Файл: Доклад Финансы как экономическая категория Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с действующим законодательством в Украине акцизный сбор — это непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары. Основными подакцизными товарами являются алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, горюче-смазочные материалы, ювелирные изделия, транспортные средства.

Универсальные акцизы содержатся в ценах на все товары. Их роль в формировании доходной части бюджета в отличие от специфических акцизов возрастает.

Самой распространенной формой специфического акциза во всем мире является налог на добавленную стоимость (НДС). Впервые был введен во Франции в 1954 г. Ставки этого налога колеблются в разных странах в пределах от 5 до 38% стоимости товаров. Как правило, применяется основная (стандартная) ставка этого налога (Германия — 14, Франция — 18,6, среднеевропейский уровень — 14 — 20%), а также повышенная (Германия — 21, Франция — 28, Италия — 19 и 38%) и заниженная (Германия — 7, Франция — 5,5 и 7, Италия — 4%). Существует и нулевая ставка, которая применяется к экспорту товаров и услуг, а с отдельных товаров и услуг НДС не удерживается. Нулевая ставка предполагает возвращение всей суммы налога, включенного в цену купленного товара, поэтому она является большей льготой, чем освобождение от налога вообще.

В Украине НДС взимается по ставке 20%.

В некоторых странах сохранились фискальные монополии, представляющие собой налоги на товары широкого потребления, которые являются объектом государственного производства и торговли. Монополизируя производство и реализацию этих товаров, государство продает их по высоким ценам, включающим налог.

Пошлина — налоги на импортные, экспортные и транзитные товары. В зависимости от цели применения различают пошлину фискальную (увеличение доходов бюджета), протекционистскую (защита внутреннего рынка), антидемпинговую (разновидность протекционистской), преференциальную (льготную).

Значение пошлины как источника бюджетных поступлений в развитых странах постоянно снижается вследствие развития интеграционных процессов. В Украине пошлина какое-то время использовалась для предотвращения вывоза товаров. В частности, в 1993 г. было введено обложение пошлиной экспорта. Постепенно все большее значение приобретала импортная пошлина.

Перечень налогов, входящих в налоговую систему той или иной страны, их удельный вес в доходах бюджета — явление изменяющееся. Оно определяется рядом факторов, основные из которых: уровень экономического развития общества и благосостояния его членов; характер его социально-политической организации; уровень развития материально-технической базы налоговых органов, обусловливающий как выбор налогов, которые в данных условиях могут взиматься с наименьшими издержками, так и минимизацию возможностей уклонения от их уплаты; уровень налоговой культуры и правосознания граждан; традиции налогообложения.


Под влиянием этих факторов в большинстве развитых стран сложилась такая структура налоговых систем, которая характеризуется преобладанием прямых налогов, в то время как в странах с более низким уровнем социально-экономического развития преобладает косвенное налогообложение, хотя его роль достаточно велика и в некоторых высокоразвитых государствах, что объясняется как традициями налогообложения, так и особенностями их социально-экономической ориентации (господствующей моделью рыночной экономики).

Различная роль прямых и непрямых налогов обусловлена их преимуществами и недостатками.

Преимущества непрямых налогов связаны с тем, что они являются надежным способом мобилизации денежных средств в государственный бюджет, тогда как прямые налоги поступают далеко не в полном объеме вследствие сокрытия доходов от налогообложения.

Недостатки непрямых налогов обусловлены тем, что они повышают цены товаров и тяжелым грузом ложатся на малообеспеченные слои населения.

3.2 Налоговая система Украины

Рыночная трансформация украинской экономики обусловила необходимость перехода от преимущественно неналоговых к налоговым методам аккумуляции доходов в государственном бюджете, становления самостоятельной налоговой системы. В настоящее время эта система в основном сформирована. Она включает в себя основные виды общегосударственных налогов, существующие в развитых странах мира, с уровнем ставок, не превышающим среднеевропейский. В то же время налоговая система Украины характеризуется рядом особенностей:

1) достаточно высоким общим уровнем налогообложения, определяемым частью доходов бюджета в ВВП. При этом официальная статистика не дает полного представления о налоговом бремени, поскольку при его определении не учитывается сумма начисленных, но не уплаченных налогов (задолженность плательщиков перед бюджетом), достигшая в Украине значительных размеров;

2) неравномерным распределением налогового бремени между отдельными плательщиками вследствие „тенизации“ экономики и недостаточно обоснованного льготного режима налогообложения отдельных экономических субъектов;

3) внесением постоянных изменений в систему налогообложения, обусловливающим чрезвычайно высокий уровень ее нестабильности.

Быстро изменяются не только ставки (особенно предельные ставки личного подоходного налога: от 90 до 40% и намечается их дальнейшее снижение до 30%), но и виды налогов, структура налоговой системы и общий уровень налогообложения. Только за два года (1992- 1994) он увеличился на 16,3 процентного пункта, а затем, тоже за два года, снизился на 10,5 процентного пункта. Между тем доля доходов бюджетов в ВВП за 30 лет в США увеличилась всего на 3,4 процентного пункта, в ФРГ — на 8, во Франции — на 10,6, в Великобритании — на 7,5 процентного пункта. Хотя налоговая система, находящаяся в стадии становления, должна обладать более высоким уровнем изменчивости, чем зрелые, сформировавшиеся налоговые системы, то, что мы имеем, выходит за рамки нормального процесса становления.



4) формированием налоговой системы Украины на основе внедрения опыта налогообложения, накопленного в развитых странах мира. Хотя это процесс неизбежный и естественный, некритическое заимствование зрелых форм налогообложения, адекватных иным социально-экономическим и политическим условиям, ведет к снижению эффективности налогообложения;

5) отличающейся от развитых стран структурой налогообложения, в которой высокий удельный вес косвенных налогов, низкий удельный вес личного подоходного налога и очень высокие начисления на фонд заработной платы;

6) незначительной ролью местных налогов и сборов в формировании доходов территориальных общин, нестабильностью и недостаточностью их доходной базы вообще;

7) использованием налогов прежде всего как инструментов проведения фискальной налоговой политики, невниманием к регулирующей функции налогов.

Налоговая система Украины пребывает в состоянии перманентного совершенствования. Перспективы ее развития на данном этапе связываются прежде всего с разработкой и введением Налогового кодекса Украины, призванного свести воедино и согласовать все налоговые законы, стать основным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения.

Подробнее о налообложении Украины.

Совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые Фонды, которые взыскиваются в установленном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения.

Плательщиками налогов и сборов (обязательных платежей) являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законами Украины возложена обязанность. Уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи).

Объектами налогообложения в Украине являются:

1. доходы на прибыль;

2. добавленная стоимость продукции (работ, услуг);

3. стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная или её натуральные показатели;

4. специальное использование природных ресурсов;

5. имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законами Украины о налогообложении.

В Украине, в соответствии с действующим законодательством, все налоги и сборы (обязательные платежи) классифицированы на две группы — общегосударственные и местные.

Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи):

1. НДС;

2. акцизный сбор;


3. налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, уплачиваемые в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями;

4. налог с доходов физический лиц;

5. пошлина;

6. государственная пошлина

7. налог на недвижимое имущество (недвижимость

8. плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности);

9. рентные платежи;

10. налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

11. налог на промысел;

12. сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

13. сбор за специальное использование природных ресурсов;

14. сбор за загрязнение окружающей природной среды;

15. сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

16. сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

17. сбор в Государственный инновационный фонд;

18. плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

19. фиксированный сельскохозяйственный налог;

20. сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

21. гербовый сбор (применялся до 1 января 2000 года);

22. единый сбор, который взыскивается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

23. сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;

24. сбор в Фонд гарантирования вкладов физических лиц;

25. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию;

26. сбор за проведение гастрольных мероприятий;

27. судебный сбор;

28. сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины.

В табл. №4 отображена динамика удельного веса пяти налогов, поступления от которых формируют более трёх четвертей государственного бюджета Украины. Как можно увидеть из таблицы, более половины государственного бюджета Украины формируется за счет двух налогов — НДС и налога на прибыль.

Местные налоги и сборы (обязательные платежи):

1) налог с рекламы;

2) коммунальный налог;

3) сбор за парковку автотранспорта;

4) рыночный сбор;

5) сбор за выдачу ордера на квартиру;

6) курортный сбор;


7) сбор за участие в бегах на ипподроме;

8) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;

9) сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;

10) сбор за право использования местной символики;

11) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

12) сбор за проведение местных аукционов, конкурсных распродаж и лотерей;

13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

14) сбор с владельцев собак.

Местные налоги и сборы введены с целью укрепления доходной части местных бюджетов. Граничные размеры и порядок начисления местных налогов и сборов регламентированы Декретом КМУ «Про місцеві податки і збори». Следует отметить, что удельный вес местных налогов в доходной части сводного бюджета Украины неуклонно падает и составляет очень незначительную часть (табл. №5).

В табл. №6 представлены усредненные показатели структуры местных налогов и сборов. Как видно из таблицы, лишь треть местных налогов занимают заметное место в структуре налоговых поступлений. Что касается остальных, то поступления от этих налогов часто не покрывают затрат на их администрирование.

Принципы построения системы налогообложения Украины:

1. обязательность — внедрение норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства (за нарушение норм налогового законодательства в Украине предусмотрена административная и уголовная ответственность: за уклонение от уплаты в Пенсионный фонд Украины — до пяти лет лишения свободы (статья 212' УК); за уклонение от уплаты остальных налогов и сборов (обязательных платежей) — до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества (статья 212 УК Украины));

2. равнозначность и пропорциональность — взыскание налогов в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов на равные прибыли и пропорционально большим налогам и сборам (обязательным платежам) — на большие доходы;

3. равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридическим и физическим лицам, включая нерезидентов) при определении обязанностей по уплате налогов и сборов;

4. социальная справедливость — обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем внедрения экономически обоснованного не облагаемого налогами минимума доходов граждан и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые