Файл: Формы воспитания индивидуальные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Традиционный классный час. Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа. Однако традиционная структура классного часа включает:

1.вступительную часть

2.основную часть

3.заключение

Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении. Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Тема классного часа может быть написана на интерактивной доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной.

Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость:

1) 1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,

2) 5-8 класс 20 30 минут,

3) 9-11 класс более 1 часа (рассматривается актуальная тема, заинтересовавшая каждого).

Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения. Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог. Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и
групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель. При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.

Основные компоненты классного часа:

  1. Целевой целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

  2. Содержательный содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

  3. Организационно-деятельный обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

  4. Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально- личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Подготовка классного часа. У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:

  1. определение темы разговора с обучающимися;

Час общения — это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности

поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулировать тематику классных часов.

  1. формулировка целей, задач классного часа; составить план (сценарий)

  2. совместно с учащимися подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме;

  3. дать конкретные задания ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием);

  4. определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

  5. проведение классного часа;

  6. анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.


Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.

  1. Определение темы разговора с обучающимися;

  2. Формулировка целей и задач классного часа;

  1. Подбор необходимого материала и оборудования;

  2. Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними;

  3. Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.

Технология проведения классного часа

Вступительнаячасть(5минут)

Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции. Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени. Рекомендации: эффективному переключению детей на вне учебную деятельность способствует:

  1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.

  2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или пе-реход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.)

Основная(содержательная)часть(30минут)

Цель: реализация основной идеи занятия. Типичные ошибки:

  1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.

  2. Однообразие методов только беседа или рассказ.

  3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения.

  4. Создание учебной атмосферы урока.

  5. Назидательность.


Рекомендации:

  1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр.

  2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»

Заключительнаячасть(10минут)

Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».

Рекомендации:

  1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини- викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.

  2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).

Анализ классного часа