Файл: Доклад Финансы как экономическая категория Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принято считать, что оптимальным удельным весом бюджета в ВВП для страны с рыночной экономикой является величина порядка 30 %. По крайней мере, в одной из наиболее развитых (в экономическом смысле этого слова) стран мира (США) такое соотношение, говорят, поддерживается. Украина, как видно из таблицы, тоже пытается соответствовать данному показателю.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Анализируя (в разрезе источников) размеры финансовых поступлений в бюджет, можно оценить эффективность работы экономики в целом и отдельных её звеньев. Оценивая результаты реализации различных государственных программ, финансируемых за счет бюджета, можно судить об их эффективности (отношению затрат к полученному результату).

В настоящее время государственный бюджет и местные бюджеты состоят из двух частей: общего фонда и специального фонда. Но так было не всегда.

До провозглашения независимости Украины бюджетные учреждения, помимо бюджетных ассигнований, имели внебюджетные средства. Операции с ними осуществлялись через соответствующие текущие счета, открытые в учреждениях Госбанка СССР. Специальные средства состояли из поступлений, которые получали бюджетные учреждения в процессе своей деятельности: от реализации продукции, выполнения работ и предоставления услуг. Использование каждого вида этих средств осуществлялось согласно порядку, который устанавливался Минфином СССР.

Согласно Инструкции Министерства финансов СССР бюджетные учреждения ежегодно составляли сметы доходов и расходов по каждому виду специальных средств. Суммы превышения доходов над расходами подлежали внесению в бюджет (подобным образом сейчас вносится в госбюджет Украины разница между доходами и расходами НБУ).

В 1990 году был принят Закон Украины «О бюджетной системе Украины», в соответствии с которым советы всех уровней получили право образовывать и использовать внебюджетные фонды. В 1996 — 1997 годах в Украине было создано и действовало свыше 600 внебюджетных фондов. Практически каждое министерство и другие органы государственной власти старались разными методами образовать внебюджетные фонды и иметь собственные средства, неподконтрольные государству. Процесс принял такой характер, когда даже правоохранительные и контролирующие органы, призванные следить за правильностью использования государственных средств, тоже формировали и использовали собственные (значительные по объемам) внебюджетные финансовые ресурсы. Общая сумма поступлений внебюджетных фондов и специальных средств учреждений в 1996 году составляла 6 % общей суммы доходов государственного бюджета, в 1997 году — 6,8 %. В дальнейшем размеры отчислений уменьшались, но тем не менее оставались значительными. Использование внебюджетных средств осуществлялось, как правило, бесконтрольно, на собственное усмотрение руководителей бюджетных учреждений


Во время формирования государственного и местных бюджетов ресурсы внебюджетных фондов и внебюджетные средства бюджетных учреждений не учитывались. В связи с этим бюджет не отображал реального размера государственных финансовых ресурсов, а также ресурсов бюджетных учреждений. Вместе с тем учет и включение внебюджетных средств в состав государственного бюджета создали бы условия для обеспечения прозрачности бюджета и реальной оценки объемов всех источников поступлений, за счет которых содержатся бюджетные учреждения и организации.

В апреле 1998 года Счетная палата проинформировала Президента Украины, Верховную Раду Украины и Кабинет Министров Украины о результатах проверок деятельности внебюджетных фондов и внесла предложение о необходимости включения внебюджетных средств учреждений в бюджет в виде специального фонда. Предложение было учтено, и впервые в практике бюджетного процесса Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2000 год» образован специальный фонд государственного бюджета.

Таким образом, с 2000 года внедрен общий и специальный фонды Государственного бюджета Украины и местных бюджетов и соответственно бюджетных учреждений. Начиная с 2000 года все внебюджетные средства бюджетных учреждений получили статус средств Государственного бюджета Украины или местных бюджетов.

С принятием в 2001 году Бюджетного кодекса Украины (БКУ) были регламентированы общие правила формирования и использования бюджетных ресурсов, в том числе специального фонда. Бюджетным кодексом Украины предусмотрено, что бюджет может состоять из общего и специального фондов и такое разделение определяется законом о Государственном бюджете Украины. Специальный фонд бюджета включает бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений.

Счетная палата Украины отмечала тот факт, что источники наполнения специального фонда и соответствующие расходы в законах о государственном бюджете определяются бессистемно и без достаточного законодательного урегулирования. Одни и те же источники поступлений средств относились в разные годы то к общему, то к специальному фонду. Специальный фонд формируется также и за счет источников доходов, которые обеспечивают общегосударственные нужды и по своей природе должны планироваться в общем фонде государственного бюджета (например, НДС, налог на прибыль, акцизы).



Помимо общего и специального фондов, в бюджетах разных уровней предусматривается наличие резервного фонда. Резервный фонд формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не могли быть предусмотрены при составлении бюджета. Размер резервного фонда бюджета не может превышать 1 Л от расходов общего фонда бюджета соответствующего уровня. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается в обязательном порядке. Решения о необходимости создания резервного фонда в местных бюджетах принимаются местными советами самостоятельно.

2.3 Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Все законы о Государственном бюджете Украины (кроме госбюджетов 2000 и 2001 годов) предполагали наличие дефицита.

В соответствии со статьей 15 БКУ источниками финансирования дефицита государственного и местных бюджетов являются государственные внешние и внутренние заимствования, внутренние заимствования АР Крым, внутренние и внешние заимствования органов местного самоуправления, а также свободный остаток бюджетных средств. Эмиссионные средства НБУ не могут быть источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.

Согласно действующим в Украине правовым нормам финансирование бюджета классифицируется только в зависимости от типа кредитора и типа долгового обязательства. Исходя из этого может создаться впечатление, что бюджетное законодательство предполагает покрытие дефицита бюджета только за счет внешних и внутренних заимствований (отношений на основе кредитного метода). На самом деле это не так, поскольку для финансирования дефицита госбюджета используются и недолговые источники.Например, если вы ознакомитесь с текстами Законов «О Государственном бюджете Украины»3 за последние годы, то увидите, что серьёзными источниками покрытия дефицита госбюджета были и доходы от приватизации государственного имущества. А дефицит гобюджета-2006 был покрыт в основном (более чем на 9 млрд грн.) по статье «Зміна обсягів готівкових коштів».

Существование бюджетного дефицита требует постоянного поиска путей его преодоления и сбалансирование доходов и расходов бюджета. Конкретные меры государства в этом направлении могут быть разными, но в результате сводятся к созданию возможностей увеличения доходов и сокращения расходов бюджета. С этой целью необходимо:


1) совершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень налоговых сборов для формирования бюджетов всех уровней и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

2) усилить ответственность субъектов хозяйствования и их руководителей, в том числе личную имущественную и криминальную, с соблюдением требований налогового законодательства, своевременносто и полный объем расчетов с бюджетом и госудаственными внебюджетными фондами;

3) совершенствовать инструменты привлечения в инвестиционную сферу личных накоплений населения;

4) обеспечить финансовой поддержкой малый и средний бизнес путем разработки и исполнения целевых программ развития малого и среднего предпринимательства;

5) ввести жесткий режим экономиии бюджетных средств;

6) перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных займов субъектам хозяйствования;

7) ввести научно обоснованную систему прогнозирования показателей, которые принимаются за основу формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности.

Объемы бюджетного дефицита Украины приведены в таблице №2.

На 2009 год объем бюджетного дефицита Украины составил 31 млрд. грн.

Заимствования, осуществленные государством из внешних и внутренних источников, обретают статус государственного долга. В практике заимствований существует еще один тип отношений, в процессе которых у государства возникают долговые обязательства. Речь идет о случаях, когда в качестве заёмщика выступают третьи лица (как правило, это различные государственные компании), а государство выступает в качестве гаранта по займу. При этом сумма заимствований учитывается как государственный гарантированный долг.Если непосредственный заемщик вдруг оказывается неспособным выполнить перед кредитором свои обязательства, то за него это должно сделать государство. Таким образом, государственный долг Украины делится на две составные части:

— прямой государственный долг (когда государство Украина выступает в качестве непосредственного заемщика);

— гарантированный государственный долг(когда государство Украина выступает в качестве гаранта по займу).

В зависимости от того, из каких источников осуществляются государственные заимствования (внутренних или внешних), долг делят на:

— государственный внешний долг;


— государственный внутренний долг.

Общая сумма долговых обязательств государства (включая проценты), которая должна быть выплачена кредиторам, составляет капитальный долг.

Сумму задолженности, которая подлежит уплате в текущем году (включая проценты по долговым обязательствам), называют текущим долгом.

Осуществление платежей на выполнение долговых обязательств государства относительно уплаты основной суммы долга называют погашением государственного долга.

Осуществление платежей на выполнение долговых обязательств государства относительно уплаты процентов, комиссий и других платежей, которые предусмотрены условиями заимствования (кроме уплаты основной суммы долга), называют обслуживанием государственного долга.

Управление государственным долгом — совокупность мероприятий государства, связанных с погашением и обслуживанием долга, а также по определению условий новых заимствований.

Рефинансирование- осуществление новых заимствований для обслуживания и погашения старых (как говорят в народе, перезанять). Анализ показателей, приведенных в табл. №3 (Данные, приведенные в таблице, взяты из официального бюллетеня Счетной палаты Украины (Выпуск 11 за 2006 г.)). позволяет говорить о том, что правительство Украины осуществляло частичное рефинансирование государственного долга. Это совершенно нормальная общепринятая международная практика. Рефинансирование можно рассматривать как положительный метод управления долгом, поскольку в данном случае не ущемляются интересы кредиторов.

На 1 января 2009 год объем государственного долга Украины составил 189 млрд. грн.

К числу методов управления госдолгом, не ущемляющих права кредиторов, можно отнести выкуп долга. Выкуп долга- государство выкупает свои долговые обязательства на открытом рынке. Применение данного метода целесообразно по отношению к ценным бумагам, срок погашения по которым еще не наступил. Выкупать такие обязательства выгодно (конечно, если у государства имеются ресурсы), поскольку стоят они, как правило, ниже номинала. Кроме того, экономятся средства на обслуживание долга.

Унификация- объединение нескольких ранее осуществленных займов в один. Это упрощает процесс управления долгом и в конечном итоге может способствовать сокращению расходов на его обслуживание.

Дальше речь пойдет о методах, которые так или иначе ущемляют права кредиторов и вызваны ухудшением финансового состояния государства-заемщика.