Файл: Нормы употребления лексических единиц. Лексические ошибки в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1013

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа
Нормы употребления лексических единиц. Лексические ошибки в

речи
Задание 1. Прочитайте фрагмент из романа И. Ильфа и Е. Петрова

«Двенадцать стульев». Какие черты характеризуют речь Эллочки-людоедки?
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет

12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.

  1. Хамите.

  2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

  3. Знаменито.

  4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т.д.)

  5. Мрак.

  6. Жуть. (Жуткий, например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».)

  7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, не зависимо от возраста и общественного положения.)

  8. Не учите меня жить.

  9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», при игре в карты.

«Я его срезала, как ребенка», как видно, в разговоре с ответственным съемщком.)

  1. Кр-р-расота!

  2. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика не одушевленных и одушевленных предметов.)

  3. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

  4. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

  5. У вас вся спина белая. (Шутка.)

  6. Подумаешь.

  7. Уля. (Ласкательное окончание имен, например: Мишуля, Зинуля.)

  8. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение, удовлетворенность.)


Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.
Как вы понимаете, что такое «богатство речи»? Каким требованиям должна соответствовать эта характеристика?
Ответ:

Эллочка является носителем фамильярно-разговорного и просторечно -жаргонного типов речевой культуры. Среди фраз, выбранных ею, мы не найдем литературных слов, культурных фраз или выражений, построенных согласно нормам русского литературного языка.

В её речи много междометий, фамильярных жаргонных слов (парниша, мрак).

Употребление одних и тех же слов и фраз применительно ко многим разноплановым ситуациям, бедность словарного запаса.

Междометия являются наиболее характерной чертой разговорной речи. Основная их стилистическая функция – эмоционально-экспрессивная.

Одним междометием можно выразить целую палитру чувств и эмоций при отсутствии должного словарного запаса. Кроме того, для людей с маленьким словарным запасом они заполняют пустоты в предложениях и часто служат для связи слов в предложении.

Задание 2. Найдите ошибки на сочетаемость, объясните их.

Предложения исправьте.

1)Большое влияние на молодых имеет телевидение.

Большое влияние на молодых оказывает телевидение.

2)На собрании обсуждался вопрос о повышении дисциплины.

На собрании обсуждался вопрос об укреплении дисциплины.

3)Я надеюсь, что наша команда опять займет первенство в соревнованиях.

Я надеюсь, что наша команда опять займет первое место в соревнованиях.

4)Артист завоевал признательность зрителей.

Артист завоевал признание у зрителей.

5)Есенин учил преодолевать различные угрюмые чувства.

Есенин учил преодолевать угрюмые чувства.

6)Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших гостях.

Нельзя не сказать несколько теплых слов и о наших гостях



7)Дефекты в подготовке выпускников вскрываются во время экзамена.

Недостатки в подготовке выпускников вскрываются во время экзамена.

8)У моего друга тяжелый характер.

У моего друга сложный характер.

9)Так было в гражданскую войну, в годы построения разрушенного войной хозяйства.

Так было в гражданскую войну, в годы восстановления разрушенного войной хозяйства.

10) Большую роль в разгроме врага имели партизанские отряды.

Большую роль в разгроме врага сыграли партизанские отряды.
Задание 3. Найти ошибки, связанные с речевой избыточностью,

классифицировать их и исправить предложения.

. 1)Здесь можно приобрести все необходимые товары и вещи.

Здесь можно приобрести все необходимые товары.

2) Невольно вспоминаются в памяти слова Н.В.Гоголя.

Невольно вспоминаются слова Н.В. Гоголя.

3) Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Он крепко держит в своих руках штурвал.

4) Российская делегация предложила ввести в проект следующие коррективы и поправки.

Российская делегация предложила внести в проект следующие поправки.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

Пилот совершил вынужденную посадку.

6) Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

Подул сильный ветер, однако, дождь не прекратился.

7) Лес, окутанный черным мраком, наводил на нас ужас.

Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас.

8) В этом стихотворении Бернс воссоединяет воедино тему бессмертия жизни и труда с образом народного героя.

В этом стихотворении Бернс воссоединяет тему бессмертия жизни и труда с образом народного героя.

9) Первое боевое крещение мы получили под Ельней.

Боевое крещение мы получили под Ельней.

10) Следственные органы расследовали преступления, связанные со злоупотреблениями в торговой сети.

Следственные органы расследовали злоупотребления в торговой сети.
Задание 4. Исправьте ошибки, связанные со смешением паронимов.

При выполнении задания пользуйтесь
толковыми словарями.

1)Ее объяснение было очень доходным.

Её объяснение было очень толковым.

2)Порошковая металлургия современная эффектная технология.

Порошковая металлургия – современная эффективная технология.

3)Славу Н. Караченцову принесла заглавная роль в спектакле

«Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова.

Славу Н.Караченцеву принесла главная роль в спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Рязанова.

4)В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

В новых кварталах города находятся самые высокие дома.

5)После ссоры между бывшими приятелями установились вражеские отношения.

После ссоры между бывшими приятелями установились враждебные отношения.

5)Искусство влияет на рост культурности человека.

Искусство влияет на рост культуры человека.

6)Он начал с маленького, но со временем достиг больших успехов.

Он начал с маленького, но со временем достиг больших результатов.

7)У нее совершенно нет тактики: своими вопросами она поставила меня в смешное положение.

У нее совершенно нет такта: своими вопросами она поставила меня в смешное положение.

8)Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

Учитель вынужден был еще раз обьяснить новый материал.

9)Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

Большим достоинством этого произведения является выразительный, колоритный язык.
Задание 5. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) воспитательный характер.

2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) выборные должности.

3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) дипломатичный ответ, что мы даже не рассердились на него.


4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) драматические постановки.

5. Он дал мне (дружественный, дружеский) дружеский совет.

6. У (запасный, запасливый) запасливого человека всегда есть нужный инструмент.

7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) злая собака.

8. Его (исполнительный, исполнительский) исполнительский талант был высоко оценен критикой.

9. (Критичный, критический) Критический анализ этого исследования был не очень (критичный, критический) критичным.

10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический) логичными.

11. Он привык работать без надрыва (методически, методично) методично, четко выполняя все (методический, методичный) методические рекомендации.

12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо) нетерпимо, это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый) нетерпимым.

13. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) обговорить те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) оговорены в соглашении.

14. Эти (потребительный, потребительский) потребительские продукты не пользуются (потребительный, потребительский) потребительским спросом.

15. Прошу (представить, предоставить) предоставить мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.
Задание 6. Выберите нужное слово из данных в скобках.

1. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного (представления, предоставления) предоставления квартир нуждающимся.

2. Верховенство права и закона - общий и (главный, заглавный) главный принцип правового государства.

3. Все, что касается трудностей нового дела в многоукладном сельском хозяйстве, (отписано, описано) описано в современных публикациях.

4. Заключительный этап анализа - определение (оборотливости, оборотности) оборотности и эффективности операций.

5. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской