Файл: Сбор анамнеза жизни в педиатрической практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
- Организация микробиологической лаборатории, обеспечивающей диагностические и санитарно-бактериологические исследования
- Перед поступление больного в палату кровать, прикроватную тумбочку, протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку по режиму для вегетативных форм
- Больных с педикулезом, первично обработанных в приемном покое, берут под особое наблюдение и подвергают повторной обработке в отделении до полного обезвшивливания
- Каждый больной принимает в отделении гигиеническую ванну не реже одного раза в 7-10 дней. В отделении недоношенных и новорожденных детей купание производится не реже 2-х раз в 7 дней (если к этому нет медицинских противопоказаний)
- Смену нательного и постельного белья производят не реже одного раза в 7-10 дней (после прохождения ванны и, кроме того, белье меняют всякий раз в случае загрязнения)
- Больным запрещается пользоваться для сидения койками соседних больных; посетителям не разрешается сидеть на койках, палаты должны быть обеспечены табуретами
- Проветривание палат производится не реже четырех раз в день
- Установленный для больницы послеобеденный сон час должен строго соблюдаться всеми больными и не нарушаться персоналом больницы
- Выход больных в другие отделения воспрещен
- Раздачу готовой пищи производят в течении 2-х часов после ее изготовления, включая и время доставки пищи в отделение
- Отделения для новорожденных и недоношенных детей детских больниц 2 раза в год закрывают для проведения ремонта, дезинфекционных и санитарных мероприятий
- Лица, поступающие на работу в отделения, проходят полный медицинский осмотр в соответствии с действующими инструкциями

13
Учебный план сбора анамнеза жизни в педиатрической практике
Показатель
Возможные факторы риска
Преконцепционный и пренатальный период
От какой беременности, каких родов
Количество беременностей больше количества родов, число предшествующих родов более 7
Чем закончились предыдущие беременности
Наличие абортов, выкидышей, мертворождений, у предыдущих детей врожденная патология и (или) масса <2500г.
Наличие бесплодного периода
Бесплодие 2-4 года и более
Время между беременностями Настоящая беременность менее, чем через 3 года после предыдущих родов (абортов и др.)
Возраст матери на момент беременности
<20 лет или >35 лет
Возраст отца
<20 лет или >40 лет
Рост матери
<150 см
Вес матери
На 25 % больше нормы
Образование отца и матери
Низкий уровень
Вредные привычки родителей
Курение, злоупотребление алкоголем
Заболевания матери
Наличие хронической патологии
Планировалась ли беременность Беременность на фоне стресса, голода и др.
Желанная ли беременность
(срок взятия на учет в женской консультации)
Поздняя постановки на учет (> 12 недель)
Несоблюдение режима и питания беременной,
Возможные криминальные вмешательства
Характер работы во время беременности
Контакт с профессиональными вредностями; наличие стрессов и др.
Наличие токсикоза
Токсикоз во втором и третьем триместре беременности
Перенесенные заболевания во время беременности
Тератогенное, острое или хроническое токсическое воздействие на плод
Какие препараты принимала во время болезни
Прием антибиотиков, мочегонных препаратов; медикаментов с тератогенным действием
Социальные условия
Недостаточное питание, несоблюдение режима
Антенатальный период
Срочность родов
Роды до 38 и после 42 недели беременности
Течение всех периодов родов
Стремительные роды, слабость родовой деятельности и др.
Акушерские пособия
Травматизация плода
Сроки отхождения около- плодных вод, их характер
Отхождение вод > 6 часов до родов и/или наличие хлопьев, зелени, запаха околоплодных вод
Масса тела
<2500 г.
Длина тела
<45 см
Ранний неонатальный период
Оценка по шкале Апгар
< 5 баллов
Когда закричал ребенок
Закричал после манипуляций
Каким был первый крик
Слабым, непродолжительным
Какая была кожа ребенка
Бледная, синюшная
Впервые приложили к груди
Более чем через 6 часов после родов
Через какое время маму и ребенка перевели в палату
Более чем через 2 часа после родов


14
Состояние ребенка
Был беспокойным, угнетенным (все время спал)
Как брал грудь
Спал у груди, часто отдыхал во время кормления, наблюдался цианоз носо-губного треугольника во время кормления и др.
Когда выписаны домой
Позднее, чем через 5 суток после родов
Период новорожденности и грудной возраст
Состояние ребенка после выписки из роддома
Был беспокойным или угнетенным (просыпал кормления), гноились глазки, был жидкий стул, наблюдалось мокнутие пупочной ранки и др.
До какого возраста кормился грудью
Менее, чем до года
Были ли реакции на пищевые продукты
Диспепсии, кожные сыпи, упорные срыгивания и др.
Были ли заболевания
Наличие ОРЗ или ОКИ до года
Фиксирует взгляд
Позже 1 мес.
Держит голову, лежа на животе Позже 2 мес.
«Гулит»
Позже 3 мес.
Поворачивается со спины на живот
Позже 4 мес.
Отличает «своих» от «чужих»
Позже 5 мес.
Самостоятельно сидит
Позже 7 мес.
Стоит с опорой
Позже 8 мес.
Стоит без опоры
Позже 11 мес.
Самостоятельно ходит
Позже 12 мес.
Говорит осознанно слова
Позже 12 мес.
Когда прорезались зубы
Позже 8 мес.
Ранний и дошкольный возраст
Самостоятельно ест с ложки
Позже 1,5 лет.
Говорит предложения
Позже 2,5 лет
Как часто переносил ОРЗ
Более чем 4-5 за год
Для организованных: как проходил период адаптации
Часто болел более 2 мес. после поступления; не болел вообще; долго капризничал
Как общался со сверстниками
Не общался, конфликтовал
Младший и старший школьный возраст
Когда пошел в школу
Позже 7, 5 лет
Как справлялся со школьной нагрузкой
Сильно уставал, долго делал уроки, нервничал из- за оценок, не мог отвечать у доски и др.
Как часто переносил ОРЗ
Более чем 2-3 раза за год
Как общался со сверстниками
Не общался, конфликтовал
Как учиться
С тройками
Социальные условия
Район проживания
Воздействие химикатов, пыли, шума и др.
Место проживания
Тесная квартира, сырая, темная; отсутствие водопровода, канализации и др.
Семейный анамнез
Многодетная семья, неполная семья
Материальное положение
Низкий доход на каждого члена семьи
Питание
Нерегулярное, однообразное, сухоядение и др.
Соблюдение режима дня
Недостаточное время сна, отсутствие ежедневных прогулок и др.
Взаимоотношения в семье
Конфликты, отчужденность и др.


15
Анамнез необходимо собирать у ближайших родственников, желательно у матери ребенка, т.к. чаще всего только она может дать полную информацию о течении беременности, родов, состоянии ребенка в родильном доме. Поскольку анамнез жизни включает в себя вопросы интимного содержания, беседу необходимо проводить только с согласия матери. Ребенок грудного и раннего возраста может присутствовать при сборе анамнеза. Более старших детей рекомендуется отвлечь игрой или книгой.
Если мать ребенка отсутствует, беседу проводят с другими родственниками.
При этом обязательно указывается с чьих слов собран анамнез, т.к. владение информацией о развитии ребенка другими родственниками чаще всего ниже по сравнению с матерью ребенка.
Если анамнез собирают со слов ребенка, план сбора анамнеза значительно сокращается, т.к. врач не имеет права задавать ребенку вопросы о количестве беременностей его матери, течении беременности и родов и т.д. Врач может спросить сколько у ребенка старших братьев и сестер, сколько им лет, рассказывали ли ребенку что-либо о его рождении и раннем возрасте. Эта информация будет достаточно скудной. Но достаточно полно ребенок может рассказать о социальных условиях проживания (материальном положении, характере питания, отношении к нему родственников и одноклассников и др.)
Собирая анамнез жизни педиатр выявляет те или иные факторы риска развития ребенка, позволяющие врачу провести диагностический поиск нарушения состояния здоровья ребенка или определить принадлежность здорового ребенка к группе риска. Поэтому чем полнее собран анамнез, тем качественнее будет диагностический процесс.
Анализом амбулаторной карты можно дополнить анамнез жизни, но полностью заменить сбор анамнеза нельзя.

16
Биологический анамнез оформляется в виде генеалогического древа. Фигуры в родословной располагают по поколениям, каждое поколение занимает отдельную строку.
Символы, используемые при составлении родословной:
Мужчина
Близнецы монозиготные
Женщина
Близнецы дизиготные
Брак
Умер
Родственный брак
Медицинский аборт
Нумерация родственников в каждом поколении
I дедушки, бабушки пробанда
1 2 3 4 родители
II сестры и братья родителей
III пробанд сестра брат двоюродные сестры-близнецы поколения
При оформлении родословной учитывается только кровное родство.

17
Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз (от бабушек- дедушек к внукам). В каждом поколении братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, каждый обозначается арабской цифрой. Под родословной дается «легенда», в которой характеризуется каждый субъект. При этом указывается состояние здоровья, наличие хронических заболеваний, врожденных пороков, возраст, если умер – возраст и причина смерти.
Например:
I.1. - 72 года, гипертоническая болезнь
II.2. – умер в возрасте 62 лет от инсульта
По родословной оценивается
Общая отягощенность анамнеза
При коэффициенте более 0,7 говорят об общей отягощенности анамнеза
Направленность отягощения
При коэффициенте более 0,4 говорят об отягощенности анамнеза по определенному заболеванию
Оценка социального анамнеза
определяется по социальным факторам риска:
Общее число заболеваний
Индекс отягощения =
Общее число известных родственников
Индекс отягощения по Общее число заболеваний какому-либо заболеванию =
Общее число известных родственников
На дереве своей генеалогии
Характер свой отыскивая в предках
Догадываюсь с грустью я, что многие
Качаются в петле на этих ветках
И. Губерман


18
Фактор риска
1. Возраст родителей
Возраст матери <20 лет или >35 лет
Возраст отца <20 лет или >40 лет
2. Образование и профессия родителей
Низкий уровень образования
Неквалифицированный труд
3. Полнота семьи
Отсутствие одного или обоих родителей
Многодетная семья
4. Психологический климат в семье
Конфликты
Отчужденность
5. Наличие асоциальных форм поведения
Наказания ограничением питания
Методы физического воздействия
6. Жилищно-бытовые условия
Отсутствие постоянного места жительства
Квартира сырая, холодная, темная
Менее 6 м
2
жилой площади на члена семьи
Отсутствие благоустройства жилья
7. Материальная обеспеченность семьи
Доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума
8. Режимно- воспитательный фактор
Методы психологического воздействия
Питание, недостаточное по количеству, нерегулярное, однообразное; сухоядение
Недостаточное время сна
Просмотр телепередач > 1,5 часов в сутки
Компьютерные игры > 1,5 часов в сутки
Отсутствие санитарного воспитания ребенка
Количество факторов риска
Оценка отягощенности
1-2
Низкая отягощенность
3-4
Умеренное отягощение
5-6
Выраженная отягощенность
7-8
Высокая отягощенность

19
Оценка резистентности организма
(определяется по кратности острых заболеваний (I оз)
Кратность острых заболеваний
(I оз)
Резистентность
0-3 в год (0-0,32) хорошая
4-5 в год (0,33-0,49) снижена
6-7 в год (0,5-0,6) низкая
8 и более в год (>0,67) очень низкая
Кол-во перенесенных острых заболеваний
I оз =
Число месяцев наблюдения

20
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Антенатальный период – период внутриутробного развития
Грудной возраст – период от 29-го дня жизни до года.
Интранатальный период – период от начала регулярных родовых схваток до перевязки пуповины.
Патронаж – посещение на дому
Поздний неонатальный период – охватывает 21 день (с 8-го по 28-й день жизни)
Переходные состояния новорожденных – физиологические состояния новорожденного, наблюдаемые в ранний неонатальный период, связанные с адаптацией к внеутробному существованию
Преконцепционный период – время, непосредственно предшествующее беременности
Ранний неонатальный период – период от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни
20>20>45>2500>150>20>20>