Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины – России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее, начиная с XVII века. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн. русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше или существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии. Диаспора – это часто начало формирования национального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части или за пределами одноименного государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

В России меньшинствами являются, например, греки, армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР.

Вернемся к рассмотрению понятия «культура». В своем первоначальном значении латинское слово cultura означает «возделывание, обрабатывание». Действительно, в самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей.

Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. Синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры – это культурология. Культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития

Существует огромное количество определений понятия «культура».

  • Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.

  • Культура – свод правил, организующих человеческое поведение.

  • Культура – средство приспособления общества к природной среде.

  • Классическое определение культуры:

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. (Э. Тейлор).


  • Культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому, общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа – это его образ жизни.

Ученые подразделяют культуру на:

  • материальную, включающую физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами);

  • нематериальную, созданную разумом человека: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.

При всем многообразии определений, в которых выделяется какая-то одна сторона культуры, в целом можно выделить главное: культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

В широком значении этническая культура – это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса.

В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.

Этническая культура – такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху. Так например, бумеранг в развитом виде был специфическим для австралийцев; копьеметалка, кроме них, была известна эскимосам, некоторым группам индейцев Южной Америки, а в период позднего палеолита – древним обитателям Европы.

Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза «мы – они», «свои – чужие». Поэтому этнос – только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим. Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится

дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему.

Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фундаментальных черт (паттернов):

1) речь;

2) материальные черты;

3) искусство;

4) мифология и научное знание;

5) религиозная практика;

6) семья и социальная система;

7) собственность;

8) правительство;

9) война.


В культурологии не сложилось единого понимания цивилизации. Признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры – появление каменных строений, в области духовной культуры – возникновение письменности. Для антропологов цивилизация наивысший тип культуры – культура людей, живущих в городах.

Культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система.

Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной культурой нормы поведения. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную (лингвистическую), но и невербальную информацию.

В дополнение к лингвистической коммуникации человек использует жестовую.

Учение о невербальных коммуникациях в науке называется кинесиксом (kinesics). В нем обобщены сведения о всем многообразии встречающихся в разных культурах человеческих жестах.

Культурные конвенции – это огромное количество культурных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими. Они касаются времени и места социального общения людей. Иными словами, подразделяются на временные и пространственные.

Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие.

Этническую культуру следует отличать от национальной культуры. Источник этнической связи людей – общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой.


Нация – более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация – образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо больше возможности для дифференциации.

Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму а) более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности.

Однако даже при самом удачном стечении дел на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм. Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной.

С этноцентризмом тесно связано другое понятие – ксенофобия. Оно обозначает боязнь и неприятие всего иностранного, а если шире – всего чужого. Шовинизм – разновидность ксенофобии и этноцентризма, крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность.

Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма.

Причиной конфликта может послужить расовая дискриминация, представляющая собой систематическое умаление прав этнической группы граждан по мотивам ее национальности или расы. Крайними формами дискриминации являются апартеид, геноцид, рабство.

Культура человечества состоит из множества самых разнообразных культур, созданных различными народами нашей планеты. Для того чтобы не заблудиться в этом мире, как в огромном лесу, необходимо прибегнуть к типологии культуры. Что такое тип культуры? Тип культуры – это некая совокупность культурных единиц (например, культур различных народов), объединенных по общему для них признаку. Каждый тип культуры обладает особенностями, позволяющими отличать его от другого типа.

Существует большое количество типологий, каждая из которых обладает как достоинствами, так и недостатками. Главный недостаток большинства типологий состоит в том, что они не могут охватить все многообразие существующих культур, поэтому некоторые из них остаются за рамками этих типологий. Так, типология «Запад-Восток» оставляет за своими пределами большинство стран африканского континента.


В культурологии имеется много типологий:

  • историческая;

  • этнографическая;

  • типология, базирующаяся на отношении человека к природе;

  • типологии Ф.Нортропа, Ф.Ницше, А.Крёбера и др.

Историческая типология позволяет проследить развитие культуры во времени и определить место конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Впрочем, в широком смысле слова любая типология является исторической, так как каждый тип культуры так или иначе развивался во времени.

Основными подходами к исторической типологии являются формационный и цивилизационный, которые сегодня, как правило, рассматриваются в сопоставлении друг с другом. Формационный (марксистский) подход к истории и культуре безраздельно главенствовал в советских общественных науках. Сегодня он подвергается всесторонней критике и, в отличие от цивилизационного, теряет сторонников. Суть его состоит в том, что исторический процесс есть восхождение от одной общественно-экономической формации к другой. Каждая формация порождает особую культуру: первобытную, рабовладельческого общества, феодальную, капиталистического общества и коммунистическую. Последняя является высшей точкой в развитии мировой культуры.

Данный подход при всей своей значимости имеет много недостатков. Во-первых, согласно марксистской теории история и культура развиваются линейно, от низших форм к высшим. И если К. Маркс и Ф. Энгельс относили свою периодизацию преимущественно к Европе, то в советской исторической науке утвердилось мнение, что одни и те же стадии в своем общественном развитии должны пройти все народы. Однако реальные факты вступают в резкое противоречие с этим выводом. Так, только западное общество, начиная с античности, пережило три полных формационных цикла - рабовладельческий, феодальный, капиталистический, - и вступило в полосу неклассического капитализма, или постиндустриальную стадию. На Востоке же каждый последующий период в развитии истории и культуры наслаивался на предыдущий, поэтому их четкое вычленение невозможно. А Россия, миновав рабовладение, прошла стадию феодализма и капитализма, а затем резко свернула на неизведанный путь строительства коммунизма. В 90-е гг. ХХ века она отказывается от достижения заветной цели и, вновь меняя курс своего развития, начинает с большими трудностями строить рыночное общество, пытаясь возвратиться в русло западной цивилизации.