Блок6 Совремннность .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлена: 09.06.2021

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ















ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ

Учебно-методическое пособие









Блок 6



Органы защиты информации в современных условиях





















ТУЛА, 2007


Разработано начальником кафедры №1 «Организация и технология защиты информации» ТФ МАКБ кандидатом военных наук, доцентом Дорошенко А.А







Одобрено методическим советом МАКБ










Дисциплина: История и современная система защиты информации в России.

Блок 1. Организация защиты информации в Российской Империи (в период со второй половины 16 и до конца 18 веков).

Блок 2. Организация защиты информации в Российской Империи (в период с первой половины 19 века до 1917 года 20 века).

Блок 3.Организация защиты информации в России с 1917 до начала Великой Отечественной войны (1941 года).

Блок 4. Организация защиты информации в СССР (в период Великой Отечественной войны и до конца 50-х годов).

Блок 5. Организация защиты информации в СССР (в период с 60-х годов и до августа 1991 г)).

Блок 6. Органы защиты информации в современных условиях.

Блок 7. Правовые основы защиты информации в современных условиях.





БЛОК 6

Рассматриваются основные направления развития России после августа 1991 года, факторы, влияющие на состояние системы защиты информации; изучается современное состояние органов защиты конфиденциальной информации и перспективы ее совершенствования.











(С), ТФ МАКБ, 2007


Содержание блока

Органы защиты информации в современных условиях

  1. Основные направления развития России после августа 1991 года.

  2. Реорганизация органов защиты информации в современных условиях.

    1. Реорганизация органов КГБ после августа 1991 года.

    2. Реорганизация федеральных органов государственной охраны.

    3. Образование Министерства безопасности и внутренних дел РФ.

    4. Министерство безопасности РФ.

    5. Федеральная служба контрразведки РФ.

    6. Федеральная служба безопасности РФ.

    7. Пограничная служба РФ.

    8. Федеральное агентство печати и средств информации.

    9. Служба внешней разведки РФ.

    10. Министерство обороны РФ.

    11. Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

    12. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны РФ.


Литература

  1. Белая книга российских спецслужб. Изд.2-е. перераб. М., 1996.

  2. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Рос­сийской Федерации: Учебное пособие. Ростов н/д, 1999.

  3. Ереммева В.И. Использование опыта военного искусства России 18 века в организации современной системы защиты информации (социально-психологический аспект) // Безопасность информационных технологий. 1999.№ 4.

  4. Коровин В.В. История отечественных органов безопасности: Учеб. Пособие. М., 1998.

  5. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М.: Юрид. лит., 1993.

  6. Альбац ЕМ. Мина замедленного действия. М., 1992.

  7. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1979.

  8. ВелидовА. Похождения террориста. М., 1998.


Курсовое задание

Задание к практическому занятию:

1. Составить логическую схему базы знаний по содержанию блока.

2. Составить терминологический словарь и перечень персоналий.

3. Выполнить все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа практического занятия.

Практическое занятие (деловая игра)

Тема: Органы защиты информации в современных условиях

Цели: 1. Закрепить и углубить изучаемый материал студентами.

2. Выявить факторы, способствующие созданию и развитию органов защиты конфиденциальной информации в современных условиях.

3. Определить особенности государственной политики России в области защиты информации и изложить свои взгляды на перспективы и совершенствование системы защиты информации.

Участники: Студенты распределены на 3 подгруппы:

1-я подгруппа–представители специальных служб защиты информации современной России.

2-я подгруппа–представители законодательных и исполнительных органов власти современной России.

3-я подгруппа – эксперты.

Время: 160 минут.

1. Подготовительный этап (домашняя работа):

  1. Проанализировать современное состояние системы защиты информации и перспективы ее развития.

1.1. Основные направления развития России после августа 1991 года. Факторы, влияющие на состояние системы защиты информации и перспективы ее совершенствования.

1.2. Реорганизация органов защиты информации в современных условиях.

      1. Реорганизация органов КГБ после августа 1991 года.

      2. Реорганизация федеральных органов государственной охраны.

      3. Образование Министерства безопасности и внутренних дел РФ.

      4. Министерство безопасности РФ.

      5. Федеральная служба контрразведки РФ.

      6. Федеральная служба безопасности РФ.

      7. Пограничная служба РФ.

      8. Федеральное агентство печати и средств информации.

      9. Служба внешней разведки РФ.

      10. Министерство обороны РФ.

      11. Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

      12. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны РФ.

  1. Определить основные мероприятия, связанные с созданием и реорганизацией органов защиты информации в современных условиях.

  2. Изучить полномочия основных органов по защите информации, их функции и решаемые задачи, а также перспективы их дальнейшего совершенствования и развития.

  3. Студентам письменно выполнить задание (объем 5-7 листов) и быть в готовности к его защите на практическом занятии.


2. Порядок проведения практического занятия.

  1. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявле­ние темы и цели занятия).

  2. Распределение на подгруппы и доведение порядка проведения занятия.

3. Присвоение подгруппам первоначальных ролей (представители служб защиты информации современной России, представители законодательных и исполнительных органов власти современной России, эксперты).


4. Обсуждение студентами первой подгруппы вопросов, вынесенных на практическое занятие с целью выработки общих позиций:

4.1. Вопросы со стороны подгруппы выступающих в роли представители законодательных и исполнительных органов власти современной России.

4.2. Вопросы со стороны подгруппы экспертов.

4.3. Ответы и дискуссии.

4.4. Выработка общей позиции и общего подхода к вопросам создания системы защиты информации в РФ и перспективы ее совершенствования.

5. Обсуждение следующими подгруппами домашнего задания.

6. Выполнение подпунктов 4.1 – 4.4 по обсуждению домашнего задания.

7. Обсуждение преподавателем и старшими групп оценок участников занятия.

8. Подведение итогов занятия с объявлением окончательных оценок участников практического занятия.

Вопросы к семинарскому занятию

  1. Образование Министерства безопасности и внутренних дел РФ.

  2. Министерство безопасности РФ.

  3. Федеральная служба безопасности РФ.

  4. Федеральное агентство печати и средств информации.

  5. Служба внешней разведки РФ.

  6. Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

  7. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны РФ.


Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Реорганизация органов КГБ после августа 1991 года.

  2. Реорганизация федеральных органов государственной охраны.

  3. Федеральная служба контрразведки РФ.

  4. Федеральная служба безопасности РФ.

  5. Федеральное агентство печати и средств информации.

  6. Служба внешней разведки РФ.

  7. Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

  8. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны РФ.




1. Основные направления развития России после августа 1991 года

После распада Союза ССР и создания Содружества Незави­симых Государств руководство каждой из бывших его республик выбрало свой путь выхода из кризиса.

Руководство России пошло по пути либерального реформа­торства, провозгласив в октябре 1991 г. переход к рыночным от­ношениям, а затем и к либеральной политической модели. Сам выбор курса и его реализация не могли не вызвать поля­ризацию общественных сил, нарастание политического противо­стояния.

Программа реформ. В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономи­ческую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа цено­образования. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социаль­ный взрыв.

Перегруппировка политических сил после августа 1991 г. Указом Президен­та РФ в августе 1991 г. была приостановлена деятель­ность КПСС на территории России. У власти оказалась та часть прежде единого бюрократического сословия, которая вы­ступала за переход к рыночным отношениям и либеральной мо­дели политического развития.


После краха КПСС появились новые политические партии. Они не имели конкретных программ реформирования, так как прежде главным направле­нием их деятельности была лишь критика тоталитарного режи­ма.

Национальное устройство. В условиях распада СССР задача сохранения российского единства встала перед властями республики в пол­ный рост. В этих условиях 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Российской Федерации и обозначивший границы государства. В апреле 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов России и затем подписан всеми бывшими автономиями, за иск­лючением Татарстана и Чечни. Этот документ стал первым ша­гом конституционной реформы в России.

Осенний политический кризис. В конце сентября — начале октября разразился наиболее затяжной и острый политический кризис. Признавая безвыходность ситуации, 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске съезда народных депута­тов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции России.

Против президентского указа выступило руководство Верхов­ного Совета во главе со спикером Р. И. Хасбулатовым и боль­шинство членов Конституционного суда, признавших действия Президента неконституционными и объявивших его низложен­ным. В ночь с 21 на 22 сентября об исполнении обязанностей Президента заявил вице-президент А. В. Руцкой, который начал формировать параллельное правительство.

Здание Верховного Совета России, где народные депутаты начали собираться на свой внеочередной съезд, стало центром сопротивления Президенту Ельцину, который предъявил ульти­матум — покинуть «Белый дом» до 4 октября.

2 октября в Москве прошли организованные оппозицией де­монстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. В городе нача­лось строительство баррикад. Это вдохновило защитников «Белого дома» на активные действия. 3 октября к 18 часам здания мэрии и гостиницы «Мир» были захвачены восставшими. Попыт­ка штурма «Останкино» привела к кровопролитию, но была без­успешной. В ответ на эти действия Президент объявил в Моск­ве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в 9 часов начался артиллерийский обстрел «Белого дома», вы­звавший сильный пожар и гибель людей. В результате здание Верховного Совета было занято войсками, а руководители сопро­тивления арестованы.

Выборы в Федеральное собрание. Принятие новой Конститу­ции. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу, проходившие не только по избиратель­ным округам, но и по партийным спискам. В ходе всенародного голосования 12 декабря большинством голосов его участников была принята новая Конституция Рос­сии. Она предусматривала вариант превращения страны в президентско-парламентскую республику. Президент получал зна­чительные права (формирование правительства, внесение зако­нодательных инициатив, роспуск органов законодательной власти в оговоренных случаях, издание указов по ключевым по­литическим вопросам и т. д.). Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент—Федеральное собрание. «Третьей властью», по Конституции, являлся Конституцион­ный суд, главными обязанностями которого стало толкование Конституции и осуществление контроля за ее исполнением.


В январе 1994 г. новые органы власти приступили к работе. Принятие новой Конституции страны создало юридическую основу для национального согласия. 28 апреля 1994 г. Договор об общественном согласии подписали представители органов ис­полнительной и законодательной власти, лидеры большинства политических партий, общественные деятели, представители ду­ховенства, руководители субъектов Федерации и т. д. Это откры­вало перед страной возможность для достижения политической стабилизации в обществе.

Смена внешней политики. После распада СССР и провозглашения СНГ Россия лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе и получила по периметру своих «прозрачных» границ целый ряд государств, руководство которых было настроено к ней далеко не дружественным обра­зом (в особенности в Прибалтике).

Значительно пострадала обороноспособность России. Прак­тически у нее отсутствовали границы с бывшими республиками СССР. Российский флот лишился традиционных баз в Прибал­тике. Развалилась прежде еди­ная система противовоздушной обороны. Обострилась проблема русскоязычных беженцев из соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ. Все это ставило принципиально новые вопросы перед российской внешней поли­тикой. Ее приоритетным направлением объективно становились отношения с ближним зарубежьем. Однако осознание этого при­шло не сразу.

В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был заклю­чен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/з по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. В июне 1994 г. завершился вывод российских войск из Германии.

В июне 1994 г. на о. Корфу (Греция) было подписано согла­шение России с Европейским сообществом, признавшим ее как страну с переходной экономикой. Это открывало возможности для равноправного экономического партнерства России с Запад­ной Европой.

В 1994 г. было принято решение о расширении «семерки» ве­дущих западных стран за счет России. Правда, оговаривалось, что речь идет об участии ее в выработке лишь политических ре­шений, а не экономических.

Наряду с укреплением отношений с Запа­дом, Россия вела активный диалог и со странами Востока. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России.

В то же время несколько ослабли контакты с прежде тради­ционными партнерами России — КНДР, Монголией, Вьетна­мом. По существу, прервались контакты с Ираком.

В целом же «восточное» направление российской внешней по­литики, несмотря на официальные заявления, оставалось по-прежнему второстепенным.

В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций — имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения России от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ.