Файл: Германский опыт в управлении качеством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»

Кафедра управления и права
РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Всеобщее управление качеством»

на тему:

«Германский опыт в управлении качеством»


Выполнил: ст. гр. УКб – 11о

Тихонова М.Э.

Проверил: к.э.н., доцент каф. УиП

Царева Г. Р.

Йошкар-Ола

2022

Оглавление


Введение 3

Управление качеством в Германии 5

Заключение 17

Список использованных источников 18


Введение


Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Качество – политическая, нравственная и экономическая категория. Именно качество является основным условием укрепления национальной экономики. В этом убеждает опыт передовых стран мира.

Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятий и организаций является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, является в рыночных условиях чрезвычайно необходимым условием конкурентоспособности производимой продукции. Система качества должна постоянно совершенствоваться. Необходимо определять процессы, требуемые для системы качества, их последовательность и взаимодействие. Большое значение имеет выбор критериев и методов управления этими процессами.

Проблема качества касается абсолютно всех товаров и услуг. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства.

Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска и реализации конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.


Примеры развития передовых промышленных стран показывают, «что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества: от рядового потребителя до руководителя любого уровня».

Управление качеством в Германии


В основе традиционно высокого качества немецкого производства лежит неизменно высокий уровень квалификации немецкого персонала и их добросовестность в вопросе труда. Залогом высокой надежности продукции германской промышленности является хорошо налаженная система обучения на производстве. Система заключается в индивидуальном обучении мастером на рабочих местах, он осуществляет раскрытие таинств профессии, подготовку к самостоятельному ведению деятельности. Данный подход пришел из Средневековья, тогда ученики в процессе обучения кочевали с места на место в поисках подходящего ремесленника.

Современная система ученичества утвердилась повсеместно в Федеративной Республике Германии и приобрела известность в качестве системы досконального обучения профессиональным навыкам.

Для получения статуса мастера необходимы сдача лицензии и получение лицензии. Зачастую это занимает не один год, однако приводит к получению мастером высокого социального статуса. Он получает высокую заработную плату, обладает репутацией и мнением, к которому прислушиваются. Профессия мастера в ФРГ зачастую более престижна, нежели некоторые интеллектуальные профессии.

ФРГ обладает более высоким качеством рабочей силы, чем в США или некоторых европейских странах, характеризующихся обучением рабочим профессиям только тех, кто не смог поступить в вуз.

Период до 1980-х годов характеризовался обеспечением качества с помощью традиционных методов: тщательное изготовление и контроль продукции, постоянное обновление номенклатуры продукции и средств ее производства, высокая квалификация и мотивация персонала.

В 1980-х годах усилия, направленные на обеспечение и повышение качества, сместили приоритет с производственного этапа на стадию проектирования. В процессе разработки продукции и технологических процессов предусматривается применение методов, позволяющих минимизировать возможность возникновения различного рода производственных дефектов. Чем позднее происходит обнаружение ошибки, тем существеннее затраты, необходимые на ее устранение.



Стандарт немецкого института по стандартизации (Deutsches Institut fur Normung - DIN) DIN ISO 9000 содержит принцип бездефектного производства, подтверждающий недопустимость отклонений от требований. Этот принцип - внутренняя установка на последовательное выполнение работы, направленной на усовершенствование и недопущение дефектов.

Германский опыт показывает, что дефекты, допущенные на предприятии, обходятся ему в размере до 40 % общей суммы расходов. Эти затраты распределяются в следующем соотношении - 34 % имеют место в связи с виной управления, 6 % приходится на вину конкретных работников. Данные результаты показывают, что практически половина ресурсов расходуются в процессе создания дефектной продукции и последующего устранения допущенных дефектов.

Рекомендации специалистов для изменения такого положения заключаются в следующем:

  • доведение до сотрудников новой концепции управления качеством;

  • создание инфраструктур организационного характера, способствующих процессу последовательного совершенствования фирмы;

  • создание единых производственных систем, нацеленных на учет установление приоритетов в процессе решения проблем качества, доступных для использования на любом предприятии. Здесь стоит говорить в первую очередь о единой производственной системе корректировки мероприятий, системе учета расходов на качество, системе отчетности, единой для предприятия системе измерений отклонений и системе постоянной, последовательной связи по вопросам качества.

Каждого сотрудника необходимо обеспечить индивидуальным инструментом, проверить владение производственной технологией, чтобы он знал требования, предъявляемые к производственным процессам, проводил измерения возможных отклонений, решал возникающие проблемные ситуации, учитывал расходы на качество.

Управление качеством придерживается принципа обеспечения дорогостоящего производства надежной системой обеспечения надлежащего уровня качества. Оптимизация общих расходов на качество должна осуществляться с обязательным учетом себестоимости производства продукции.

Цель деятельности предприятий-изготовителей основана на трех основных положениях:

  • установление цены на товар с обязательным учетом конъюнктуры рынка;

  • поставка продукции потребителям в установленные сроки;

  • соответствие качества продукции требованиям рынка.


Состав службы качества на крупных предприятиях ФРГ обычно включает в себя три подразделения:

  1. Обеспечения качества.

Данная структура выполняет функции по планированию, контролю и управлению качеством, а также сбору информации о качестве.

  1. Контроля качества.

Служба обеспечена лабораториями для проверки уровня качества и проведения серийных испытаний.

  1. Содействия контролю.

В рамках данной структуры сотрудники обучаются, повышают квалификацию, реализуется процесс повышения мотивации, а также решаются специальные задачи в области качества.

В Германии отмечается тенденция увеличения внимания, уделяемого вопросу сертификации систем обеспечения качества. Руководство данным направлением осуществляется Немецким обществом по сертификации систем обеспечения качества.

В декабре 1987 года Немецкое общество по сертификации систем обеспечения качества и Французская ассоциация по стандартизации подписали соглашение, в рамках которого признали сертификаты друг друга. Соглашение имело конкретную цель - исключить многократные оценки систем обеспечения качества в компаниях и сертификации фирм. С помощью соглашения устранялись технические барьеры в торговле, ее развитие проходило в рамках Всемирной торговой организации и договора Европейского экономического сообщества.

В рамках соглашения было установлено, что осуществление оценки систем обеспечения качества будет проводиться на базе международных стандартов ISO серии 9000 (в Германии они уже включены в национальный фонд стандартов как ДИН ISO 9001, ДИН ISO 9002 и ДИН ISO 9003), а для аттестации предприятий будут применяться равноценные методы. Также обусловлено признание равноценности выдаваемых обеими сторонами сертификатов, подтверждающих соответствие анализируемой системы обеспечения качества. Соглашение содержит необходимость различия сертификатов на системы обеспечения качества и на продукцию.

В 1989 году аналогичные соглашения подписали Британская организация по стандартизации, Швейцарская ассоциация по сертификации систем обеспечения качества и Бельгийская организация по сертификации.

Соглашение с британской стороной содержит обязательства по использованию для оценки систем качества соответствующих международных, европейских, немецких и британских стандартов; применению эквивалентных методов при осуществлении надзора за системами качества, повышению квалификации контролеров и сертификации.


Благодаря этим соглашениям были сделаны первые шаги в направлении достижения многостороннего соглашения о признании сертификатов на системы обеспечения качества странами, входящими в ЕС.

Большое теоретическое и практическое значение в организации управления компанией имеет принцип делегирования ответственности.

Данный принцип заключается в четком понимании распределения и закрепления областей ответственности среди звеньев управления и конкретных сотрудников. Выполнение своих функциональных обязательств лежит только на этих звеньях управления и сотрудниках без возможности передачи функций по иерархической структуре, ответственность за выполнение тоже закреплена только за ними. Одновременно с этим иные структурные звенья высшего или низшего иерархического положения не вправе нарушать ответственность иных конкретных звеньев, выполнять их функциональные задачи или препятствовать их осуществлению.

Концепция ответственности для немецкого внутрифирменного управления включает в себя следующие составные элементы: персонификацию ответственности (закрепление ее за конкретным сотрудником), разделение ответственности за руководящую и исполнительскую деятельность, разделение ответственности на «внешнюю» и «внутреннюю».

Первоначально происходит определение областей ответственности руководящего состава. Количество внимания, уделяемого процессу регламентации ответственности сотрудника, прямо пропорционально месту данного сотрудника в иерархической управленческой структуре.

Принято считать, что, делегируя ответственность, организацию и регламентацию управления, выполняется стимулирующая функция, активизируется деятельность сотрудников, стимулируется проявление инициативы персоналом, самостоятельный поиск путей и способов решения функциональных задач, закрепленных за ними.

Для ФРГ характерна стабильность структур, норм, правил и систем стандартов и регламентов управления в течение достаточно длительного времени. Пересмотр обычно происходит с интервалом не менее 5 лет, комплексному внедрению предшествуют тщательная проработка, обоснование и соответствующая переподготовка кадров. Благодаря данной стабильности организации работники привыкают к действующим нормативам и правилам управления, учатся инициативно вести деятельность в известном им организационном управленческом порядке. Разработка и внедрение новой организации управления с учетом обучения сотрудников длятся до двух лет и даже более.