) ЗАКРЕПЛЕНА ЗА ОДНИМ ИЗ ГОЛОСОВ (чаще всего, верхним, иногда – нижним, реже, средним). ГОЛОСА СОПРОВОЖДЕНИЯ ФУНКЦИОНЛЬНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫ – это функция БАСА, гармонической опоры, «фундамента», как и мелодия, выделенного регистрово и ритмически, и функция ГАРМОНИЧЕСКОГО ЗАПОЛНЕНИЯ, как правило, имеющая самое разнообразное ритмическое и регистровое воплощение. Гомофонная фактура чем-то похожа на координацию балетной сцены: на переднем плане – солист (мелодия), глубже – кордебалет – где есть солист кордебалета (бас), исполняющий более сложную, значительную партию, и артисты кордебалета (гармоническое заполнение) - (разные персонажи, костюмы и роль которых меняются в разных актах балета). Гомофонная фактура жестко координирована и функционально дифференцирована, в отличие от полифонической.

И в полифонической и в гомофонной фактуре нередко встречаются ДУБЛИРОВКИ (чаще всего – удвоения в тот или иной интервал, одновременные или последовательные). В полифонической музыке дублировки более типичны для музыки органной (большей частью достигаемой включением соответствующего регистра), в клавирной музыке они более редки. В гомофонной музыке дублировки распространены более широко применительно к отдельным фактурным функциям или захватывают все функции. Это особенно типично для оркестровой музыки, хотя широко распространено и в фортепианной и ансамблевой.

АККОРДОВЫЙ склад вернее всего отнести к промежуточным. С полифонией его сближает одинаковая природа голосов (гармоническая), а с гомофонным – функция баса, гармонической опоры. Но в аккордовом складе все голоса движутся в одном ритме (изоритмичны), что наряду с регистровой компактностью голосов не позволяет ВЕРХНЕМУ ГОЛОСУ СТАТЬ ГЛАВНЫМ ГОЛОСОМ (мелодией). Голоса равноправны, но это равноправие ходьбы строем. В аккордовом складе тоже встречаются дублировки: чаще всего, баса, усиливающее его функцию, или дублировки всех голосов. Выразительность такой музыки отличается большой сдержанностью, строгостью, иногда аскетизмом. От аккордового склада с легкостью происходит переход к гомофонно-гармоническому – достаточно ритмической индивидуализации ВЕРХНЕГО ГОЛОСА (см., например, начало медленной части из 4 сонаты Бетховена).

Музыкальные склады весьма часто взаимодействуют друг с другом, как последовательно, так и в ОДНОВРЕМЕННОСТИ. Так образуются СМЕШАННЫЕ СКЛАДЫ или СЛОЖНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ. Это может быть взаимодействие гомофонно-гармонического и полифонического складов (обогащение гомофонного склада функциями контрапунктов того или иного рода, или полифоническая форма, развертывающаяся на фоне гомофонного аккомпанемента), но и соединение нескольких разных музыкальных складов в фактурном контексте.