Файл: Введение Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2811

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 3

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ФИО ребенка, возраст Власов Александр Викторович, 5 лет

Дата заполнения 20.02.2023

Характер нарушения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Агрессивность

Физическая

Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, кусается, плюется.

Скрытая

Щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый

Вербальная

Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова

В виде угрозы

Замахивается, но не ударяет, пугает других

В мимике

Сжимает губы, краснеет, сжимает кулаки

Как реакция ограничения

Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие

Направленная на себя

щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз

Вспыльчивость


В физических действиях

Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть

В речи

Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово

Негативизм


В физических действиях

Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру

И отказы

Отказывается даже от интересной деятельности

Вебальный

Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет

Демонстративность


В движениях

Отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях

Как ориентация на собственное состояние и поведение

Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)


Как реакция на припятствие

Обижается при проигрыше в игре

В мимике

Недовольное выражение лица, плачет

В реакции на оценку других

Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность


Активная или реактивная

Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других

Вследствие эгоцентризма

Не учитывает желаний и интересов сверстников

Как недостаточность опыта

Совместной деятельности, взаимоотношений

Вследствии трудности переключения

Не уступает игрушек

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции

Когда все дети вместе, стремится уединиться

И эмоциональная поглащенность деятельностью

Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих

И особенности речевого поведения

Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику

Как псевдоглухота

Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную

Особенности зрительного контакта

Избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость

Реакция на замечание

Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении

В физических действиях и мимике

Дурачится, передразнивает в движениях

Нерешительность

В социальных отношениях с другими

Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявляется в речи

Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ

В физических действиях

Боится прыгнуть с возвышения

Реакция на новизну

В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной

Страхи


Конкретные

Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра

Реакция на новизну

Боится входить в новое помещение

Социальные

Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному

Тревога

В мимике

Блуждающий, отстраненный взгляд

В речи

В речи

В движениях

В движениях

Во взаимоотношениях с другими

Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому

Скованность

В движениях

Двигательно скован

В речи

Запинается в речи

Реакция на новизну

Реакция на новизну

Заторможенность

В познавательной деятельности

Не знает, чем заняться

В зрительном восприятии

Бездеятельно смотрит по сторонам

В речи

Говорит слишком тихо

Время реакции

Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает

Эгоцентричность

Как отношение к себе

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

Во взаимоотношениях

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

В речи

Часто использует местоимение «Я»

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности

Не смотрит мультики

На организованных занятиях

Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

Дефицит внимания

Сосредоточенность

Смотрит по сторонам на занятии

В речи

Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия

Двигательная расторможенность

Особенности планирования действий

Поспешно планирует собственные действия

Избыточный темп и количество действий

Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала

Длительность сдерживания гиперактивности

Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят

Длительность овладения состоянием

Быстро возбуждается и медленно успокаивается

Речевая расторможенность

Громкость речи

Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса

Темп речи

емп речи убыстрен, речь взахлеб

В социальных отношениях

Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого


Приложение 4

Результаты диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания.



Название методики, описание.

Выявленная проблема

Семьи воспитанников

Рекомендации по работе с семьей

1

Опросник «Сознательное родительство»

Выялены ошибки в родительских установкок и ожиданий, позиций воспитания, ответственности и стиля семейного воспитания.

Средний уровень осознанности родительства у тестируемых.

Провести беседы, родительские встречи на тему родительства и помочь разобраться в данной теме.

2

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

(Э.Г.Эйдемиллер)

Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений в исследовании проблемных семей, где есть дети с акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Это неопределенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. А так же нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка.

Провести беседы, родительские встречи на тему семейных взаимоотношений.

3

Методики Сакович Н.А. «Сказка "Птенец"

Отношение к самому себе

В основном у детей преобладает заниженная самооценка.

Ребенок должен быть уверен в том что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими.

4

Рисуночный тест «Кактус»

Отношение к критике

Большинство детей относятся к критике отрицательно.

Объяснить ребенку, что каждый человек ошибается и правильная критика в его адрес, только может помочь ему в совершенствовании себя и того что он деляет.

5

методика «Изучение отношения к трудовым поручениям» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной)

Отношение к деятельности

У детей повышенный уровень сформированности трудовых умений.

Чаще поощрять ребенка за исполненные поручения. Никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам.


Приложение 5

Акт посещения семьи.

АКТ посещения семьи.

1. Дата обследования: 21.02.2023г.

2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего: Коковин Арсений Александрович

3. Возраст, год рождения, место рождения: Арсений 5 лет, 10.07.2017 г.р., г. Краснодар

4. Адрес, телефон: ст. Новониколаевская, т. 89951987343

5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, доходы (доходы указываются в рублях за предшествующий месяц на основании справки с места работы), состоят ли в браке):

Отец – Коковин Александр Викторович, 10.03.1991 г.р., монтажник, стаж работы 7 лет.

Мать – Коковина Дарья Юрьевна, 23.10.1990 г.р., безработная.

Родители состоят в браке.

6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: Родители ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего: не обеспечивают необходимой одеждой, не контролируют занятость ребенка в свободное время.

7. Сведения о несовершеннолетнем:

Режим дня дома не соблюдается, условия проживания неудовлетворительные: минимальный запас продуктов питания, в комнате грязно. У ребенка имеется спальное место. Отсутствуют игрушки в соответствии с возрастом.

Уход за несовершеннолетним родители осуществляют ненадлежащим образом.

Состояние здоровья несовершеннолетнего: Арсений часто болеет простудными заболеваниями.

Арсений посещает дошкольное учреждение.

8. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи: между Арсением и родителями отсутствуют доверительные отношения, характерна эмоциональная отчуждённость, недопонимание. Отец часто ругает ребенка, присутствуют телесные наказания.

9. Проживают в съемной квартире 3 человека, родители с несовершеннолетним.

10. Общая площадь жилого помещения и вид благоустройства (водопровод, канализация, газ и др.): Общая площадь – 30 м.кв., жилая – 15 м.кв. Жильё благоустроенное, состоит из 1-й комнаты, кухни.

11. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья):

- проводить консультирование родителей по вопросам воспитания, взаимоотношения с сыном (педагог-психолог, педагог социальный);

- осуществлять просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних);


- проводить работу, направленную на формирование гигиенических навыков (воспитатель, врач-педиатр);

- психологической: осуществлять просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья несовершеннолетней (педагог-психолог);

- проводить коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (педагог- психолог, педагог социальный);

- материальной: помочь в подаче документов на социальную помощь.

12. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему:

Родители ненадлежащим образом занимаются воспитанием и содержанием ребенка, в доме беспорядок, минимальный запас продуктов питания. Необходимо рассмотреть на заседании Совета по профилактике вопрос о целесообразности признания несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.

Воспитатель

Руководитель детского сада.

Приложение 6

План работы с родителями (лицами, их заменяющими) на месяц с согласованием его с сотрудниками ДОУ.

Февраль


1.


Выставка творческих детских работ «Мой любимый папа».


Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.


Воспитатели


2.


Проект «Российские войска»


Совместное изготовление стенгазеты для группы, формирование патриотических чувств.


Воспитатели


3.


Праздник «День защитника отечества»


Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско- родительских отношений.


Музыкальный руководитель, воспитатели


4.


Родительское собрание «Вперёд, только вперёд


Педагогическое просвящение родителей в вопросах подготовки к школьному обучению, повышение педагогической компетентности родителей.


Воспитатель, Психолог

Приложение 7

Индивидуальная консультация.

Памятка «Правила проведения консультаций для родителей»

Памятка «Правила проведения консультаций для родителей»

Какой бы вид консультации ни выбрал воспитатель,

следует придерживаться некоторых правил:

- консультация должна запомниться;

- должно заставить задуматься;

- настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;

- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

- уважайте свое время и время родителей – консультация не должна затягиваться.

Основные этапы подготовки родительского собрания:

  • Анкетирование родителей по теме консультации.

  • Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до консультации.

  • Изготовление оригинальных памяток с советами на

тему консультации.

  • Распределение обязанностей по подготовке консультации.

  • Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они ещё не знают друг друга.

Основные этапы проведения консультации:

1. Выступление короткое, эмоциональное.

2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не просил обязательно всех присутствующих высказать своё мнение по вопросу, а спрашивал ни более 2-3-х человек.

3. Не следует упрекать и поучать родителей.

4. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их имён.

5. Обратная связь. Чтобы узнать, насколько темы и содержания родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.

Секреты успешности консультации:

  • Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.

  • Положить перед собой список с именами и отчествами родителей.

  • Определить регламент консультации, не более 1,5 часов.

  • Поблагодарить всех, кто нашёл время прийти.

  • Тема консультации должна учитывать возрастные особенности детей.

  • Консультация должна носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  • Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

  • Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

  • Дать почувствовать родителям Ваше уважение к ним.

  • Не забывать про правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

  • Дать понять родителям, что вы хорошо понимаете, как тяжело ребёнку учиться.

  • Консультация не должна заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося.

  • Доведите до родителей мысль, что плохой ученик не означает «плохой человек».

  • Постараться понять родителей. Важно чтобы родители уходили с консультации с верой в своего ребёнка, положительно настроенный и с ощущением, что если у его ребёнка какие-либо сложности, то он сможет ему помочь.

  • А также, следует помнить, что безусловная любовь не зависит, ни от внешности ребенка, ни от его достоинств и недостатков, ни от его способностей, ни от сегодняшнего поведения.