Файл: Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме Объект и пространство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 19. Тема Образно- стилевой язык архитектуры прошлого Урок изучения нового материала. Цель
 Познакомиться со стилями древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя, типами ордеров
 Уметь осуществлять поиск композиции
 Бережно относиться к памятникам истории План урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Подведение итога урока. Ход урока Организационный момент Приветствие учеников, объявление темы урока Изучение нового материала Ребята, как вы понимаете слово Архитектура (ответы учащихся. Архитектура – здания и сооружения, площади, парки, стадионы и города. Архитектура – это среда, сформированная человеком и окружающая его жизнь.
Мы изучаем историю по многим памятником прошлых времен, памятники архитектуры среди которых являются наиболее значимыми, так как передают историю целых эпох. Сегодня мы познакомимся со стилями древнегреческой архитектуры, но прежде разберемся, к какому же времени относят зарождение архитектуры. О каком времени существования человечества говорят, когда называют мегалитический период (неолит, около 10 тыс. лет до н.э. от греч. megas - большой и lithos
- камень. Первые архитектурные сооружения относят к этому периоду времени. До наших времен в разных уголках планеты сохранились менгиры, дольмены. кромлехи. Это три основных типа архитектурных сооружений монументального искусства. Дольмен – древнее культовое погребальное сооружение из камня. виде плиты, приподнятой на каменных столбах. Менгир - это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. самый крупный находится во Франции и весит, соответственно, около т.
Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху. Яркий пример –
Стоунхендж в Англии. Разговаривая об истории архитектуры. нельзя обойти культуру Древнего Египта. Самые известные сооружения этого периода – пирамиды и храмовые комплексы. Как думаете, почему среди памятников архитектуры именно храмы сохранились до наших дней почтив первозданном виде, в то время как о жилых постройках мы узнаем только в учебниках истории (Египтяне верили, что жизнь на земле, лишь временный отрезок существования. а основная жизнь – загробная. люди всецело поклонялись богам, поэтому храмы строились на века ). Основные конструкции монументальных сооружений - стена и стоечно-балочная система (опоры несут массивную балку – блок. Памятник всемирного наследия тех времен – ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахари. Кто назовет главный город Древней Греции (Афины. Памятником могуществу Афин и победы над персами является Акрополь Акрополь - городская крепость, расположенная на возвышенности. Ив наше время можно увидеть из любой точки Афин высокий холм в центре города и мраморный Акрополь на его вершине, как символ древнегреческой культуры. памятник становлению европейской цевилизации. саамы распространенный тип храмов - периптер – прямоугольная постройка, окруженная со всех сторон колоннадой Величайшая заслуга зодчих
– создание архитектурного ордера – приёма художественного оформления несущих (колонна) и несомых (карниз) частей в стоечно- балочной каменной конструкции. Ордер (в переводе с латинского - порядок. В Др.Греции существовало три ордера дорический, ионический и коринфский. Дорический ордер простой, массивный, монументален и нагружен. Ионический ордер легкий, изящный, богат пластически и менее нагружен. Колона ионического стиля имеет богатую капитель (венчающую часть колонны, выполненную в виде двух противоположно расположенных волют (спиралевидных завитков. Древний теоретик Ветрувий сравнивает дорический ордер с крепостью мужского тела. а ионический – с утонченностью женщин. Коринфский ордер – вариант ионического ордера. отличается особой праздностью и роскошью, более пышный декор, капитель колоколообразная и украшена стилизованными листьями. Акрополь поражает гармонией и уравновешенностью своей планировки, красотой отдельных зданий. На возведением акрополя трудились лучшие мастера, руководил процессом величайший скульптор Греции – Фидий. Украшенный колоннадой вход -
Пропилеи ведет в центр – Парфенон– храм богине Афине, покровительнице города. В разработке был использован вековой опыт развития дорических храмов – массивных.
крупномасштабных. монументальных. Храм Ники Аптерос построен как памятник победы Афин над персами. Колонны храма – классический пример ионического ордера. Этот храм поставлен на выступе стены. как бы парит над посетителями. В ионическом ордере построен и третий храм –Эрехтейон, его отличительная черта – ассиметрия плана и колонны. которые заменены фигурами девушек. Этот храм лишен торжественности
Парфенона, зато привлекает своей живописностью и нарядность убранства.
3. Подведение итога урока Период V и веков до н.э. не зря носит название классического, те. образцового. Постройки совершенны, гармоничны, четко следуют канонам того времени. Понятие архитектура невозможно постичь без практического осуществления пластической идеи в пространстве. Изображение архитектурного проекта – один из этапов проектирования какого-либо строения, позволяющий выявить конструктивные недоработки. пропорциональное соотношение отдельных элементов. На предстоящем уроке вам предстоит рисование с натуры гипсовой капители. Урок 24. Тема урока Природа и архитектура
Эпиграф Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор чёрный,
Глубокие прозрачные бассейны
Н.Гумилёв, Сады души Цели и задачи:
Цели:
Образовательные:
- углубить знания о ландшафтном дизайне, полученные на уроке изобразительного искусства, научить использовать их в собственных проектах
- подготовить к коллективной, творческой работе в группах;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма
- способствовать воспитанию интереса к познанию искусства и литературы.
Развивающие:
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков
- стимулировать творческие способности учащихся.
Тип урока урок-событие. Материалы, необходимые для работы (для каждой группы
 Ватман формата А (1 шт)
 Простые карандаши (шт.
 Ластики (2 шт.
 Цветные карандаши упаковка.

Клей-карандаш (1 шт.
 Подборка отсканированных различных элементов дизайна и архитектуры малых форм комплект.
 Ножницы (1 шт.
 Бумага для записей формата А (2 л.
Оборудование:
проектор, компьютер, презентация урока.
План урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Знакомство с различными стилями дизайна сада. Творческая работа учащихся в группах. Защита проектов. Подведение итогов, оценка работ. Заключительное слово учителя, награждение ХОД УРОКА. Организационный момент.
Разделение класса на 4 группы:
Распределение ролей в группе:
-Дизайнер.
-Художник.

Стиль
Критерии оценки
Баллы
Английский
сад
1.Защита работы.
2.Посвещение стихотворения своему саду.
3.Дизайн сада.
4.Эстетическое оформление работы Всего:
Французски_й_сад_1.Защита_работы.2.Посвещение_стихотворения_своему_саду.3.Дизайн_сада.4.Эстетическое_оформление_работы_Всего'>Французски
й сад
1.Защита работы.
2.Посвещение стихотворения своему саду.
3.Дизайн сада.
4.Эстетическое оформление работы Всего:
Восточный
сад
1.Защита работы.
2.Посвещение стихотворения своему саду.
3.Дизайн сада.
4.Эстетическое оформление работы Всего:
«Русская
усадьба»
1.Защита работы.
2.Посвещение стихотворения своему саду.
3.Дизайн сада.
4.Эстетическое оформление работы Всего:
Стиль
Критерии оценки
Баллы
Английский
сад
1.Защита работы.
2.Посвещение стихотворения своему саду.
3.Дизайн сада.
4.Эстетическое оформление работы Всего:
Французски
й сад
1.Защита работы.
2.Посвещение стихотворения своему саду.
3.Дизайн сада

-Садовник.
-Лирик.
-Ритор.
2. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги!
Сегодня у нас необычный урок- «Урок-событие».
Наша Задача Научиться различать стили оформления садового пространства Создать общий вид сада в заданном стиле – рисунок плюс коллаж Защитить свой проект в художественно-литературной форме. Знакомство с различными стилями дизайна сада. Презентация.
Учитель изобразительного искусства:
Тема нашего урока настраивает нас на цели занятия.
Цели:
 Познакомиться с характерными особенностями различных стилей ландшафтного дизайна Создать ландшафтную композицию с использованием архитектуры малых форм и другими элементами дизайна Показать неразрывную связь живописи и литературы.
Повтор пройденного материала
1. Дайте определение ландшафтному дизайну. Назовите компоненты ландшафтного дизайна. Что такое стиль в ландшафтном дизайне?
Сегодня мы познакомимся с особенностями планировки, элементами организации и оформления сада в Английском, Французском, Восточном и стиле Русская усадьба.
Результатом вашей работы на уроке будет созданный каждой группой в заданном стиле рисунок + коллаж.
Французским термином коллаж называют особый технический прим, когда в художественных целях наклеивают различные материалы, главным образом бумагу и ткань. Этот прим, требующий терпения, был оценён и использовался художниками, работавшими в I половине прошлого столетия, такими, как Пабло Пикассо, Анри Матисс.
Показ презентации.
4.Эстетическое оформление работы Всего:

Восточный
сад
1.Защита работы.
2.Посвещение стихотворения своему саду.
3.Дизайн сада.
4.Эстетическое оформление работы Всего:
«Русская
усадьба»
1.Защита работы.
2.Посвещение стихотворения своему саду.
3.Дизайн сада.
4.Эстетическое оформление работы Всего

4. Творческая работа учащихся в группах.
Ребята работают в группах с подборкой отсканированных различных элементов дизайна и архитектуры малых форм. Создают рисунок
+ коллаж. Выполняют эскиз сада с малыми архитектурными формами беседка, мостик, скамья (скульптура, ваза, фонтан
Готовят защиту проекта. Защита проектов. Подведение итогов, оценка работ (использование карточек оценки. Заключительное слово учителя, награждение.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись)
Google и войдите в него Подписи к слайдам Дизайн сада в искусстве Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны, В них золотой песок и мрамор чёрный, Глубокие прозрачные бассейны.
Н.Гумилёв, Сады души
Моне, Клод (1840-1928) Сад инфанты
Писсаро , Камиль (1830-1903) Сады Тюильри»
Писсаро , Камиль Городской парк в Понтуазе» Для французского регулярного сада характерны Зрительное расширение пространства. Осевое деление сада. Деление территории сада на функциональные зоны. Преобладание газонов и вечнозелёных насаждений над цветочными культурами. Фигурная стрижка зелёных насаждений (топиар). Французский регулярный сад Стили ландшафтного дизайна сада Французский Английский Восточный Русская усадьба Предварительный просмотр Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись)
Google и войдите в него Подписи к слайдам
Бакуфу Оно (1888-1976) Гравюры Английский пейзажный сад
Для восточного японского ) сада характерны Лаконичность и ассиметричность пейзажа , миниатюризация естественного ландшафта. Тщательная проработка деталей. Неброская красота , полная философского и поэтического смысла. Символичность всех элементов и деталей пейзажа-воды , камня , фонаря и т п . Восточный японский сад Альфред де Бреански мл. (1877-1957)
« Летний сад Для сада в стиле Русская усадьба характерны Сочетание красоты и полезности. Гармония дизайна с окружающей природой. Искусственные пруды , каскады из них. Аллеи с сомкнутыми кронами деревьев.
Терассы с цветниками. Архитектурный декор и мраморная скульптура. Для английского пейзажного сада характерны Естественность пейзажей , отсутствие чётких границ между садом и окружающей природой. Плавность линий рельефа, растений , дорожек и водоёмов. Контраст света и тени , особое внимание к фактуре крон , листьев. Отсутствие парадности , преобладание идей романтизма и сентиментальности Русская усадьба Государственный музей-усадьба Архангельское Предварительный просмотр Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись)
Google и войдите в него Подписи к слайдам Дмитрий Найда (г) Павильон Росси» Дмитрий Найда В Летнем саду Дмитрий Кравцов (г) Летний сад. Осень СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Цели и задачи урока Цели Знакомство учащихся с характерными особенностями различных стилей ландшафтного дизайна . Формирование навыков создания ландшафтной композиции с использованием архитектуры малых форм и другими элементами дизайна . Показать неразрывную связь живописи и литературы .
Стимулировать развитие творческих способностей учащихся . Задачи : Научиться различать стили оформления садового пространства. Создать общий вид сада в заданном стиле – рисунок плюс коллаж.
Урок 28. Тема ДИЗАЙН и архитектура моего сада. Цели познакомить учащихся с понятием дизайна и профессией дизайнера учить проектировать оформление территории, используя законы композиции развивать пространственные представления учащихся воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус развивать творческое воображение. Оборудование слайды или фотографии красиво оформленных ландшафтов, парков в Версале, Петродворце, Павловске и т. д. Словарь дизайн, дизайнер. Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Выполнение задания. Задание в течение 30 секунд рисовать палочки. Учитель. Посмотрите на получившийся результат и оцените, насколько у вас развито чувство воображения, умение мыслить оригинально, что очень важно на уроках изобразительного искусства. Итак, если у вас палочки выстроились вряд, как забор, то вам необходимо развивать свое воображение. Если же палочки образовали какой-то рисунок – цветок, замысловатую решетку и т. д, то вам присуще умение мыслить оригинально. И помните не все дается нам с рождения, многое в себе мы развиваем сами.
II. Сообщение темы урока. Мы все так стремимся к тому, чтобы нас окружали красивые вещи, что очень часто сами пытаемся украсить то, что нам кажется слишком безликим. И тогда на велосипеде появляются разные орнаменты, выполненные из разноцветной проволоки, а на сумочки нашивается бисер и т. д. Сегодня вы попробуете свои силы в более масштабном деле – спроектируете оформление своего двора, или прилегающей к дому территории, или территории детского сада и т. д.
III. Введение в тему урока.
– То, чем выбудете заниматься на уроке, называется дизайном. В современной жизни вы часто слышите это слово дизайнерская линия мебели, ландшафтный дизайнер, дизайнер одежды и т. д.
– Что же такое дизайн (Ответы учащихся)
– Само понятие дизайна появилось вначале х годов ХХ века. Дизайн (переводится с английского как проектировать) – художественное конструирование предметов. До этого инженеры-конструкторы с пренебрежением относились к внешнему виду станков, машина заботились главным образом лишь о том, чтобы они лучше работали. Художественное конструирование – это непросто декоративное оформление изделия, неизящное рисование, а совершенно новый способ проектирования любого изделия.
Художник-конструктор, как известно, создает удобные и красивые вещи. Он должен иметь большой запас знаний ив области техники (знать, как устроены те или иные механизмы, и изобразительного искусства. Дизайнер отвечает и за удобство пользования каким-либо изделием, и за его красоту. Как видите, польза и красота предмета должны быть слиты воедино в любой вещи дизайнерского искусства. Дизайнер, как правило, работает в какой-то одной области. И только самые талантливые могут создавать шедевры дизайнерского искусства в нескольких видах производств. Например, известные дизайнеры одежды (модельеры) создают не только изделия в своей области, но и разрабатывают модели очков, обуви, ювелирные украшения, мебель и т. д.
IV. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли ландшафтных дизайнеров. Кстати, искусство ландшафтного дизайна известно с давних пор. Вспомните прекрасные парковые ансамбли во Франции или Петродворце под Санкт-Петербургом. Правда, в те годы человек, занимавшийся проектированием садов и парков, назывался архитектором. Рассмотрим своеобразный классический ландшафт, созданный в Версале во второй половине XVII века. Если вы выйдете на террасу дворца, перед вами откроются партеры Версальского парка – утомленный глаз отдыхает на чистых горизонтальных линиях, расстилаются ровные ковры газонов, в их зеленые рамы заключены гладкие водные зеркала, прямые аллеи уводят вдаль, к блистающему на горизонте Большому каналу. Бесчисленные статуи фонтанов, вазоны здесь на месте они гармонируют с зеленью и водой. Этот парк, детище архитектора Лево и мастера садов и парков Ленотра, радует больше, чем роскошный дворец. Разбивка парков – это большое искусство, и искусство сложное оно имеет дело с непокорным живым материалом – все время меняющимся растительным миром. В садово- парковом искусстве сложились два основных принципа – пейзажный и регулярный, по типу английского и французского парков. В английском парке, воспринявшем многое от садово-паркового искусства Китая, имитируется естественная природа запутанные тропинки, заросли кустов и деревьев, укромные лужайки. Гуляя по такому парку, вы неожиданно набредаете на ручей с перекинутым через него мостиком, на уютную беседку или вдруг замечаете статую, смутно белеющую сквозь густую зелень. Такой натуральный парк вы найдете в Павловске под
Санкт-Петербургом. В нем продумано, несмотря на кажущуюся случайную планировку, все до мелочей. Создатель парка знал, какой цвет имеют листья того или иного растения летом, какой – осенью. Ив зависимости от этого получались композиции из деревьев и кустарников разной высоты, раскрашенные поярусно в разные цвета. Французский парк – это парк регулярный, где природа подчинена строгой задумке зодчего. Дорожки выровнены, аллеи прямы, как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные и шарообразные формы. В этих парках есть своя прелесть. Они особенно хороши вечером, в предзакатный час, когда золотое небо отражается в чашах бассейнов и длинные тени ложатся на песок четким решетчатым узором. Обустройство таких садов и парков – дело долгое и дорогостоящее. Но ведь каждому хочется, выйдя из своего дома, увидеть красивые уголки природы. И это возможно сделать Попробуем сегодня создать проект ландшафтного дизайна своего дачного участка или своего двора. Работу, как всегда в этом случае, начинаем с составления плана участка и эскиза. Составив план участка, выберите зоны для обустройства зона отдыха, игровая зона, дорожки и т. да затем работайте над их оформлением. Чтобы проверить правильность своих идей, необходимо сделать макет обновленного участка. Вот этим выбудете заниматься на уроке. Если участок небольшой, то работать можно индивидуально. Но если вы решили заняться ландшафтным дизайном внутриквартальной территории, тов этом случае работу лучше выполнять коллективно.
Физкульт минутка. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Насчет раз – развести руки в стороны. Насчет два – поднять руки вверх. Насчет три – хлопок согнутыми руками за головой. Насчет четыре – вернуться в исходное положение.
2. Исходное положение – стоя.
Насчет раз – развести руки в стороны ладонями вверх. Насчет два – с силой сжать руку в локтевом суставе. Насчет три – сделать тоже самое другой рукой. Насчет четыре – вернуться в исходное положение.
3. Исходное положение – стоя, руки на поясе, ноги вместе. Насчет раз – отставить правую ногу на носок, руки вверх. Насчет два – три – сделать наклон к ноге. Насчет четыре – вернуться в исходное положение.
V. Практическая работа. Задание изготовить макет дизайна внутридомового пространства. Материалы для работы пластмассовый подносили коробка с невысокими (до 5 см) бортами, искусственные цветы, веточки, имеющие вид дерева, мох, песок, мелкие камешки разного цвета, кусочек фольги, скотч, бумага, гуашь, кисть, пластилин. Последовательность работы над макетом Вначале работы изготавливаем из бумаги здания, закрепляем их на основании и раскрашиваем их в соответствии с эскизом. Затем расставляем уличную мебель столы, скамейки, карусели, качели и т. д. Размечаем дорожки, засыпая их мелкой галькой или же раскладывая сделанные из пластилина плиты. Оставшиеся места засыпаем песком. Бассейн делаем из фольги. Потом оформляем клумбы, зоны отдыха, расставляем декоративные детали. Лужайки получатся из мха, а еловая шишка, окрашенная в зеленый цвет, – это красивое дерево. Деревья можно вылепить из пластилина или использовать красивые веточки. Примеры выполнения отдельных операций а) Разметка дорожки и засыпание основания грунтом б) Детали решетки для вьющихся растений Декоративные элементы из пластилина Готовый макет может выглядеть так
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово. Учитель. Как видно из ваших работ, профессия дизайнера вам понравилась. Вы сумели из однотипных участков сделать очень оригинальные и красивые уголки. Конечно, у вас есть и недоработки, и ошибки в композиции. Но это ведь ваш первый опыт. Попробуйте воплотить свои идеи в реальность. Начните с маленьких уголков и постепенно увеличивайте территорию, которую хотите благоустроить. Поверьте, эта работа не пройдет даром и не останется незамеченной окружающими. Но самое главное – она принесет радость. Успехов вам
3. Выставление оценок. Домашнее задание подобрать иллюстрации по теме урока и оформить в словаре раздел Дизайн.

1   2   3   4   5   6   7   8   9