Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 1264

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачами академий являются: консолидация научных кад­ров; организация взаимного сотрудничества между членами академии в научной деятельности; содействие в организации и проведении прикладных и фундаментальных научно-исследовательских работ; материальная поддержка и поощрение пред­ставителей российской науки, создание условий для развития творческих способностей молодых ученых и др.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации государственной науч­но-технической политики определены Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Согласно ст. 12 Закона, к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится:

- участие в выработке и реализации государственной на­учно-технической политики;

- определение приоритетных направлений развития на­уки и техники в субъектах РФ;

- формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ;

- финансирование научной и научно-технической деятель­ности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегио­нальных органов;

- управление государственными организациями регио­нального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

- контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относя­щимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

- формирование межрегиональных и региональных фон­дов научного, научно-технического и технологического разви­тия;

- осуществление иных полномочий, не отнесенных феде­ральными законами к ведению органов государственной власти субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ управление в сфере науки непос­редственно организуют министерства или управления местных органов власти, которые согласно Положениям о них, являются государственными органами исполнительной власти регионов, реализующие государственную и региональную политику, осу­ществляющие управление и координацию деятельности других органов государственной власти в сферах общего и профессио­нального образования, научной и научно-технической деятель­ности учреждений среднего и высшего профессионального об­разования, научных и иных организаций системы образования. Задачами их в сфере науки, в частности, являются:

- реализация региональных программ, финансируемых из средств регионального бюджета;

- участие в разработке региональной политики в научной сфере, направленной на прирост научного потенциала и повы­шение вклада науки в социально-экономическое развитие реги­оне;

- осуществление контроля за исполнением законодатель­ства РФ в сфере науки;

- осуществление комплексного анализа и прогнозирова­ния тенденций развития науки в регионах;


- координация деятельности образовательных учрежде­ний, научных учреждений и организаций.


2.2. Научно-технический потенциал и его составляющие

Оценка роли и места науки как комплекса достижений че­ловеческого разума может быть верно дана только в результа­те анализа научно-технического потенциала.

Научно-технический потенциал (НТП) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От него во многом зави­сят уровень и темпы научно-технического прогресса. Его ана­лиз позволяет сделать выводы об уровне экономического раз­вития страны и ее отраслей, степени ее научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.

Научно-технический потенциал включает:

материально-техническую базу;

научные кадры;

информационную составляющую;

организационно-управленческую структуру.


Материально-техническая база - это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, эксперимен­тальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель - быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

Средства труда в сфере научно-технического прогресса подразделяются на четыре группы.

Первая включает научные приборы, оборудование и изме­рительную аппаратуру, служащие для получения новой науч­ной информации (специфические средства научного труда, ко­торые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).

Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделиро­вания объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономи­ческих расчетов, управления ходом научно-производственного цикла.

Третья группа - опытно-производственное оборудование в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогич­ного производственного оборудования оно отличается универ­сальным характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных систем и т.д.

В четвертую группу входят средства механизации иссле­дований и разработок (копировальные, множительные, вычис­лительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интен­сификации научно-производственного цикла. Кроме того, науч­но-технические организации располагают зданиями, сооруже­ниями, передаточными устройствами, транспортными средства­ми, инвентарем и т.д.


Вместе с тем трудно выделить "чистую" техническую базу, обслуживающую только научные, проектные и исследователь­ские центры, так как НИОКР выполняются в рамках многих предприятий, фирм, объединений и опираются на общую производственно-техническую базу отрасли или страны.

Предметы труда в сфере научно-технического прогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребля­емых в народном хозяйстве материальных ресурсов. Для них ха­рактерны особые требования к качеству материалов, многообра­зие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, неболь­шой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специаль­ного назначения, имеющих ограниченное применение.

Информационная составляющая в научно-техническом по­тенциале тоже играет важную роль. В качестве специфическо­го предмета труда здесь выступает информация об итогах пред­шествующих исследований, разработок и освоение нововведе­ний. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публика­ции и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, реко­мендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.

По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:

нормативно-техническую документацию - технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и тех­нические условия, патенты;

научные отчеты - ими чаще всего заканчиваются фун­даментальные исследования;

образцы нововведений - технологические процессы, ре­жимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;

проектно-конструкторскую документацию - комплекты рабочих чертежей;

публикации и диссертации.


Для сотрудников, занятых в научно-производственном цик­ле, главный источник информации - техническая документа­ция, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуаль­ное общение с коллегами. Наиболее важными задачами здесь является широкое использование принципа обратной связи между потребителями информации и элементами системы, осу­ществляющей ее выдачу (изучение информационных потребностей), объединение функций научно-технической информа­ции и планового регулирования. При этом органы информации не просто констатируют и передают ее, часто без конкретного адреса, а изучают новые идеи и решения, предварительно анализируют и выбирают направления развития, составляют про­грамму действий, анализируют состояние связанных с этой про­граммой элементов производства, подготавливают предложе­ния о заданиях соответствующим службам.

Организационно-управленческая структура научной сфе­ры - это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.


В зарубежной практике выделяют три базовые формы орга­низации инновационного процесса:

административно-хозяйственную;

программно-целевую;

инициативную.

Административно-хозяйственная форма предполагает на­личие научно-производственного центра, представляющего со­бой крупную или среднюю корпорацию, объединяющую под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. При этом значительное боль­шинство фирм, выполняющих научные исследования и опыт­но-конструкторские разработки, функционирует в промышлен­ности. Это подтверждает, что курс на создание крупных науч­но-производственных объединений, принятый в нашей стране, в целом соответствует мировым тенденциям организации уп­равления научно-техническим развитием.

В развитых индустриальных странах за последнее время повышается роль маркетинга в научно-техническом развитии. Вице-президент фирмы по маркетингу нередко руководит орга­низацией НИОКР и перспективного планирования производства новой продукции.

Промежуточной формой между административно-хозяй­ственным и программно-целевым руководством процессами на­учно-технического развития служат временные центры для решения крупных технических проблем. После реализации по­ставленных перед ним задач центр реорганизуется.

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как электроника, биотехнология, робототехника и др., служит программно-целевая форма орга­низации НИОКР. Координационная форма управления научно-техническими программами предусматривает работу участков программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программы. Однако более эффективным оказывается формирование (даже на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных научно-техни­ческих задач (чистая программно-целевая структура).

Для усиления связи между научными исследованиями, про­ектированием и разработкой различных принципиально новых видов техники и продукции в промышленности США получили распространения инженерные центры. Большое внимание уде­ляется также созданию университетско-промышленных и уни­верситетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками.

Комплексные формы организации взаимодействия фунда­ментальной науки с производством, распространенной в разви­тых индустриальных странах, служит научно-промышленный парк - территория вокруг крупного университета с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой. На этой территории размещаются научно-технические подразделения крупных корпораций, государственные лаборатории, опытные предприятия, различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры, т.е. заинтересованные друг в друге субъекты научно-технической и хозяйственной деятельности, осуществляющие различные этапы инновационных процессов и различных функций по их обслуживанию.


Ещё одной формой организации НИОКР, получившей ин­тенсивное развитие в США, является инициативная. Она за­нимается финансированием, научно-технической, консульта­тивно-управленческой и административной помощью избира­телям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других но­вовведений. Значение подобных экономических и организаци­онных механизмов вытекает из специфики самого инноваци­онного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика сте­пень неопределенности. Здесь главная ставка делается на человеческий фактор.

Зарубежная практика подтверждает высокую эффектив­ность инициативной формы. Так, обследования, проведенные в США, показали, что мелкие инновационные предприятия с чис­ленностью до 300 чел., специализирующиеся на создании и вы­пуске новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар вложенный в НИОКР, чем крупные предприя­тия (с численностью свыше 10 тыс. человек), и в 2,5 раза больше введений на одного сотрудника. Многие крупные предприятия, стремясь активизировать инновационный процесс, создают у себя организационно-экономические условия для тех своих со­трудников, которые способны быть инициаторами и реализовать на практике серьезные нововведения.

По содержанию деятельности в течение ряда лет в нашей стране выделяются пять типов научно-технических организа­ций:

институты - организации, специализированные на фун­даментальных исследованиях и ответственные за развитие оп­ределенной области науки;

научно-исследовательские институты - отраслевые орга­низации, специализированные на прикладных исследованиях и ответственные за научно-технический уровень определенной отрасли производства или научно-техническое направление;

проектные, конструкторские, технологические организа­ции, институты технико-экономических исследований - отрас­левые организации, специализированные соответственно на конструкторских, технологических, проектных (для строитель­ства) или организационных разработках, ответственные за эф­фективность продукции, технологии, проектов, организацию производства в данной отрасли. Сюда же могут быть отнесены организации, обслуживающие те или иные институты;

монтажно-наладочные управления, организационно-тех­нические, а также центры НОТ, специализированные на освое­нии разработок;

институты научно-технической информации и другие организации, занятые распространением нововведений.

Эти организации можно классифицировать также по подчи­ненности, масштабам деятельности (межотраслевые, отраслевые, подотраслевые, региональные), широте профиля (специализиро­ванные на одной фазе цикла, комплексные, выполняющие не­сколько фаз цикла, научно-производственные комплексы).