Файл: Формы воспитания индивидуальные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы воспитания:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ(рассчитанные на 1 человека):


    • Беседа – последовательное обсуждение каких-либо тем, вопросов, проблем, предполагающее участиеобеихсторон воспитателя и воспитанника. Воспитатель выслушиваетиучитываетмнения, точки зрения своего собеседника, строит свои отношения с ним на принципах равноправия и сотрудничества. Индивидуальная беседа способ привлечения воспитанника к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, воспитанник легче постигает их сущность и значение. Цель:усвоение определенных норм, углубление, упрочение понятий, обобщение и закрепление знаний, которые должен уяснить воспитанник, те практические выводы, которые будут им сделаны, а также формирование системы взглядов и убеждений воспитанника.

    • Задушевный разговор. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел, а тем более - нравоучений. Нравоучения, нотации - не очень действенные средства воспитания. Задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности приносит большую пользу – его основное назначение привлечь ребенка к оценке событий, поступков, явлений собственной жизни и на этой основе сформировать у него отношение к окружающей действительности.

    • Консультация - проводятся педагогом с целью разъяснения воспитанникам каких-то волнующих их вопросов, с опорой на академические знания по психологии и педагогике. Может также проводиться для родителей учеников: учитель дает советы родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информирует их об успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде, предлагает способы решения проблем, если они есть у ученика.

    • Совместный поиск решения проблемы. Ребенок, участвовавший в поисках решения, будет стараться его придерживаться: проводится совместная работа над тем, чтобы улучшить отношения или ситуацию. Должен быть достигнут настоящий компромисс, который учитывает потребности каждого участника проблемной ситуации.

    • Поручение. Поручение должно предполагать активное действие ребенка. Выполняя поручение, ребенок учится самостоятельности, ответственности, социальной активности. Кроме того, поручение для подрастающей личности - это школа общения с окружающими; это одно из важнейших условий активной и интенсивной социализации ребенка.

    • Внеклассное чтение это педагогически организованный процесс вовлечения учащихся в чтение литературы в соответствии с их возрастными интересами и с учётом актуальности познания какого-то нравственного урока, опыта, описанного в предлагаемом педагогом литературном произведении. После завершения чтения всеми учащимися класса можно провести обсуждение прочитанного. Цель внеклассного чтения – формирование у учащихся интереса к чтению книг, как к источнику знаний, желание и привычку читать книги, анализировать полученную из них информацию.

    • Посещение на дому. Важная форма воспитательной работы педагога является посещение семьи школьника. Здесь учитель знакомится с условиями жизни своего ученика. Он получает представление об интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими и младшими членами семьи.



ГРУППОВЫЕ(рассчитанные на 2-30 человек):


    • Организация самоуправления на основе чередования поручений. Самоуправление - это такая форма организации жизни коллектива /воспитателей и воспитанников/, при которой каждый член коллектива ощущает себя активным, полномочным и ответственным участником. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Руководитель или лидер даёт поручения, чередуя их между исполнителями, чтобы каждый смог попробовать себя в разных сферах и усовершенствовать свои навыки.

    • Выпуск стенгазеты (периодически - с работой корреспондентов и оформителей). Оформление стенгазеты – это увлекательная, творческая работа. Кроме достижения цели, ради которой создаётся сама стенгазета, существует много других положительных моментов: сплочение коллектива, повышение самооценки, развитие творческих способностей, формирование положительных качеств личности, таких, как самостоятельность, ответственность, чувство долга. И очень много положительных эмоций, что так важно! И что немаловажно – никакой скучной теории, все теоретические знания будут получены в ходе выполнения интересного творческого задания. Совместная работа над стенгазетой хороша тем, что предполагает проявление творчества у каждого ребенка, сплочение всех учеников в процессе деятельности. У ребят развиваются и творческие, и познавательные, и коммуникативные способности. Ведь они необходимы человеку в течение всей его жизни. Когда ребята увлечены общим делом, то они горы готовы свернуть, не считаясь со временем и умственными, и физическими затратами. В процессе оформления стенгазеты они получают и позитивный опыт, и навыки сотрудничества.

    • Организация в классе объединений по интересам (любительских кружков, секций) - объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

    • Викторина – познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.

    • Конкурс (стартинэйджер, актерского мастерства, КВН, Что?Где?Когда? Мисс, Мистер, Рыцарский турнир и т.д.) - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников.

    • Диспут (дебаты) - специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу. Главная ценность этого метода состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников.

    • Трудовые десанты. Вся воспитательная работа направлена на формирование гражданско-патриотических качеств личности, что происходит в ходе: оказания помощи социально незащищённым слоям населения, которые нуждаются во внимании; приобщении к общественно-полезному труду на благо общества. Цель воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, желания изучать жизнь растений, повадки животных; потребности участвовать в творческой деятельности.

    • Вечера (отдыха, встреч, воспоминаний, вопросов и ответов) - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, юмористическими и др. Цель «вечеров» объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

    • Салон/гостиная. Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести и литературно-музыкальные гостиные. Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

    • Ярмарка - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы, может проводиться с благотворительной целью, если каждый приносит что-то на продажу, а деньги идут на помощь кому-либо.

    • Спектакль - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады, т. е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители.

    • Бал (бал-маскарад) - бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большей частью с масками на лицах. Помогает детям проникнуться определённой исторической эпохой, развивает эстетический вкус.

    • Информационно-просветительские мероприятия (политинформация, круглый стол, конференция т.ч. читательская), агитбригада, лекции, тренинги, экскурсии)- мероприятие, направленное на формирование и удовлетворение информационных, познавательных и интеллектуальных потребностей населения. Эта категория мероприятий содействует просвещению детей в различных сферах жизни: культуре, медицине, правовых вопросах, и т.д

    • Огоньки (н-р "Расскажи мне обо мне") - это коллективное обсуждение проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. На «огоньке» должно быть тепло, уютно и душевно. Педагогический смысл «огонька» - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

    • Спортивные состязания (спорт-интеллектуальные, спортивно-творческие) развивают командный дух и принадлежность к коллективу. Комбинируя спортивное состязание с интеллектуальными или творческими заданиями появляется возможность привлечь к участию в команде большего кол-ва обучающихся (с учётом их индивидуальных способностей).

    • Игры на местности (во время похода или на пришкольной территории). В процессе реализации игр на местности решаются такие задачи, как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, смелости, решительности, настойчивости, быстроты ориентирования, дисциплинированности.

    • Смотр (смотр-конкурс) работ определенной направленности это способ проверки знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.



Особое внимание необходимо уделить таким формам воспитательной работы –

классный час, КТД и проектная деятельность.
Классный час

– это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев). Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова). Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова).

Функции классного часа:

  1. Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие

  2. Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем про-исходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

  3. Направляющая- классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить, обучающихся на реальные практические дела.

  4. Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.


Существуют следующие типы классного часа:

  1. Информационный классный час. Цели: формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; формирование своего отношения к происходящему. Развитие исследовательских умений.

  2. Тематический классный час. Цель: Развивать кругозор обучающихся; Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

  3. Интеллектуально-познавательныйклассный час. Цель: Развивать познавательный интерес обучающихся; Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

  4. Нравственный классный час. Цель: Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.).

Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей
класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д. В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов.

  1. Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.

  2. Сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали — отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д.

  3. Устный журнал — форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.

  4. Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов). Основные формы работы во время информационного часа: - газетные сообщения; - пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; - работа со словарем и справочной литературой; - работа с политической картой; - комментированное чтение газетных и журнальных материалов; - просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

  5. Классное собрание проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе.

  6. Беседа

  7. Лекция

  8. Игра

  9. Конкурс

  10. Читательские конференции

  11. Заочное путешествие

  12. Праздник

  13. Акция

  14. Экскурсия

  15. Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звездный час»; «Что? Где? Когда?»; «Аншлаг»; «Слабое звено»; «Счастливый случай» и т.д.