Файл: Особенности сенсорного развития детей раннего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 моторики и логики, все это благоприятно влияет на психическое развитие ребенка. Творческие занятия систематически должны присутствовать в деятельности ребенка раннего возраста как одно из направлений сенсорного воспитания.
Как только дети раннего возраста овладевают способностью стоять и ходить самостоятельно, они получают доступ ко многим, недоступным для них раньше предметам. Эти новые предметы влекут их, вызывают острый интерес, побуждают к взаимодействию с ними, тем самым стимулируя детей к познавательной исследовательской активности. Такая активность в свою очередь ведет к совершенствованию таких процессов как память, восприятие, внимание, мышление [22].
В своей книге Е.О. Смирнова пишет: «Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в раннем возрасте» [22, с. 20].
Об успешной познавательной активности ребенка следует судить не по тому, как хорошо ребенок справляется с поставленными перед ним задачами, а по эмоциональной вовлеченности в процесс исследования, его целеустремленности, силе его желания изучать окружающий мир.
Познавательная активность является важной составляющей психического развития ребенка не только раннего возраста, но и всего периода детства в целом.
Для того чтобы побуждать ребенка к активной исследовательской деятельности, усиливать его интерес к окружающему его миру, взрослые должны создать необходимые условия, предметную среду, где ребенок может безопасно взаимодействовать с интересующими его предметами.
Необходимо следить, чтобы окружение ребенка было разнообразным, игры и предметы периодически заменялись на новые, еще не исследованные. Но и чрезмерно насыщать пространство сильными стимулами для органов восприятия тоже не стоит, чтобы не вызвать переутомление маленьких детей.

23
Е.О. Смирнова обращает внимание на то, что в обучении детей не должны быть сделаны акценты на какие-либо отдельные процессы
(восприятие, мышление, память или внимание). Их полноценное развитие возможно только при условии их взаимосвязи, как результат целенаправленной систематической воспитательной деятельности.
В процессе предметной деятельности детей раннего возраста в первую очередь происходит активизация восприятия. В процессе изучения окружающего мира ребенок активно использует зрение, слух, обоняние, осязание и пр. И.В. Шаповаленко пишет о том, что: «Для наилучшего развития способности восприятия в раннем возрасте необходимо выполнение таких предметных действий, которые требовали бы учета различных свойств предметов» [29, с. 188]
Зрительное восприятие изначально несовершенно. Ребенок не может на глаз соотнести предметы по форме и размеру. Для того чтобы собрать пирамидку, матрешку или поместить игрушки в коробку ребенку необходимо много раз попробовать это сделать и понять, как правильно. У детей постарше развивается умение делать такие манипуляции с первого раза, «на глаз».
У детей 1-2 лет зрение имеет непроизвольный и избирательный характер. Они могут обратить внимание на самые незначительные свойства предмета или же наоборот не узнать хорошо знакомый предмет с некоторыми изменениями.
Постепенно дети учатся соотносить предметы по образцу, основываясь на их форме, цвете и размере, это называется зрительной ориентировкой.
«В рамках ведущей деятельности происходит интенсивное развитие фонематического слуха детей» [23]. Это происходит из потребности ребенка в понимании взрослого. В процессе взаимодействия с взрослым ребенок пополняет свой пассивный и активный словарный запас, учится правилам артикуляции, интонации.


24
Для того чтобы успешно осуществлялись описанные выше процессы происходит совершенствование и развитие внимания и памяти ребенка.
Мышление ребенка раннего возраста характеризуется как наглядно- действенное. Т. е. ребенок через повторение одинаковых действий с предметами устанавливает связь с получаемым результатом. Так же уже готовые взаимосвязи между действием и получаемым результатом дети перенимают у взрослых.
На протяжении всего раннего возраста мышление ребенка совершенствуется, усложняется и трансформируется в наглядно-образное.
Ребенок может не только выполнить какие-либо действия, но и представить их себе. Это происходит за счёт накопления в памяти образов и свойств предметом, явлений и людей.
Одним из наиболее впечатляющих событий раннего возраста можно считать овладение ребенком активной речи. Речь является одним из новообразований этого периода. В результате предметной деятельности и делового общения со взрослыми ребенок ощущает недостаточность экспрессивно-мимических и локомоторных средств общения. Ребенок начинает осваивать более сложное общение с помощью слов. В процессе овладения активной речью ребенок качественно улучшает не только взаимодействие с взрослыми людьми, но и все свои психические процессы
(мышление, память, внимание, восприятие). Другие дети становятся для ребенка субъектами общения, улучшается их взаимодействие, появляются совместные занятия и игры.
Е.О. Смирнова выделяет несколько этапов в овладении ребенком речью:
1.
Пассивная речь. На первом году жизни ребенок уже понимает многие обращенные к нему слова, улавливает общий смысл фраз взрослых.
Однако сам не говорит, а использует для общения невербальные средства: мимику, жесты, движения, вокализации.

25 2.
Автономная детская речь. От 1 до 1,5 лет. Ребенок старается подражать тем словам, которые произносит взрослый, но это получается плохо. Сами слова отличаются и по звучанию, и по смыслу от «взрослых» слов. Так же дети могут говорить одно и то же слово для различных предметов, основываясь на только ему понятных взаимосвязях. Одно слово может иметь значение целого предложения. Еще одной особенностью речи на данном этапе является ее ситуативность. Ребенок говорит и понимает слова в контексте данной ситуации, а предметы вне зоны видимости ребенка не представляют для него интереса.
3.
Активная речь. На третьем году жизни происходит освоение ребенком активной речи. Происходит накопление словарного запаса, попытки ребенка повторять слово как можно более понятно для взрослого, соотнесение слова и конкретного предмета или явления, которое он обозначает. Так же к этому моменту ребенок уже понимает, когда говорят о тех вещах, которых нет в непосредственном поле зрения ребенка, он может вспомнить и рассказать о том, что происходило в прошлом, представить возможные события и свои действия в будущем. Речевая активность ребенка высокая, он говорит много, озвучивает все свои движения, порой даже ни к кому не обращаясь. Речь усложняется, появляются предлоги, союзы, наречия.
Ребенок учится рифмовать слова, создает свои речевые конструкции, придумывает новые слова.
Е.О. Смирнова обращает особое внимание на то, что для появления слов в речи ребенка необходимо его предметное сотрудничество с взрослым.
Два главных условия стимуляции речи: потребность в общении с взрослым и потребность в названии предметов. Только при одновременном выполнении этих условий ребенок ощущает потребность использовать слова для общения и обозначения предметов [22].
Такие исследователи как И.В. Шаповаленко, Л.Н. Галигузова,
Е.О. Смирнова дают следующие советы по активизации речи ребенка:


26 1.
Определить свойственный ребенку тип общения (эмоциональный или деловой);
2.
Говорить с ребенком тихо, четко и ясно, внятно произнося все слова;
3.
Много разговаривать с ребенком в быту, сопровождать словами все свои действия. Слова и фразы должны быть эмоционально насыщенными, увлекательными для ребенка;
4.
Читать вместе с ребенком книжки, рассматривать картинки, рассказывать стихи и сказки;
5.
Стимулировать ребенка заговорить посредством поручений
(Скажи, расскажи, позови и пр.) [29, с. 193].
В результате всех описанных выше изменений к концу раннего возраста у ребенка формируется изменение отношения к самому себе, к предметному миру и к окружающим людям.
Отношение ребенка к себе формируется за счет отделения его образа от образа родителей, расширению его представлений о своей внешности, знаниях, умениях и возможностях. Уже к концу второго года жизни дети могут показать части своего тела, узнают себя на фото и видеозаписи.
Появляется представление о своих и чужих вещах, употребляются слова
«мой», «моё», «мне» и т.д. На третьем году жизни происходит половая идентификация (мальчик, девочка).
Набираясь опыта предметной деятельности, ребенок начинает верить в свои силы, стремиться опробовать свои физические и умственные возможности. Ребенок стремиться к достижению успеха и положительной оценке взрослыми своих действий. Дети трех лет очень любят похвалу, подтверждение своих достоинств и заслуг, но очень негативно и бурно реагируют на замечания или невнимание взрослого. Со временем к ребенку приходит понимание, что неодобрение вызывает не он сам, а его конкретные действия и учиться подстраивать свои действия так, чтобы заслужить одобрение взрослых. Ребенок учится спокойнее и по-деловому относиться к

27 своим неудачам, стремиться к правильным результатам. Многие действия ребенка носят эгоцентричный и демонстративный характер. Многие исследователи отмечают появление таких новообразований как чувство собственного достоинства и гордость за свои достижения.
Отношение к себе сказывается и на отношении к предметному миру. В процессе предметной деятельности ребенок становится целеустремленным, самостоятельным, стремиться не только выполнить действие, а сделать это как можно более правильно, точно. Ребенок заинтересован не только в непосредственной деятельности, но и в ее результате.
Отношения с взрослыми так же переходят на новый уровень. С одной стороны, дети доброжелательны и инициативны в общении с взрослыми, с другой требуют большей самостоятельности в действиях и принятии решений. Ребенок ждет от взрослой оценки своих действий как мотивации для действий в дальнейшем.
Закономерным результатом развития ребенка раннего возраста является кризис трех лет. Причина кризиса заключается в несовпадении личных желаний и возможностей ребенка с теми действиями, которые разрешены взрослыми. И так как желания ребенка являются аффективными
(владеющими ребенком) происходит яркий конфликт с взрослыми людьми.
Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которые характерны для кризиса трех лет:
1. Негативизм
2. Упрямство
3. Строптивость
4. Своеволие
5. Протест-бунт
6. Симптом обесценивания
7. Деспотизм


28
И.В. Шаповаленко выделяет следующие стремления ребенка в кризисный период: стремление к эмансипации и стремление к волевой деятельности [29, с. 198].
Е.О. Смирнова подчеркивает, что: «в центре кризиса стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье» [22, с. 34].
Современные исследователи единодушны во мнении, что к кризису трех лет следует относиться не как негативному этапу взросления ребенка, но как к периоду становления и приобретения новых волевых качеств ребенком, перестройке и формированию его личности. Этот период необходим для дальнейшего развития самостоятельности ребенка, чувстве собственного достоинства и ценности своей личности.
Отечественные исследователи предлагают разделять «кризис развития» и «кризис недоразвития». Если взрослые негативно и неодобрительно относятся к проявлению самостоятельности ребенком, жестко его подавляют и высмеивают, то развивается «кризис недоразвития», где симптоматика кризиса ярко выражена, а положительные новообразования в процессе кризиса не формируются. Если взрослые адекватно реагируют на негативизм ребенка, умело поддерживают баланс между сохранением рамок и предоставлением большей самостоятельности, то ребенок проживает этот период легче, получая в процессе кризиса необходимые в дальнейшей жизни волевые качества («кризис развития») [22].
И.В. Шаповаленко пишет, что: «Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой символический план, с возникновением полноценной игры» [29, с. 199].

29

1.3 Психологические условия сенсорного развития детей раннего
возраста
Ранний детский возраст с 1 до 3 лет это во всех отношениях особенное время в жизни ребенка. Интенсивное физическое и психологическое развитие происходит наравне с изменениями в социальном окружении ребенка. Дети 1
– 2 лет в основном большую часть времени проводят дома, в окружении семьи, знакомых людей. Все их представления об окружающем мире складывается на основании того, в каких условиях дети находятся. В этот период главная задача взрослых, ухаживающих за ребёнком, создать безопасные условия, способствующие развитию и совершенствованию всех органов чувств, формирующие стремления ребенка к познавательной и исследовательской активности.
В возрасте 2-3 лет многие дети начинают посещать детские сады. В это время большое значение играет то, как организована предметно- развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, где дети проводят большую часть дня.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет следующие требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях:
1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала.
2. Предоставление возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1.1 Содержательно-насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное

30 пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с различными материалами.
1.2 Трансформируемой, что предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
1.3 Полифункциональной, что предполагает возможность использования различных составляющих предметной среды.
1.4 Вариативной, т. е. периодически сменяемые игровые материалы, с появлением нового материала, стимулирующего игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
1.5 Доступной, что предполагает свободный доступ материалов для детей с учетом личностных особенностей, исправность и сохранность оборудования.
1.6 Безопасность, т. е. обеспечивающей надежность всех элементов предметно-пространственной среды [19].
О большой роли предметно-развивающей среды в процессе организации сенсорного воспитания детей раннего возраста говорили такие исследователи как С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина и другие.
С.Л. Новоселова в своих методических рекомендациях дает следующее определение предметно-пространственной среде:
«это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный предметами и игровыми материалами»
[16].
В настоящее время существует множество специально разработанных и широко используемых дидактических игрушек, пособий и материалов,