Файл: Цель занятия закрепить знания о дошкольной педагогике как науке, о том, чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики и спектр теоретикометодологических основ дошкольной педагогики,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические основы дошкольного образования (ДО, 1 часть)

Самостоятельная работа по теме 1.1

Цель занятия:закрепить знания о дошкольной педагогике как науке, о том, чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики и спектр теоретико-методологических основ дошкольной педагогики, содержание основных категорий дошкольной педагогики, сформировать образец эффективной педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.

Задания для самостоятельной работы: 

Задание 1. Ознакомьтесь со следующей исторической справкой.

Лингвистическая классификация педагогических терминов, предложенная Б.Б. Комаровским, выделяет среди них стабильные и условные термины.

К стабильным относятся терминологические и номенклатурные обозначения, которые получили всеобщее признание и широко применяются в современной педагогической науке и практике. Относительная стабильность таких терминов позволяет создавать ясность в понимании теоретических положений и помогает более глубокому проникновению в сущность педагогических явлений: воспитание, обучение, развитие, формирование, образование, дидактика, методика, педагогическая психология, дошкольное детство и др.

К условным относятся суждения о педагогических положениях, явлениях, событиях, выраженные в несложной или сложной повествовательной форме (педагогические речения и изречения), и термины, которые находятся в процессе своего формирования, обозначают педагогические понятия, не получившие всеобщего признания или не обладающие достаточной точностью. Условные термины отражают особенности языка и стиля автора и его эпохи. Среди них исследователи выделяют:

— индивидуальные термины (авторские): вербализм в обучении (Я. А. Коменский), сснсомоторнос воспитание, капризы и своеволие детей (Ж. Ж. Руссо), обучающее воспитание (А. Н. Радищев), воспитывающее обучение, педагогические заблуждения (В. Ф. Одоевский), педагог но призванию (П. Г. Редкин), вопросно-ответная форма обучения, детское саморазвитие, самообучение (П. Ф. Каптерев), народная педагогика (К. Д. Ушинский) и др.;


— образные выражения: сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы, педагогические речения и изречения, афоризмы — борьба с привычками (Ж. Ж. Руссо), право на детство — самое священное (В. Г. Белинский), пример определяет образ действия (А. И. Герцен), умственная радость (Д. И. Писарев), такт — методическое искусство (Н. И. Пирогов), сила впечатлений (К. Д. Ушинский), искусство - культура в области чувств (А. В. Луначарский), парниковое воспитание, педагогический ужас, чувство локтя (А. С. Макаренко) и др.;

— педагогизированные термины (термины, которые представляют собой и бытовую лексику, и до известной степени педагогическую терминологию): педагогическая теория, педагогическое воздействие, педагогическая практика, педагогическая техника, условия обучения, воспитательный эффект, воспитание аккуратности, педагогический оптимизм, трудовая книжка, детские площадки, продолжительность сна ребенка младшего дошкольного возраста, организация питания в ДОО и др.;

— провизорные термины (выражения, находящиеся на пути к образованию термина и недостаточно определенные по содержанию и объему обозначаемого понятия): педагогическая логика, профессиональная мобильность, эквивалентность образования, непрерывное образование, принципы организации предметно-развивающей среды, педагогический коллектив как самоорганизующаяся система, стратегии модернизации образования, технологии обучения и др.

Подберите еще по два термина, соответствующих разным видам условных терминов дошкольной педагогики. Мониторинг – 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Мониторинг (образовательный) – 1) постоянное наблюдение за образовательным процессом при помощи стандартизированного инструментария с целью выявления его соответствия апостериорно заданным количественным и качественным показателям, снимаемым с индикаторов, установленных в определенных его 

«точках», и установление соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы в связи с социально-политической и экономической ситуацией внутри страны и за рубежом.

Мониторинг (образовательный) - система организации сбора, хранения, отработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Мониторинг процесса обучения – постоянное наблюдение за процессами преподавания и учения.

М. процесса преподавания осуществляется в рамках демонстрации учебных занятий и предъявления их конспектов (учебных материалов, форм обучения, форм учебных занятий, методов, приемов и средств преподавания) при аттестации педагогических работников. М. реализуется в рамках методической, научно-методической работы и дополнительного профессионально-педагогического образования.

М. процесса учения осуществляется в рамках промежуточной и итоговой аттестации по следующим индикаторам: образовательная информация, способы познавательной деятельности, способы социального поведения (в образовательном пространстве, способы интровертивной деятельности (напр., здоровьесберегающей). Показателями выступают количество освоенного содержания образования и качество (степень выраженности) освоенности каждой единицы содержания образования.

Мониторинг образованности – система промежуточной и итоговой аттестации, включая ЕГЭ, обеспеченная контрольно-измерительными материалами.

Задание 2. Подготовьте презентацию на тему «Роль профессионального самообразования и саморазвития в повышении эффективности педагогической деятельности». Количество слайдов в презентации – 15-20.


Самообразование – специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленнгая на достижение определённых личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации; Система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

Саморазвитие личности – фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способность превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования себя.

Совершенствование качества обучения и воспитания  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.