Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 1263

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;

3) отзывы видных специалистов о методах по изучению дан­ного объекта;

4) выводы и предложения по существу дела.

Как показывает опыт подготовки научных кадров через аспирантуру, рефераты являются хорошей формой выполне­ния заданий по овладению научным методом, особенно в пер­вый год обучения в аспирантуре. В последующие периоды на­учной подготовки вместо рефератов целесообразно обсуждать научные отчеты по теме на открытом заседании кафедры.

По итогам аспирантской подготовки требуется написать научный отчет по теме диссертации и отчитаться по нему. Та­кой отчет должен соответствовать определенным требованиям.

В структуру отчета обычно включают:

а) титульный лист;

6) реферат;

в) содержание (оглавление);

г) введение;

д) аналитический обзор (если это требуется);

е) обоснование выбранного направления работы (или мето­да решения задачи);

ж) основную часть отчета, излагающую конкретное содер­жание исследования и полученные результаты;

з) заключение;

и) список использованной литературы;

к) приложения.

В отчете освещается центральная идея и замысел исследо­вания, а также намеченные пути его выполнения. Диссертанту надлежит объективно осветить положительные и отрицатель­ные результаты своей работы, дать анализ собственных реше­ний.

В отчете освещаются также сделанные за отчетное время публикации научных результатов, рефераты и сообщения на­учного характера. Часть материалов может быть дана в виде приложений.

Тезисы доклада обычно публикуются для предварительно­го ознакомления с основными положениями диссертации. Очень лаконично, почти телеграфным текстом, в них дается научная информация о содержании намеченного сообщения объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.

Основная цель тезисов доклада - в очень сжатой форме следует изложить только основные итоги проведенного науч­ного исследования. Если есть возможность опубликовать раз­вернутые тезисы (примерно 4-5 страниц машинописного тек­ста), то диссертант может дать более подробное описание цент­ральной идеи, обосновать свою работу, подчеркнуть ее роль и значение.

Журнальная научная статья - наиболее предпочтитель­ный вид письменного оформления результатов диссертацион­ного исследования. Обычно она имеет строго ограниченный объем (8-10 страниц машинописного текста). Поэтому каждый параграф статьи строится так, чтобы начало чтения сразу да­вало основную информацию. Поэтому в основании текста закладывается только научная идея. Основные научные статьи пуб­ликуются в научных журналах.

Заголовок статьи должен точно отражать содержание. Нельзя допускать и многословия, превращающего название в аннотацию, и излишней краткости, ведущей к размытости со­держания.


Первый абзац статьи должен вводить читателя в пробле­матику исследования, но не быть обзором литературы, уже из­вестной специалистам. Здесь излагаются цель исследования, задачи работы, возможности ее практического использования. Эти данные помогают уловить суть проблемы. Структура же статьи определяется тематикой и особенностями исследования, но во всех случаях в ней должны быть обобщены данные, полу­ченные в ходе научных изысканий.

В основу построения журнальной научной статьи может быть положен такой план:

1) заголовок статьи с указанием фамилии и инициалов ав­тора, название научного или учебного учреждения, в котором была выполнена работа;

2) вводные замечания о теоретическом и практическом зна­чении научных фактов;

3) краткие данные о методике исследования;

4) анализ собственных данных, их обобщение и пояснение;

5) выводы и предложения.

В соответствии с теоретическим и эмпирическим уровня­ми знания бывают теоретические и эмпирические статьи. Тео­ретические статьи описывают результаты исследований, вы­полненных с применением таких методов познания, как абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация, моделирование.

В статьях, где даны расчеты, объектами описания являют­ся физические, химические, физико-химические процессы, ре­зультаты и методика экономических расчетов и др.

В работах, посвященных интерпретации явлений, процес­сов, проблем, основанных на систематизации научных фактов (с выделением главных понятий, принципов, законов), приводятся математические выкладки и модели, но материал изла­гается преимущественно в текстовой форме. Основное значе­ние в структуре приобретают логические правила и законы.

Эмпирические статьи описывают результаты исследова­ний, проводимых с применением методов эксперимента, наблю­дения, измерения и др., но с использованием и ряда теоретичес­ких методов. В их заголовках часто присутствуют слова "рас­чет", "оценка", "определение", "методика". В этих статьях опи­сываются методика исследования, средства для его осуществ­ления, дается характеристика и классификация полученного материала, его интерпретация, а в случае внедрения результа­тов исследования содержатся сведения об опытно-промышлен­ной проверке. Данные обычно представлены в виде графиков, реже схем, диаграмм, чертежей, фотографий, в табличной фор­ме, иногда - в виде математических моделей.

В заключительной части статьи подытоживается исследо­вательский материал, содержатся ответы на вопросы, постав­ленные во вводной части, и тем самым показывается читателю место работы в системе знаний.

Кроме письменных видов передачи результатов научной работы, используются организационные формы научного обще­ния. К их числу относятся научные съезды, конгрессы, симпо­зиумы, конференции и семинары.


Научный съезд - это собрание представителей целой от­расли науки в масштабе страны; научный конгресс - то же, что и съезд, только на международном уровне; симпозиум - меж­дународное совещание научных работников по какому-либо относительно узкому специальному вопросу (проблеме).

Наиболее часто научное общение происходит на уровне кон­ференций и семинаров. Научная конференция - это собрание научных или практических работников (в последнем случае кон­ференция называется научно-практической). Научная и науч­но-практическая конференции всегда бывают тематическими. Они могут проводиться в рамках одной научной организации или учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне.

Научный семинар - это обсуждение сравнительно неболь­шой группой участников подготовленных ими научных докла­дов, сообщений, проводимое под руководством ведущего уче­ного, специалиста. Научные семинары могут быть как разовы­ми, так и постоянно действующими. Они являются важным сред­ством сплочения исследовательского коллектива, выработки у его членов общих подходов, воззрений. Научные семинары про­водятся, как правило, в рамках одной научной организации или одного учебного заведения, хотя на их заседания могут пригла­шаться и представители других организаций.

В процессе научной работы ученые общаются между собой, используя особый тип речи, называемый "научный стиль". Та­кой стиль характеризуется стремлением к четкости выраже­ния мысли, строгой логике изложения, точности и однозначнос­ти формулировок.

В языке науки используется преимущественно книжная и нейтральная лексика, а также специальная терминология.

Именно наличие в речи ученых большого количества спе­циальных терминов прежде всего отличает такую речь от обыч­ного разговорного языка.

Для научного стиля характерны также некоторые особен­ности в использовании синтаксических и стилистических средств.

Таковы основные особенности научной работы. В этой ра­боте есть и своя этика. Нормы научной этики не сформулирова­ны в виде каких-то официальных требований и документов, но эти нормы существуют.

В нормах научной этики находят свое воплощение:

во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как "не укради", "не лги", приспо­собленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-либо другим, за свои. Ложью считается преднамеренное иска­жение (фальсификация) данных эксперимента;

во-вторых, этические нормы научной деятельности слу­жат для утверждения и защиты специфических, характерных для науки ценностей. Первая среди них - необходимость от­стаивания истины.

К моральным ценностям науки необходимо также отнести оценку истинности научных утверждений независимо от расы, пола, возраста, авторитета. Так, результаты крупного, извест­ного ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты начинающего исследователя.


В повседневной научной деятельности обычно бывает не­просто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нор­мах научной этики, не требующих, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они лишь требуют, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе - логически или экспериментально - обоснованным.

Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-либо другому. Для того чтобы соответствовать этим требовани­ям, он должен хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки.

Публикуя результаты своих исследований, он должен чет­ко указывать, на какие исследования предшественников и кол­лег опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто им самим.

Кроме того, в публикациях ученый должен привести те до­казательства и аргументы, с помощью которых он обосновыва­ет полученные им результаты. При этом он обязан дать исчер­пывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

В научном сообществе научное знание должно становиться общим достоянием, а сам ученый должен быть беспристраст­ным и искать истину бескорыстно. Вознаграждение и призна­ние необходимо рассматривать лишь как возможное следствие научных достижений, а не самоцель.

Этические нормы охватывают и другие стороны научной деятельности: процессы подготовки и проведения исследований, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения и т.п.

Безусловно, нередки случаи нарушения учеными указан­ных этических норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. След­ствием этого может стать полное игнорирование его научных результатов другими исследователями, так что он, по сути дела, окажется вне науки.

А между тем признание коллег является для ученого выс­шей наградой, более значимой, чем материальное вознаграж­дение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тог­да, когда признана и результаты ее используются коллегами для получения новых знаний.

Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать серьезные трудности в развитии той или иной облас­ти знания, в общем все же чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако когда такие нарушения приобретают массовый характер, под угро­зой оказывается уже сама наука. Сообщество ученых прямо за­интересовано в сохранении климата доверия, поскольку без это­го было бы невозможно дальнейшее развитие научных знаний.

Рано или поздно необходимо разрешить проблему правиль­ного использования достижений науки. В таком случае сразу возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. К сожа­лению, достижение истины не всегда ведет к добру. В этой свя­зи очень к месту вспомнить слова французского мыслителя М. Монтеня, который сказал: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред".


Любой ученый, который серьезно и ответственно относит­ся к науке и ее достижениям, может попасть в ситуацию свое­образного выбора, который неизбежно придется делать. В этой связи применение научных достижений и использование научных знаний не является нейтральным, в том числе и в мораль­ном отношении.

Ответственность за применение достижений науки в пер­вую очередь несут сами творцы науки. Никто не в состоянии лучше самих ученых оценить положительные и слабые сторо­ны применения результатов научных исследований. Но будут ли ученые способствовать только прогрессу общества или же, наоборот, будут служить силам реакции - это уже зависит от самих ученых и их ответственности за будущее.


7.2. Курсовые работы

Цель, задачи и требования к курсовой работе. Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса и направлена преимущественно на подготовку к практической деятельности студентов.

Цель курсовой работы:

а) закрепить, углубить, расширить теоретические и прак­тические знания;

б) овладеть навыками самостоятельной работы со специаль­ной литературой и другими источниками информации;

в) выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение в подготовке выступлений, участия в дискуссиях;

д) подготовиться к более сложной задаче - выполнению дипломной работы.

Тематика курсовых работ должна отвечать учебным зада­чам теоретического курса, быть увязана с практическими зада­чами народного хозяйства и науки и быть реальной.

Темы курсовых работ и графики их выполнения разраба­тывают и утверждают кафедры, ведущие те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрены курсовые работы.

Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы: требования к структуре, требования к содержанию (основной части) и требования к оформлению.

Структура курсовой работы должна способствовать рас­крытию избранной темы и быть аналогична структуре диплом­ной работы: иметь титульный лист, содержание, введение, ос­новную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Требования к оформлению курсовых работ аналогичны пра­вилам оформления дипломных работ.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются общая цель курсовой работы, ее конкретные за­дачи и методы исследования.

При определении целей и задач исследований необходимо их правильно формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать "сделать". Правильно будет использовать глаголы: раскрыть, определить, установить, показать, выявить, изучить, уточнить и др.

Основная часть работы включает две-три главы, которые разбивают на разделы и подразделы. Каждая глава посвяща­ется решению задач, сформулированных во введении, и закан­чивается констатацией итогов.