Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, формационный подход не позволяет уловить своеобразие той или иной национальной культуры и причины ее непохожести на культуру других стран. Так, культуры Древней Греции и Древнего Египта развивались в условиях рабовладельческого строя и при этом принципиально различались между собой, что нельзя объяснить, оставаясь в рамках формационного подхода.

В-третьих, в антагонистических обществах (рабовладельческом, феодальном и капиталистическом) культура, по мнению теоретиков марксизма-ленинизма, носит классовый характер. Это значит, что в данных обществах, разделенных на непримиримые классы, существуют две культуры – господствующего класса и трудящихся слоев. Между этими культурами идет постоянная борьба, которая достигает своей высшей точки при капитализме.

В-четвертых, идеологи марксизма-ленинизма и их сторонники отрицали саморазвитие культуры. Они считали, что смена общественно-экономических формаций, а значит и типов культуры, происходит в результате социальных революций, которые являются локомотивом истории. Преемственность в развитии культуры не отрицалась, но идея резкой ломки общественных отношений фактически сводила ее к минимуму.

Иной взгляд на культуру и ее типологию предлагает цивилизационныйподход. 

Согласно ему, историческое развитие общества есть процесс смены цивилизаций. При этом одни из них (например, античная и древнеегипетская) ушли с исторической арены, оставив нам богатое культурное наследие, а другие (например, индийская, китайская) продолжают существовать и развиваться как единые целостности, начиная с древности. Из этого следует вывод, что на определенном этапе развития человеческого общества или на всем его протяжении одновременно существуют несколько цивилизаций. Каждая из них имеет свой путь исторического развития и обладает определенной системой ценностей, которая придает этой цивилизации неповторимый культурный облик. Тем самым, цивилизационная теория, в отличие от формационной, не разрывает культуру на отдельные периоды и не устремляет ее развитие вверх, по вертикали. Напротив, она утверждает идею непрерывности, единства культурно-исторического процесса и проводит мысль о том, что любая культура развивается по индивидуальному сценарию. Каждый сценарий предусматривает чередование, как взлетов, так и падений, что, в конечном счете, говорит о волнообразном развитии культуры.

При этом сторонники цивилизационного подхода рассматривают динамику культуры как сложный процесс, который обусловлен не только различными факторами, но и действием внутренних механизмов культуры. Теория цивилизаций не исключает существования социальных противоречий и конфликтов, но она ориентирует на установление согласия и нахождение понимания между различными социальными группами и народами. Таким образом, задачам культурологии соответствует именно цивилизационный подход.


Однако полный отказ от формационной теории представляется нецелесообразным. Так, нельзя не признать, что тип материального производства и связанная с ним система общественных отношений оказывает существенное влияние на культуру.

Цивилизационный подход к типологии культуры представляется наиболее приемлемым не только по отношению к формационному, но и ко всем другим подходам. Почему? Во-первых, охватывая большинство стран и народов, он позволяет понять культуру в ее единстве и многообразии, а во-вторых, в полной мере ощутить своеобразие той или иной культуры.

Рассматривая различные типологии, существующие в рамках цивилизационного подхода, мы будем исходить из того, что разделение культуры и цивилизации возможно лишь на теоретическом уровне, а не в реальной жизни. В связи с этим по отношению к определенному типу может быть применен как термин «культура», так и термин «цивилизация».

Первые типологии культуры в рамках цивилизационного подхода были предложены основоположниками культурно-исторической школы цивилизационных исследований Н.Я. Данилевским и О. Шпенглером.

Н.Я. Данилевский выделил 10 цивилизаций (или культурно-исторических типов): египетскую, ассирийско-вавилонскую, индийскую, китайскую, иранскую, европейскую, греческую, римскую и арабскую. А в качестве основания для своей типологии он выбрал виды человеческой деятельности. Доминирование одного или нескольких видов деятельности в конкретной культуре определяет, по мнению Н.Я. Данилевского, систему ее ценностей, а значит, и своеобразие.

Типология О. Шпенглера включает в себя 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, античную (аполлоновскую), европейскую (фаустовскую), арабскую (магическую) и культуру майя. Уникальность каждой культуры объясняется наличием у нее особой «души», которую представители другого культурного мира познать не в состоянии. В свою очередь, самобытность «души» культуры зависит от некоего первоначального символа, поэтому типологию Шпенглера можно назвать символической.

Сегодня в рамках цивилизационного подхода существует и ряд других типологий, которые успешно применяются при изучении культуры:

  1. В зависимости от общего уровня производства, науки и техники выделяют три типа культур или цивилизаций: доиндустриальный (аграрный), индустриальный и постиндустриальный или информационный. Если соотнести данные цивилизации с общественно-экономическими формациями, то картина будет следующей. Доиндустриальная по времени совпадает с рабовладельческой и феодальной, а индустриальная – с капиталистической. Но это соответствие будет только хронологическим, а не смысловым, так как сторонники рассматриваемой типологии отвергают формационный подход и сохраняет свою верность цивилизационному.


В доиндустриальном обществе основным видом производственной деятельности является сельское хозяйство. Здесь большую роль играет религия, царят традиции и колллективизм.

Для индустриального общества характерны следующие черты: преобладание промышленности, неуклонно развивающийся научно-технический прогресс, утверждение демократических форм правления. Инновации (нововведения) играют приоритетную роль, оттесняя на задний план традиции, а на смену коллективизму приходит индивидуализм.

В 50-е годы XX века США, а затем страны Западной Европы и Япония начинают свое движение к постиндустриальному обществу, которое сегодня еще окончательно не сложилось. В этом обществе снижается роль индустрии и возрастает сфера услуг. Главенствующее положение занимают высокие технологии и информация. В постиндустриальной культуре усиливается роль человеческого фактора. Единую идеологию индустриального общества сменяет мозаика самых разнообразных и противоречивых ценностей, взглядов и представлений.

Рассмотренная типология, безусловно, верна и дает важнейший ключ к пониманию современной культуры. Однако она применима в первую очередь к западному обществу и не учитывает все многообразие существующих культур. Помимо этого, ее представители недооценивают значение духовного фактора, а это не позволяет им обнаружить культурную специфику каждой страны.

2. По отношению к традиции выделяют традиционный тип культуры или цивилизации и модернистский (современный).

В обществах, относящихся к первому типу, традиции, освящаемые и поддерживаемые религией, преобладают над инновациями. Поэтому представители данных обществ ориентированы на то, чтобы жить в согласии с окружающим миром, а не преобразовывать его. Им не свойственно стремление выделяться среди других людей, демонстрировать свои достоинства. В культуре такого типа наиболее значимым является мировоззренческое знание (философия, гуманитарные науки), но не естественные науки и технологии.

В модернистских же культурах стремление к новому превалирует над традициями, которые полностью не опровергаются, но занимают подчиненное положение. Данные культуры имеют светский (нерелигиозный) характер, что, однако не исключает значения религии в жизни общества. Им присущи нацеленность на прогрессивное поступательное развитие общества и ориентация на точные науки и технологии. Для модернистских культур характерен тип деятельной личности, стремящейся максимально проявить свои способности и добиться профессионального успеха.


Западная цивилизация оценивается учеными как модернистская, а восточная как традиционная. Однако данная характеристика является весьма условной, так как сегодня многие азиатские государства идут по пути модернизации, то есть находятся в стадии перехода от традиционного общества к современному. Но на этом пути успех сопутствует лишь тем странам, которые разумно сочетают старое с новым, традиционное с современным, самобытное с заимствованным.

3. На основе исторической периодизации выделяют следующие типы культур: культуру Древнего мира (до V века нашей эры), культуру Средневековья (с V по XIV века), культуру Нового времени (ΧIV – начало ΧX века) и культуру Новейшего времени или современную (с начала ΧX века).

Эти культуры ограничены хронологическими рамками, но их выделение является результатом не простой классификации, а именно типологии, потому что каждая из названных культур охватывает различные страны и обладает своими особенностями. Так, культура Древнего времени характеризуется как мифологическая, а культура Средневековья – как религиозная.

При этом выделение общих черт, присущих культуре Нового времени и культуре Новейшего времени, связано с определенными трудностями. Почему? Дело в том, что, начиная с эпохи Возрождения и Реформации, западная цивилизация, в силу ряда факторов, достигает больших успехов в материально-технической сфере и неуклонно движется вперед. Восточные же цивилизации, опираясь на традиции, в это время как бы застывают в своих статичных формах и получают новый импульс для своего развития в ходе постепенной модернизации в ΧΧ- XXI вв. Поэтому четкое выделение периодов в развитии культуры, а тем более определение их хронологических границ опять же в первую очередь применимо к Западу. Впрочем, и относительно хронологических границ большинства этапов в развитии западной культуры у ученых существуют разные мнения.

4. По признаку региональной принадлежности выделяют следующие культуры или цивилизации: дальневосточную, латиноамериканскую, африканскую тропическую и др.

Эти типы цивилизаций включают разные народы, проживающие в одном регионе и обладающие родственными культурами. Родство культур объясняется наличием сходных природных условий жизни в том или ином регионе и тесными культурными связями между народами, обитающими рядом друг с другом.

Некоторые исследователи к региональным цивилизациям относят Запад и Восток, что представляется не совсем верным. Учитывая то, что как Запад, так и Восток объединяет на основе общих ценностей огромное количество стран,
находящихся на разных континентах, данные крупномасштабные социокультурные общности правильнее называть универсальными цивилизациями.

5. По религиозно-мировоззренческому основанию выделяют христианский, исламский, буддийский, индуистский, конфуцианско-даосистский и иудаистский типы культур.

Как уже было сказано, религия является важнейшим источником своеобразия того или иного народа. Она оказывает огромное влияние на его менталитет, образ жизни, искусство, политические и хозяйственные установки. У читателя может возникнуть вопрос: применима ли высказанная мысль по отношению к современной культуре, ведь число глубоко верующих людей по сравнению с предшествующими столетиями значительно сократилось. Безусловно, таких людей стало меньше, но, во-первых, это, прежде всего, характерно для западных стран и России. А во-вторых, религия на протяжении многих столетий была активной участницей формирования духовного ядра или кода различных культур. Данное ядро включает в себя мировоззренческие принципы, образцы мышления и стереотипные оценки. Они, невзирая на изменения, происходящие в обществе, в той или иной форме сохраняются в сознании народа на протяжении всей его истории и реализуются им в различных сферах деятельности.

При этом возникновение религии и происходящие в ней изменения отвечают потребностям цивилизации, которая нуждается в стабильности, сплоченности различных народов и социальных групп, а также в новых импульсах для своего развития. Так, неслучайно почти все крупные религиозные системы зародились в «смутное время», а протестантская идеология, давшая мощный толчок развитию капитализма, в значительной степени отвечала общественным запросам.

Современная культура не в меньшей, а может и в большей степени, чем ее предшественницы, нуждается в устойчивых духовных ценностях. Они позволяют людям найти опору в постоянно меняющемся и ускользающем от понимания мире. Поэтому традиционные религии успешно существуют и будут существовать в будущем, питая культуру своими мировоззренческими представлениями и нравственными идеалами.

В данную типологию включены культуры, основой которых являются как мировые, так и национальные религии. Мировые религии не вызывают сомнений, так как каждая из них, преодолевая государственные границы, объединяет на основе своих идей различные страны и народы в единое целое. А как быть с культурами, которые возникли на базе конфуцианства и даосизма, индуизма и иудаизма, ведь они по преимуществу являются достоянием одной нации? Чтобы ответить на этот вопрос, кратко остановимся на каждой из этих культур.