Файл: Германский опыт в управлении качеством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современные крупные компании имеют системы обеспечения качества, состоящие из большого количества программ мелкого масштаба, правильность выбора которых существенно влияет на успех функционирования систем.

Так, специалистами по качеству компании Volkswagen были разработаны рекомендации, касающиеся выбора таких программ и включения их в общую систему. Первоначальным шагом стало составление списка часто применяемых программ. В него вошли 28 элементов, среди которых: внедрение статистических методов контроля, автоматизация испытаний, обучение персонала, разработка стандартов и методов отбора образцов, организация кружков качества, организация производства по принципу «точно в срок», независимая экспертиза качества и др.

Внедрение любой из перечисленных программ возможно «сверху вниз» (инициатором является руководство) или «снизу вверх» (обсуждение общей идеи руководства происходит на всех уровнях, поступление конкретных предложений осуществляется от рядового персонала). Возможно применение и третьего варианта: внедрение программы осуществляет управляющим под свою ответственность, он же одновременно приспосабливает ее к общей системе обеспечения качества продукции компании.

При выборе программы управляющему по качеству необходимо осуществить оценку и сопоставление затрат на реализацию каждой из анализируемых программ, которые являются наиболее подходящими. Далее им определяются исполнители и структурные единицы, способные оказать помощь и поддержку. При возникновении затруднений управляющему можно прибегнуть к использованию диаграммы Исикавы или таблицы, разработанной фирмой Volkswagen. Оценка каждой программы с помощью таблицы осуществляется по пяти критериям и реализуется путем проставления баллов по пятибалльной шкале. Анализируемые критерии: сильна ли фирма в этой области, насколько необходимы улучшения в этой области, воздействие на последующие операции или этапы, обеспечение удовлетворенности потребителя, экономическая эффективность. Далее определяется суммарное количество баллов.

Тщательная оценка позволяет выбрать конкретную программу, которая, как показывает опыт, дает хорошие результаты. Возможно одновременное осуществление нескольких новых программ с обязательным обеспечением их совместимости и наличием общей системы обеспечения качества в компании. Важно проведение тщательного анализа первых получаемых результатов, приносимых новыми программами, выявление на практике их слабых и сильных сторон, их оценивание.


Развитие современной системы обеспечения компании Robert Bosch сопряжено с последовательным прохождением определенных этапов развития: независимый контрольный орган, интегрированное обеспечение качества и интегрированная ответственность за качество.

Деятельность конкретных функциональных подразделений в настоящее время связана с выполнением четко определенных задач, представленных в таблице 1.

При распределении ответственности на специализированную службу качества возлагаются обязательства по эффективности, работоспособности и развитию системы обеспечения качества. Основными функциями этой структуры являются координация, надзор и регулирование. Одна из приоритетных задач - создать предпосылки для контроля и обеспечения качества. Примером могут служить деятельность по разработке методик, обучению персонала, созданию мотивационных программ для персонала. В деятельность службы качества входит также консультация и оказание содействия в проведении мероприятий по обеспечению качества на всех этапах производства, участие в принятии решений по вопросам качества продукции, в организации метрологического обеспечения производственного процесса, проведении испытаний новой продукции и серийного производства, а также входного контроля.

Таблица 1. Задачи в обеспечении качества структурных подразделений

Подразделение

Область ответственности

Отдел сбыта

Обеспечение учета рыночных требований в программе производства, создание надежной обратной связи с получением данных об эксплуатационных показателях товаров.

Проектноконструкторский отдел

Передача этапу производства изделий с проверенными качественными показателями и характеристиками надежности. Большое внимание уделяется технологичности и контролируемости конструкции.

Отдел планирования производств

Деятельность по оснащению производственного процесса комплектами технологической документации, машинами, механизмами и оборудованием, способствующими производству высококачественной продукции. А также деятельность по планированию контроля качества.

Отдел снабжения

Обеспечение закупки комплектующих изделий и узлов высокого качества.

Производственный отдел

Осуществление контроля при серийном производстве, несение ответственности за качество производства.

Коммерческий отдел

Обеспечение упаковки, складирования и транспортировки.

Руководство

Принятие решение по различным вопросам.



Накопленный опыт стал основанием для разработки специалистами автомобилестроения ФРГ своей методики, позволяющей оценить автоматизированную систему обеспечения качества для проверки соответствия требованиям стандартов ISO серии 9000. Оценка производится путем сравнения запланированного уровня качества производимой продукции и достигнутого в результате производства в условиях функционирования системы. Фактическое значение получают при сборе данных со всех этапов производственного цикла. Использование данной информации возможно при ее повторении, сборе в соответствии с установленной методикой и пригодности для анализа. Техническую возможность этому предоставляют используемые контрольные карты, сводные карты дефектов, корреляционные кривые, анализ и метод планирования экспериментов.

Данные о качестве продукции служат инструментом информирования и управления только при возможности их измерить и использовать для сопоставления и подсчета. С помощью данных о качестве могут решаться следующие задачи: корректировка производственного процесса, обнаружение и локализация дефектов, анализ причин возникновения дефектов, обеспечение качества на стадии планирования, аргументация маркетинговых и сбытовых решений, определение издержек на качество и т.д.

Некоторые немецкие специалисты схожи во мнении, что создание автоматизированной системы обеспечения качества должно быть основано на трех наиболее важных ее функциях: планировании, контроле и управлении качеством, а также обеспечивать ее совместимость с вышестоящей системой обработки данных в рамках всего предприятия.

Начальным этапом планирования качества является выяснение потребительских или рыночных требований и преобразование их в критерии оценки продукции или отдельных компонентов. Критерии следует подбирать таким образом, чтобы они поддавались проверке и были реализуемыми. Одновременно должна проводиться деятельность по установлению возможного уровня качества, достижимого при использовании данных оборудования и производственной технологии. На основании выявленных способностей имеющегося оборудования для обеспечения качества происходит установление вида и объема контроля.

Данная последовательность планирования качества продукции определяет требования к создаваемой автоматизированной системе. Ее функциями должны быть:

  • сбор и накопление данных о качестве, получаемых от производственных структур путем сравнения с продукцией конкурентов, испытаний прототипов и эксплуатации товаров;

  • представление информации в требуемой форме с целью использования в проектно-конструкторских работах и подготовке производства;

  • осуществление планирования средств контроля и управления ими;

  • составление и корректировка планов контроля.


Задача современного контроля качества - предоставить данные, позволяющие предотвратить возникновение погрешностей, с целью оптимизировать и управлять технологическим процессом. Сбор данных может производиться также на рабочих местах при выполнении операций обработки при использовании средств автоматического измерения. Управление технологическим процессом в узких границах с применением результатов контроля требует использования статистической обработки результатов измерений и последующего их преобразования в сигналы управления.

Необходимо обеспечить автоматическое выполнение всех операций по контролю. На основании этого формируются дополнительные требования к автоматизированной системе обеспечения качества:

  • осуществление подготовки информации о качестве для управления конкретными операциями производства;

  • обобщение данных для планирования и управления качеством;

  • накопление, длительное хранение результатов контроля и выдача их в распечатанном виде по запросу;

  • планирование и управление всеми операциями контроля.

Для управления качеством и его регулирования необходимо применять результаты контроля. Систему управления можно представить в качестве модели, состоящей из четырех соединенных между собой регулирующих контуров. Задачей первого (наименьшего) контура является передача обратной информации о результатах проведенных проверок выполнения производственных операций для регулирования технологических процессов.

Следующий по уровню контур - второй регулирующий - направлен на обобщение ежедневных результатов промежуточного и конечного контроля. Это дает основание мастеру для выдачи указаний участкам с низкими показателями качества для повышения его уровня.

С помощью третьего контура уплотняется полученная за длительный период времени информация о качестве, предназначенная для общих мероприятий в рамках цеха или завода.

Четвертым контуром охватываются все структуры предприятия, обобщаются и подготавливаются данные для деятельности по планированию качества.

Функционирование всех четырех контуров направлено на обеспечение обратной передачи данных с целью оптимизации процесса производства и выполнение заданных требований к уровню качества с достижением максимально возможной надежности. На этом основании можно сформулировать еще одно требование к автоматизированным системам: необходимость преобразования данных о качестве в оценочную величину, позволяющую проводить сравнение достигнутого уровня качества с заданным. Если первая величина превышает вторую, необходима выработка и передача управляющего сигнала по одному из регулирующих контуров.


Автоматизированная система обеспечения качества должна быть обязательно составным элементом комплексной системы автоматизированного производства. Этот факт диктует необходимость формирования определенных требований к первой.

Основным из них является совместимость информации. Данные из отделов проектно-конструкторских работ, подготовки производства и его управления, самого производства и обеспечения качества должны быть пригодны для использования в рамках всего предприятия, поэтому техническое обеспечение системы должно вписываться в соответствующую архитектуру автоматизированной системы производства.

Представитель технического руководства фирмы Sindelfingen В. Якоби, анализируя роль качества в экономическом развитии Германии, заявил, что этот вопрос в высшей степени актуален для страны, природные ресурсы которой бедны, а «сырьем» являются знания и их оптимальное использование.

По мнению профессора Г. Варнике, прогрессивная система обеспечения качества должна ориентироваться на такие тенденции, как применение гибких автоматизированных систем и превращение современного промышленного предприятия в «предприятие по производству услуг», способное быстро удовлетворять потребности рынка.

Заключение


Итак, для ФРГ характерны следующие особенности менеджмента качества:

  1. Высокая квалификация персонала. Основанием для этого во многом являются традиционная система индивидуального ученичества, лицензирование уровня мастерства и высокий социальный престиж мастера.

  2. Четкая регламентация требований к качеству продукции и системам качества как на государственном уровне (система стандартов ДИН ISO 9000 и др.), так и на уровне фирмы; развитая система сертификации продукции и систем качества; стабильность действующих стандартов и регламентов (срок действия не менее 5 лет).

  3. Широкое применение принципа делегирования ответственности, обеспечение его реализации продуманной системой мер, что позволяет привлечь к работам по обеспечению качества практически весь коллектив фирмы.

  4. Постепенное и продуманное развитие систем менеджмента качества как последовательное внедрение различных программ в области качества.

  5. Большое внимание к автоматизации производства и менеджмента качества, что минимизирует роль субъективных факторов в обеспечении качества