Файл: Сбор анамнеза жизни в педиатрической практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра детских болезней
Е.О. Парфенова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
СБОР АНАМНЕЗА ЖИЗНИ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Учебное пособие
Иркутск
ИГМУ
2016

2
УДК 614.21:616-053.2-071.1(075.8)
ББК 51.1(2Рос),442я73
П18
Рекомендовано ФМС ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России в качестве учебного
пособия для студентов, обучающихся по образовательной программе высшего
образования – программе специалиста
по специальности Лечебное дело, при
изучении дисциплины Педиатрия»
(протокол № 2 от 5 декабря 2016 г.)
Автор:
Е.О. Парфенова – канд. мед. наук, доцент кафедры детских болезней
ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России
Рецензенты:
Е.С. Филиппов – д-р мед. наук, зав. каф. педиатрии ФПК и ППС ФГБОУ ВО
ИГМУ Минздрава России
Е.И. Васильева – канд. мед. наук, зав. каф. педиатрии №2 ФГБОУ ВО ИГМУ
Минздрава России
Парфенова Е.О.
П18 Организация работы детской больницы. Сбор анамнеза жизни в педиатрической практике.: учебное пособие / Е.О. Парфенова; ФГБОУ
ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра детских болезней. – Иркутск:
ИГМУ, 2016. – 20 с.
Учебное пособие предназначено обучающимся для самостоятельной подготовки к занятию по теме «Организация работы детской больницы. Сбор анамнеза жизни в педиатрической практике».
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по программе специалиста по специальности Лечебное дело.
УДК 614.21:616-053.2-071.1(075.8)
ББК 51.1(2Рос),442я73
© ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, 2016
© Парфенова Е.О., 2016

3
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2 – Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК5 – Готовность сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результата осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания.
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ
Ознакомить обучающихся с особенностями организации работы детской больницы. Научить правилам сбора анамнеза жизни в педиатрической практике.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН
знать:
1. Организацию медицинской помощи детям. Связь между женской консультацией, родильным домом, детской поликлиникой, детским стационаром
2. Организацию работы детской больницы ,в том числе и организацию работы инфекционного отделения
3. Правила сбора анамнеза в педиатрической практике
уметь:
1. Самостоятельно собрать анамнез жизни ребенка
2. Составить генеалогическое древо ребенка
3.
Оценить генеалогический анамнез, социальный анамнез, уровень резистентности ребенка.


4
Если женщина взята на учет женской консультации в ранние сроки беременности, риск гибели плода и новорожденного снижается в 2-2,5 раза
Организация медицинской помощи детям
Преемственность служб охраны материнства и детства
Охрана здоровья ребенка должна начинаться задолго до его рождения, желательно на стадии планирования беременности. При наступлении беременности женщина обязана наблюдаться врачом женской консультации в первую половину беременности не реже 1 раза в месяц, во вторую половину – 2 раза в месяц, а перед родами – каждую неделю. Здесь женщину наблюдают врачи акушеры-гинекологи и другие специалисты. При постановке на учет по поводу беременности, сведения о женщине телефонограммой передаются в детскую поликлинику по месту жительства женщины. В течении 10 дней после получения телефонограммы врач- педиатр или участковая медицинская сестра поликлиники должны провести первый дородовый патронаж (посещение беременной), целью которого являются:
 Установление контакта с будущей матерью, формирование доверительных отношений
 Оценка условий жизни беременной женщины и ее будущего ребенка, выявление социальных факторов неблагополучия
 Оценка условий работы беременной женщины, выявление профессиональных вредностей, рекомендации по организации работы беременной женщины
 Оценка соблюдения беременной режима дня, рекомендации по оптимизации режима
 Оценка правильности питания беременной женщиной, рекомендации по питанию
В сроке беременности 28-32 недели проводится второй дородовый патронаж.
Цель второго дородового патронажа:
 Закрепление доверительных отношений с будущей матерью
 Рекомендации по подготовке детского «приданого» и средств ухода за новорожденным
 Настрой будущей мамы на кормление грудью, рекомендации по подготовке сосков к кормлению
 Определение предполагаемой группы риска новорожденного

5
После рождения ребенка накануне выписки из родильного дома на педиатрический участок по месту жительства передаются сведения о новорожденном. Участковый педиатр совместно с медицинской сестрой должны посетить новорожденного в первые 3 дня после выписки. Цель первого патронажа новорожденного:
 Получение сведений о характере и продолжительности родов, выявление возможных факторов риска (Справка родильного дома)
 Проведение осмотра ребенка с выявлением переходных состояний новорожденных
 Определение принадлежности ребенка к группе «риска» по результатам анамнеза и осмотра ребенка
 Рекомендации по технике прикладывания ребенка к груди, частоте и продолжительности кормлений
 Рекомендации по питанию кормящей матери
 Рекомендации по уходу за ребенком (обработка носовых и ушных ходов, пупочной ранки, купание ребенка и др.)
 Рекомендации по режиму (частота и длительность прогулок и др.)
Второй врачебный патронаж новорожденного проводится через 10 дней после первого:
 Повторное обследование новорожденного по органам и системам
 Контроль переходных состояний новорожденного
 Ответы на вопросы матери в связи с возникшими проблемами
 Контроль выполнения рекомендаций первого посещения
Третий врачебный патронаж новорожденного проводится на 21-й день жизни ребенка. Целью патронажа являются:
 Наблюдение в динамике за состоянием ребенка, условиями развития,
 Контроль естественного вскармливания, профилактика гипогалактии
 Приглашение на прием в поликлинику


6
Медицинская патронажная сестра посещает ребенка чаще, частота посещений определяется уровнем образования матери, социальными условиями. Сведения о патронажах новорожденного заносятся в амбулаторную карту ребенка.
Профилактические осмотры здоровых детей проводятся:
Возраст ребенка
Кратность осмотров
От 1 мес. до года
Ежемесячно
От 1 года до 2 лет
1 раз в 3 месяца
От 2 до 3 лет
1 раз в полгода
Старше 3 лет
1 раз в год
Если ребенок поступает в детское дошкольное учреждение (ДДУ), связь поликлиники с ДДУ осуществляется посредством обменной карты, в которую заносятся сведения о профилактических прививках, перенесенных заболеваниях, результатах осмотра узкими специалистами.
При поступлении ребенка в школу детская поликлиника предоставляет обменную карту школьника, которая содержит не только сведения о профилактических прививках, перенесенных заболеваниях, результатах осмотра узкими специалистами, но и рекомендации о физкультурной группе, номере парты и др.
Медицинскую помощь больному ребенку оказывает детская поликлиника,
«скорая» медицинская помощь, детская больница, санатории, оздоровительные лагеря, диспансеры.
При поступлении ребенка на плановое стационарное обследование или лечение необходимы следующие документы:
 Направление участкового педиатра
 Справка об отсутствии контакта с инфекционными больными
 УМСС (для детей старше 12 лет)
 Полис обязательного медицинского страхования

7
По окончании стационарного обследования и лечения родителям ребенка выдается выписка из истории болезни для предъявления участковому педиатру.
Обменная карта
Т Т
Е Е
Л Л
Е Е
Ф Ф
О О
Н Н
О О
Г Г
Р Р
А А
М М
М М
А А
Женская консультация
Родильный дом
Детская
поликлиника
1. Лечебная помощь
(прием больных, об- служивание на дому)
2. Профилактическая помощь
(патронажи, диспансерное наблю- дение здорового и больного ребенка, прививочная работа)
Патронажи
беременной
I патронаж – в сроке взятия на учет женской консультацией
II патронаж – в 28-32 нед. беременности
Патронаж
новорожденного
I патронаж- в течении 3 дней после выписки из роддома
II
патронаж-
через 10 дней после первого
III патронаж-
На 21-й день жизни
ДДУ
Школа
Диспансер
Санаторий
Стационар
«Скорая помощь»


8
ОРАГНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
Детская больница – лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее квалифицированное стационарное обслуживание детей от рождения до 18 лет включительно.
Детская больница должна иметь подразделения:
 стационар, включая приемное отделение и детские отделения различного профиля
 лечебно-диагностическое отделение, лаборатории
 молочную кухню
 патологоанатомическое отделение
 прочие структурные подразделения (аптека, кухня, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, библиотека, склады и др.)
Требования к выбору и организации участка,
архитектурно-планировочному решению
Участок для строительства детского лечебного учреждения необходимо отводить с учетом влияния смежных территорий. Предпочтительными являются участки, находящиеся вблизи зеленых массивов.
Для детского корпуса, входящего в состав лечебного корпуса для взрослых, необходимо выделять отдельный участок и ограждать его.
При организации садово-парковой зоны детской больницы необходимо соблюдать принцип групповой изоляции детей. Количество прогулочных площадок должно соответствовать количеству палатных отделений. Игровые площадки каждого отделения надо разделять посадками зеленых насаждений. Расстояние между площадками разных отделений должны быть не менее 3-х метров.
Ориентация детской больницы должна обеспечивать ежедневно не менее 3-х часовой непрерывности инсоляции палат.

9
Архитектурно-планировочные решения лечебных комплексов должны исключать возможность пересечения потоков движения персонала, вновь поступающих больных и больных, находящихся на лечении, транспортировки чистого и грязного белья.
При каждом отделении следует предусматривать помещения для матерей, дети которых находятся в отделении. Эти помещения следует размещать вне палатных отделений, обеспечив их удобными связями с контактами для кормящих матерей.
Недоношенных, новорожденных детей и детей до 1 года следует размещать в отдельных секциях. На каждые 8 коек должен быть предусмотрен самостоятельный отсек с организацией поста дежурной сестры.
Для детей до 1 года следует проектировать палаты не более чем на 2 кроватки, для детей старше 1 года – не более чем на 4 койки.
При проектировании детских хирургических отделений необходимо предусмотреть операционные и перевязочные отдельно для чистых и гнойных операций и манипуляций.
Детские больницы должны быть оборудованы притяжно-вытяжной вентиляцией и системами кондиционирования воздуха. Наружный воздух, подаваемый в системы приточной вентиляции и кондиционирования, очищать на фильтрах, рециркуляцию воздуха не допускать.
Во всех палатных отделениях необходимо предусмотреть помещение для обеззараживания детских игрушек.
Структура и функции премного отделения
Приемные отделения и помещения выписки больных должны быть отдельными для инфекционного и неинфекционного отделений.
Для приема больных в стационар следует предусматривать приемно- смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделении.
Отделение приема и выписки следует размещать на первом этаже в изолированной части зданий по возможности вблизи главного въезда на территорию больничного участка.


10
Приемное отделение детской больницы
- прием, регистрация и распределение больных, поступающих в больницу
- организация эвакуации больных, нуждающихся в лечении в других лечебных учреждениях
Детская поликлиника
Самостоятельное обращение по жизненным показаниям
Скорая медицинская помощь
-Направление врача
-История развития ребенка или выписка из нее
-Справка о кон- такте с инфекциями
Отказ от госпитализации
Журнал отказа от госпитализации
Госпитализация в палатные отделения
- диагностика заболеваний
- лечение заболеваний
- наблюдение и уход за больными
История болезни
Приемно-смотровой бокс
- установление предваритель- ного медицинского диагноза
- решение вопроса о необходимости стационар- ного лечения
- оказание необходимой медицинской помощи
Санитарный пропускник
- проведение санитарной обработ- ки больных, госпитализируемых в неинфекционные отделения
- обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний

11
Организация палатных отделений
Палатные отделения, как правило, состоят из палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями. К общим помещениям относят лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения. Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями.
В инфекционном стационаре основной структурной единицей палатного отделения может быть не палата, а бокс, полубокс или боксированная палата.
При использовании боксов предусматривается возможность полной изоляции больных. Больной не выходит из бокса до выписки, покидая его через наружный выход с тамбуром. Вход персонала в боксы предусматривается из неинфекционного «условно чистого» коридора через шлюзы, где производится смена спецодежды, мытье и дезинфекция рук. В боксах предусмотрены передаточные шкафы для доставки из шлюзов в палату пищи, лекарственных средств и белья.
Полубоксы отличаются от боксов тем, что не имеют наружного выхода.
Больные поступают в полубоксы из общего коридора отделения через санитарный пропускник.
Боксированные палаты отличаются от полубоксов отсутствием ванной комнаты и входом в уборную из шлюза.
Санитарно-гигиенический режим детского стационара
- При осмотре больного в приемном отделении необходимо обращать внимание на наличие у него педикулеза. В случае выявления педикулеза больной, помещение и предметы, с которыми контактировал больной, подлежат специальной дезинсекционной обработке.
- Строгая изоляция инфекционных больных от соматических